12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бычкова Елена5111
Педагогический стаж 26 лет, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
Россия, Иркутская обл., Братск

"Взаимодействие семьи и школы. Эффективные формы работы"

Бычкова Елена Анатольевна

Учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №24»

Иркутская область .г.Братск.

«Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей»

В.А. Сухомлинский

Аннотация:

Взаимодействие с семьей одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого учителя. Взаимодействие семьи и школы понимается как целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей и смыслов семейного и школьного воспитания. В статье представлены методы и формы работы с родителями.

Семья - это самое важное, что есть у ребёнка! В семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями, учащимися и родителями. Родители и учителя одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. В чем суть взаимодействия семьи и школы? Учителю нужно учитывать: психофизические особенности учащихся, их положение в семье, особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии, социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи .

Учитель может получить следующие данные:

1.Общие сведенья о семье : состав семьи, место работы и род занятий родителей, жилищно - бытовые условия. Источники: личное дело, беседа с ребенком, беседа с соседями, беседа с родителями, патронаж.

2.Культурный уровень образование родителей, их интересы.

3.Положение в семье, отношение к нему родителей, их влияние на него, внутрисемейное отношение.

При работе с родителями в своей работе я использую дифференцированный подход. Это позволяет мне составить конкретный план работы с семьей Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка.
Выделяют следующие типы семей:
1 тип: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются.
2 тип: Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3 тип: Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4 тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5 тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Работа с родителями в нашей школе строится согласно целевой программе «Семья и школа». 
В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Учитель должен установить партнерские отношения с каждой семьей, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Для этого необходимо собрать полную информацию о семье ребенка. Учитель может выбрать разные способы, но самый доступный и быстрый – это анкетирование родителей . С целью более близкого знакомства с родителями учеников, можно договориться на родительском собрании о «дне семьи», это день, когда учитель может посетить семью. Такой день необходимо определить заранее, составить список посещения семей. Делается это для того, чтобы увидеть, как и в каких условиях живёт ребенок. Самое главное, на что стоит обратить внимание, это рабочее место ребенка и место его отдыха В ходе посещения семей учитель должен составить банк данных на детей. Это поможет в дальнейшем наметить курс совместной работы с семьями. Поэтому так важно найти понимание и направление совместной работы учителя и родителей .Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление и взаимодействие школы и семьи, на усиление её воспитательного потенциала.

Все формы взаимодействия делят на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные.

Индивидуальные: Посещение семьи, приглашение в школу, индивидуальная беседа,

психолого педагогические консультации, переписка с родителями, телефонные общения.

Групповые: Заседания родительского комитета, групповые консультации, беседы, творческие группы, родительский лекторий.

Коллективные: Лекции, беседы, конференции, родительские собрания, встречи с узкими специалистами, вечера вопросов и ответов, день открытых дверей, психологические тренинги, совместные праздники, экскурсии, открытые уроки. практикумы, совместные творческие дела.

Инновационные формы и методы работы с семьёй: Круглый стол, тематические выставки, интервью с родителями и детьми, почта, телефон доверия, аукцион секретов воспитания, семейные проекты. тесты, диагностика, опрос, интеллектуальные игры, конкурс семейных талантов, консультация специалистов, устный журнал. Семейные спортивные встречи, открытые занятия, родительская гостиная, портфолио семейного успеха. Если есть доступ к сети Интернет, то электронная почта ,очень эффективный  способ общения с родителями. В процессе взаимодействия учителя должны использовать следующие принципы работы с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.  В общении с родителями избегайте категоричности, требовательного тона.

2.Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и школы .Не стоит навязывать свое видение родителям, ведь они уже сформировавшиеся личности со своим мировоззрением.

3.Открытость. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве.

4. Индивидуальный подход к каждой семье. Это один из самых главных принципов в работе учителя.

5.Сотрудничество, а не наставничество.

Современным родителям не хватает навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; использования правовых знаний в области образования . В этой связи в обучении родителей можно выделить три направления: обучение родителя как воспитателя, как учителя своего ребенка, как союзника, партнёра.Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.  

Основные формы взаимодействия с семьями:

Родительские собрания 

Информационные буклеты 

Папки-передвижки 

Дни открытых дверей 

Тематические выставки 

Родительские гостиные 

Праздники и развлечения 

Анкетирование

Родительские пятиминутки 

Консультирование

Правила общения с родителями. Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия. Уважай свое и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если нужно, укажи точное время начала и конца. Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчетами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности. При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения. Например: посещение с целью проверки уголка школьника. Почаще хвали родителя за воспитание ребенка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма. К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год. При мимолетной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребенка.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

Снять собственное напряжение перед встречей с родителями. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников и благополучных и «сложных» ,ушли с собрания с верой в своего ребенка. Основная нагрузка по обеспечению взаимодействия школы и семьи ложится на плечи классного руководителя, который для этого в своей деятельности использует разнообразные формы работы. Свою работу с родителями классные руководители стараются строить на методике контактного взаимодействия.

Методика контактного взаимодействия учителя с родителями:
1. Поиск контактов (процесс первого общения).
2. Поиск общей темы (анкетирование родителей, наблюдение, индивидуальные беседы).
3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (педагогическое сотрудничество).
4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (стадия прогнозирования возможных вариантов отношений учителя с родителями.).
5. Реализация индивидуального подхода (выработка ряда согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка)
6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализ совместных действий родителей и учителя, направленой на коррекцию поведения школьников).
Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание - это важный педагогический институт в руках учителя.
Вот несколько практических советов по подготовке родительского собрания:

Структура подготовки родительского собрания:
1. Определение цели.
2. Изучение научно-методической литературы.
3. Проведение микроисследований.
4. Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.
5. Придумать форму приглашения родителей.
6. Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям. Ведение протокола (смотри приложение).
7. Оборудование и оформление помещения для собрания.
8. Собрание условно делится на три части:
- вступительная;
- основная;
- заключительная.

Памятка классному руководителю по проведению родительского собрания:

1. Если вы только взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.
2. Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа.
3. Расскажите о том, какие кружки, секции, факультативы работают в школе.
4. Начинать свое выступление перед родителями надо с положительного.
5. Если вы проводите диагностическое исследование, то оно не должно сводится к навешиванию ярлыков.
6. Интонация собрания: «советуемся, размышляем вместе»
7. Тактичность.
8. Построение доверительных отношений с родителями учеников.
9. Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом.
Родители должны видеть в учителе друга, человека, который всегда придет на помощь, выслушает, подскажет, поддержит, даст верный совет

Можно сделать следующие выводы:

Семья и школа играют главную роль в жизни ученика. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у меня одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни!

Литература:

1.Кульневич СВ. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2001.

2. Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М. “Педагогический поиск”, 2000.

3.Сергеева ВП. Классный руководитель в современной школе. М 2001

Использованы интернет ресурсы



Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.