12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акентьева Елена Ивановна39
Стаж работы - 40 лет. учитель высшей категории. Мой принцип - не навреди...
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7

Дзержинского района г. Волгограда

 

t1710266541aa.gif

t1710266541ab.gif

 

t1710266541ac.pngАвторы – составители:

Акентьева Е.И

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2024

 

 

 

t1710266541ad.gif

 

1.Подберите слова-синонимы к фразеологизмам

 

Зуб на зуб не попадает – холодно; замерзать, дрожать.

Как банный лист пристал –

На скорую руку –

Лить крокодиловы слезы –

Как на Маланьину свадьбу –

Маковой росинки во рту не было –

Родиться под счастливой звездой –

Трудиться засучив рукава –

Пальчики оближешь –

Тютелька в тютельку –

Обетованная земля –

Манна небесная –

 

2. Из какой мифологии пришел в наш язык фразеологизм ахиллесова пята ?

 

3.Запишите фразеологизмы, в состав которых входят названия животных. Рядом напишите синонимы.

 

4.Продолжите:

Как кошка с собакой – недружно,…….

Черепашьим шагом - ……….

 

5.Запишите фразеологизмы, в состав которых входят названия птиц. Рядом напишите синонимы.

 

6.Продолжите:

Стреляный воробей – опытный, бывалый человек.

Лебединая песня -……….

 

 

 

7. Разгадайте кроссворд “Фразеологизм”.

t1710266541ae.gif

Фальшивый или не имеющий силы документ.

Громко кричать или плакать.

Наиболее уязвимое место.

Зайти в гости к друзьям, знакомым без предупреждения, без приглашения.

Очень тяжёлая работа.

Глупец, тупица, простофиля.

Последнее произведение писателя, композитора.

Невозмутимое спокойствие.

Бездельничать, праздно проводить время.

Какое-либо дело не оправдывает затраченных на него усилий.

Слегка закусить.

Неловкая услуга, приносящая только вред.

 

Ответ. 1) Филькина грамота, 2) реветь белугой, 3) ахиллесова пята, 4) зайти на огонёк, 5) египетский труд, 6) олух царя небесного, 7) лебединая песня, 8) олимпийское спокойствие, 9) гонять лодыря, 10) игра не стоит свеч, 11) заморить червячка, 12) медвежья услуга.

 

8.. “Части тела человека”. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела.

____ в ____ не клади; ____ кровью обливается; ____ не дорос; ____ не моргнул; ____ не поднимается; ____ о ____ не ударить; ____ оближешь; ____ подвешен; ____ вянут; ____ тонка; без задних ____; в ____ не дует; гора с ____; держать себя в ____; душа в ____ ушла; как на ____; лужёная ____; море по ____; уплетать за обе ____; заговаривать ____; мастер на все ____; прижать к _____; раскинуть _____; с гулькин ____; семи пядей во ____; не ударить в грязь _____; чесать _____, надуть _____

 

Ответ. Пальца в рот не клади; сердце кровью обливается; нос не дорос; глазом не моргнул; рука не поднимается; палец о палец не ударить; пальчики оближешь; язык подвешен; уши вянут; кишка тонка; без задних ног; в ус не дует; гора с плеч; держать себя в руках; душа в пятки ушла; как на ладони; лужёная глотка; море по колено; уплетать за обе щеки; заговаривать зубы; мастер на все руки; прижать к ногтю; раскинуть мозгами; с гулькин нос; семи пядей во лбу; не ударить в грязь лицом; чесать языком, надуть губы.

 

9. “Домашние животные”. Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями.

1) как баран на новые ворота

а) глупо, неожиданно и против воли (оказался в неприятном положении)

 

2) козёл отпущения

б) купить неизвестно что, рискуя приобрести плохую вещь

 

3) купить (покупать) кота в мешке

в) о бесконечном повторении одного и того же

4) куры денег не клюют

г) до начала дела ещё далеко

5) сказка про белого бычка

д) петь плохо, неприятным голосом

6) драть как сидорову козу

е) о безвольном, бесхарактерном человеке; о человеке, имеющем жалкий вид

7) драть козла

ж) о том, на кого сваливают ответственность за всё

8) ещё и конь не валялся

з) сечь, пороть сильно, жестоко, безжалостно

9) как кур вo щи (попал)

и) не всегда бывают только удовольствия, случаются и неприятности

10) кот наплакал

к) смотрит, уставился: ничего не понимая

11) мокрая курица

л) о большом количестве денег у кого-либо

12) не мечите бисера перед свиньями

м) сделать большую неприятность кому-либо

13) вот где собака зарыта!

н) очень мало кого-нибудь или чего-нибудь

14) подложить свинью

о) не тратьте понапрасну слов на людей, которые не могут и не хотят понять вас

15) не всё коту масленица

п) вот в чём суть дела!

