12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
БаязитоваАА146
учитель начальных классов
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
​​​​​​​



Приложение к ООП НОО,

утвержденной приказом от

24.08.2019 №Ш20-13-545/9

(с изменениями от 25.08.2021

Ш20-13-545/1)






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20






Рабочая программа внеурочной деятельности

«Шахматы»

(общеинтеллектуальное направление)

4з, 4и класс




Руководитель курса:

Баязитова А.А.










Сургут, 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

2021-2022 учебный год


Учитель – Баязитова А.А.

Стаж педагогической работы – 20 лет

Категория – первая

Дата аттестации –15.12.2017г

Наименование программы: «Шахматы»

Класс: 4з,4и



Должность, Ф.И.О.

Подпись (возможные замечания)

Дата

Директор

МБОУ СОШ № 20

Н.В. Бауэр







«____.___._____»


Заместитель директора по ВВВР

И.Г. Милютина






«____.___._____»


Руководитель МО

Е.В.Балашова









«____.___._____»


Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Шахматы» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы; Основной образовательной программы МБОУ СОШ №20, в соответствии с планом внеурочной деятельности НОО на 2021-2022 учебный год; Программы к завершенной предметной линии учебников «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника «Шахматы в школе», 4-ый обучения (авторы Прудникова Е.А., Волкова Е.И. М.: Просвещение, 2017 г.), рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.


Актуальность программы

Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью обще- человеческой культуры. «Они (шахматы. – Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).

XXI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.

С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного возраста.

В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентированным на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по окончании 4 класса у школьника должны быть сформированы следующие навыки: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, находить выходы из спорных ситуаций, решать проблемы творческого и поискового характера, планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи и пр.

Шахматная игра как полифункциональный предмет – это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.

Цель программы - гармоничное когнитивное развитие детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

приобретению знаний из истории развития шахмат;

постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.


Вид программы: компилятивная.

Объем программы: на реализацию курса отводится 1 час в неделю  (4 класс-34 часа в год).

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной организацией, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических заданий и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Организационно-педагогические условия

Занятия проводятся в соответствии с планом внеурочной деятельности и Положением о внеурочной деятельности образовательного учреждения. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного компонента в структуру занятия.


Содержание учебного предмета
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:

«Теоретические основы и правила шахматной игры»;

«Практико-соревновательная деятельность».


Теоретические основы и правила шахматной игры


История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.


Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонни разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.


Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.




Планируемые результаты изучения курса


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

формирование основ российской, гражданской идентичности;

ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

наличие чувства прекрасного;

формирование основ шахматной культуры;

понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

уважительное отношение к иному мнению;

приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

умение управлять своими эмоциями;

дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

оказание бескорыстной помощи окружающим.


Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

владение способом структурирования шахматных знаний;

способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

умение находить необходимую информацию;

способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.


Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета

«Шахматы в школе».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны:

приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.


В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:

правила техники безопасности во время занятий;

историю возникновения и развития шахматной игры;

имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-

спортсмен;

историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.


К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:

владеть основными шахматными понятиями;

владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два– три хода;

знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

уметь реализовывать материальное преимущество;

принимать участие в шахматных соревнованиях.


Ресурсное обеспечение реализации Программы

Материально-техническое обеспечение

шахматные доски с набором шахматных фигур

демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур

шахматные часы

шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий

шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации.

Информационно – методическое обеспечение

Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. 2017г.

Учебное пособие «Шахматы в школе» 4-й год обучения. Прудникова Е. А., Волкова Е. И., 2018г.































Календарно-тематическое планирование

Дата проведения Тема занятия Форма проведения
план факт
1 02.09

История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России

Беседа.
2 09.09

Основные принципы игры в дебюте.

Беседа. Игра.
3 16.09

Перевес в развитии фигур

Беседа. Анализ партий.
4 23.09

Атака на короля.

Беседа. Конкурс.
5 30.09

Атака на короля.

Беседа. Конкурс.

6 07.10

Перевес в пространстве.

Беседа. Конкурс.

7 14.10

Оценка позиции.

Беседа. Анализ партий.

8 21.10

План игры.

Беседа. Игра.
9 28.10

Выбор хода.

Беседа. Анализ партий.

10 11.11

Открытые дебюты.

Беседа. Анализ партий.

11 18.11

Полуоткрытые дебюты.

Беседа. Анализ партий.

12 25.11

Закрытые дебюты.

Беседа. Анализ партий.

13 02.12

Гамбиты.

Беседа. Анализ партий.

14 09.12

Тактический приём «мельница».

Беседа. Блиц-турнир.
15 16.12

Тактический приём «перекрытие».

Беседа. Блиц-турнир.

16 23.12

Тактический приём «рентген».

Беседа. Блиц-турнир.

17 13.01

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Конкурс.
18 20.01

Анализ шахматной партии: выбери ход.

Анализ партий.
19 27.01

Шахматный турнир.

Практикум.
20 03.02

Шахматный турнир.

Практикум.

21 10.02

Шахматный турнир.

Практикум.

22 17.02

Шахматный турнир.

Практикум.

23 24.02

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля.

Беседа. Турнир.
24 03.03

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля.

Беседа. Турнир.

25 10.03

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля.

Беседа. Турнир.

26 17.03

Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля.

Беседа. Турнир.

27 24.03

Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю.

Беседа. Турнир.

28 07.04

Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю.

Беседа. Турнир.

29 14.04

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Конкурс
30 21.04

Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом.

Беседа.
31 28.04

Шахматный турнир.

Практикум

32 05.05

Шахматный турнир.

Практикум

33 12.05

Шахматный турнир.

Практикум

34 19.05

Шахматный турнир.

Практикум



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.