 

Ответ. 1 к, 2 ж, 3 б, 4 л, 5 в, 6 з, 7 д, 8 г, 9 а, 10 н, 11 е, 12 о, 13 п, 14 м, 15 и.

 

10. “Антонимы”. К каждому фразеологизму левой колонки найдите противоположный по смыслу фразеологизм правой колонки.

1) кровь с молоком

а) черепашьим шагом

2) рукой подать

б) жить на широкую ногу

3) во весь дух

в) краше в гроб кладут

4) плыть по течению

г) хоть отбавляй

5) перебиваться с хлеба на хлеб

д) плыть против течения

6) капля в море

е) как свинья в апельсинах

7) в рот не возьмёшь

ж) у чёрта на куличках

8) собаку съел

з) пальчики оближешь

9) бить баклуши

и) спину гнуть

10) без задней мысли

к) себе на уме

 

Ответ. 1 в, 2 ж, 3 а, 4 д, 5 б, 6 г, 7 з, 8 е, 9 и, 10 к.

 

11. “Буквы славянской азбуки”. В составе некоторых фразеологизмов сохранились наименования букв славянской азбуки. Запишите буквы, которые вы найдете в следующих фразеологизмах: ходить фертом; прописать ижицу; не миновать глаголя; азы да буки; выписать мыслете.

 

Ответ. Ходить фертом (ф) – важничать, рисоваться; прописать ижицу (?) – проучить, жестоко наказать кого-либо; не миновать глаголя (г) – о неизбежности сурового наказания кому-либо за его дела, поведение; азы (а) да буки (б) – слишком ясно, очевидно; выписать мыслете (м) – идти нетвердым шагом, заплетающейся походкой.

 

12. “Античная мифология”. Прочитайте крылатые выражения, связанные с античной мифологией. Каково происхождение каждого выражения? Какое значение имеет каждое выражение?

Дары данайцев, двуликий Янус, кануть в Лету, муки Тантала, яблоко раздора, авгиевы конюшни, нить Ариадны, гомерический смех, троянский конь, ящик Пандоры, весы Фемиды, два Аякса, панический страх, рог изобилия, колесо Фортуны.

 

Ответ. Дары данайцев – коварное предательство, скрытое под личиной дружбы; двуликий Янус – двуличный человек; кануть в Лету – навсегда исчезнуть, быть забытым; муки Тантала – нестерпимые муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на ее близость; яблоко раздора – предмет, причина спора, вражды; авгиевы конюшни – очень грязное помещение, сильная запущенность, засоренность, беспорядок в делах, требующих больших усилий для их устранения; нить Ариадны (Ариаднина нить) – путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос; гомерический смех (хохот) – неудержимый, громкий хохот; троянский конь – обманчивый дар, коварная услуга; ящик Пандоры – источник несчастий, великих бедствий; весы Фемиды – правосудие; два Аякса – два неразлучных друга; панический страх – безотчетный, внезапный, сильный страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение; рог изобилия (Амалфеин рог) – символ богатства, изобилия; колесо Фортуны – случай, слепое счастье.

 

13 “Контаминация”. Запишите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.

Пороть чепуху, ждать ветра в поле, стреляный калач, язык не поднимается, смотреть спустя рукава, забить во все колокола, не стоит выеденного гроша, кошки рвут сердце на части, рассыпался как мыльный пузырь.

Ответ. Пороть чепуху – пороть галиматью, нести чепуху; ждать ветра в поле – ждать у моря погоды, искать ветра в поле; стреляный калач – стреляный воробей, тёртый калач; язык не поднимается – язык не поворачивается, рука не поднимается; смотреть спустя рукава – работать спустя рукава, смотреть сквозь пальцы; забить во все колокола – забить тревогу, звонить во все колокола; не стоит выеденного гроша – не стоит ломаного гроша, не стоит выеденного яйца; кошки рвут сердце на части – кошки скребут на сердце (на душе), сердце рвётся на части; рассыпался как мыльный пузырь – рассыпался как карточный домик, лопнул как мыльный пузырь.

 

14.Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете?

золотые зубы – золотые руки

важная деталь – важная птица

медвежья услуга – медвежья берлога

горькая правда – горькая микстура

волчий хвост – волчий аппетит

принимать продукцию – принимать участие

приходить в голову – приходить в школу

выйти из комнаты – выйти из положения

дрова разгорелись – глаза разгорелись

 

cбивать с дерева – сбивать с толку

 

15.Вспомните, какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок?

 

в путь-дорогу снарядился
с утра до ночи
глаз не сводит
день и ночь
спору нет
делать нечего

 

16. Какие слова в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что они означают?

бить баклуши

точить лясы

зрителям:

попасть впросак

закадычный друг

мурашки бегают

заклятый враг

кромешная тьма

 

сломя голову

с гулькин нос

 

 

17.Какое из выделенных слов в каждой паре словосочетаний нельзя заменить антонимом и почему?

принести стулпринести пользу

поднять тревогу – поднять занавес

отдать книгу – отдать честь

глубокое озеро – глубокое уважение

зрителям: короткое пальто – короткое замыкание

 

18.Какое прилагательное может превратить слова во фразеологизмы

век, середина, правило

удар, система, затмение

суп, шут, чучело

полюс, буря, поле

ответ: золотой, гороховый, солнечный, магнитный

 

 

19.Объясните значение и происхождение фразеологизмов:

время истекло
ахиллесова пята
рог изобилия
запретный плод
держать порох сухим
одним миром мазаны

 

20.В данных парах предложений назовите фразеологизмы. Докажите.

1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. – Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык.

Никиту как ветром сдуло с веранды. – Ярче синеет лёд посреди Дона, где ветром сдуло снег.

Нет, тут надо всё как следует обдумать. – Никто не знал, как следует с ним держаться и как ему угодить.

Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. – Подружившись с артелью бурлаков, Рахметов стал помогать тянуть лямку и через неделю запрягся в неё.

2. Засучив рукава, я доставал выскальзывавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки. – Ребята работали засучив рукава.

Петр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя. – Ваня махнул рукой и побежал нам навстречу.

Мужчины посмеивались: кто-то видел, как богатырь-агроном носил жену на руках. – Настенька, сестрица моя! Мушке-комарику не дам обидеть тебя, на руках носить буду!

 

21. Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами

Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего. Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет Много прошло времени с той поры. // много воды утекло Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних

22. Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам (что для них является общим), определите значения фразеологизмов.

 

1.Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белого каления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует. 6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Метать громы и молнии. 9. Моя хата с краю. 10. Ноль внимания. 11. Под горячую руку. 12. Рвать и метать. 13. Стоять в стороне. 14. Устроить сцену. 15. Хоть бы что. 16. Хоть трава не расти.

 

23. Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Перепишите их по группам.

 

1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Длинный язык. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец ударить. 8. Переливать из пустого в порожнее. 9. Перемывать косточки. 10. Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон. 13. Точить лясы. 14. Чесать язык.

 

24.Подберите фразеологические обороты (см.2), синонимичные данным словам и словосочетаниям (см.1)

 

1. Весь день; вылечивать; главный помощник; вдоволь, без ограничения; искренне; наедине; очень быстро; сразу, в один прием; немедленно; обмануть; отчаиваться; унывать; привлекать к себе внимание, быть особо заметным; очень близко, рядом; осмеять, сделать предметом насмешки; очень крепко (уснуть); самым серьезным образом; моментально появиться; некстати, невпопад.

 

2. В два счета; одним духом; от всей души; от зари до зари; падать духом; по горячим следам; поднимать на ноги; бросаться в глаза (кому-либо); поймать на удочку; правая рука; сколько душе угодно; с глазу на глаз; в нескольких шагах; поднять на смех; мертвым сном; не на шутку; тут как тут; ни к селу ни к городу.

 

25. Запишите фразеологизмы по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение.

 

1. Вон оно что! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот так штука! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран на новые ворота. 6. Наверху блаженства. 7. Не укладывается в голове. 8. Подумать только! 9. Развести руками. 10. Почувствовать себя на седьмом небе. 11. Родился в сорочке. 12. Ума не приложу. 13. Хорошенькое дело! 14. Скажи на милость. 15. Вот так номер!

 

27.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:

1) делать из мухи слона, 2) кровь с молоком, 3) мозолить глаза,- 4) как две капли воды, 5) бить баклуши,6) набрать в рот воды, 7) семи пядей во лбу, 8) когда рак на горе свистнет, 9) зарубить на носу, 10) куры не клюют.

 

28. Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма.

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

 

29. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:

1) рукой подать 1) мастер на все руки

2) на вес золота 2) спустя рукава

3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках

4) песок сыплется 3) взять себя в руки

5) в час по чайной ложке 5) грош цена

6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши

7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло

8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско

9) душа в душу 9) одержать победу

10)засучить рукава 10)на всех парах

 

30.Заменить его словом или словосочетанием :

Пустить красного петуха (поджечь что-либо); зеница ока (самое важное)

скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову

(отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах).

 

 

31. Продолжить фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

 

32.Работа с текстом.

 

Прочитать выразительно текст, найти фразеологизмы, определить их роль в тексте.

 

Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдруг споткнулся о тело гробовых дел мастера Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул и живо стал. (…)

 

- Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

 

- Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. – Преставилась значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает…

 

- То есть как это считается? У кого это считается?

 

- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роса, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”.

 

Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

 

- Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

 

- Я – человек маленький. Скажут: “гигнулся Брезенчук”.

 

А больше ничего не скажут, - и строго добавил: - Мне дуба дать или в ящик сыграть – невозможно: у меня комплектация мелкая…


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Язенина Ольга Анатольевна, 12.03.24 в 22:53 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за интересные задания!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.