12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Подгайная Татьяна90
1

Шашки как один из факторов интеллектуального развития школьников (выступление на заседании методического объединения)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования г. Владикавказа»

структурное подразделение

«Центр развития творчества детей и юношества «Нартт»













Шашки как один из факторов интеллектуального развития школьников

(выступление на заседании методического объединения)








Составитель:

педагог дополнительного образования

Подгайная ТЛ.






Владикавказ, 2022г

Шашки – увлекательная игра, известная с древних времен. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт, шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками.

Шашки – это не только игра, доставляющая детям радость и удовольствие, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Игра в шашки развивает наглядно – образное мышление школьника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

В шашки научить играть не сложно, но мастерски играть – это другой вопрос. Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком.

Поэтому в структурном подразделении «ЦРТДЮ «Нарт» разработана программа по дополнительному образованию «Русские шашки», по которой учащиеся Православной школы обучаются игре в шашки.

Целью данной программы является ознакомление обучающихся с основами теории и практики игры в шашки.

Задачи программы:

Образовательные:

обучение технике игры в шашки;

ознакомление детей с теорией шашечной игры. Развивающие:

активизация мыслительной деятельности обучающихся: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Программа помогает планомерно и последовательно работать с обучающимися по основам шашечного искусства, способствует правильной организации досуга, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения. В содержание программы входят следующие темы:

Партии.

Ходы.

Комбинации.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: «Делаем наилучшие ходы», «Связывание», «Шашечные окончания», «Размен».

Программа состоит из трех этапов:

Подготовительный этап – знакомство с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории; начинают тренировочные игры.

Основной этап – изучение основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомство с композицией, принятие участие в турнирах.

Заключительный этап – закрепление полученных знаний, опросы, подведение итогов спортивных выступлений за год.

Учебный процесс предусматривает следующие формы обучения:

Коллективная. Коллективные игры – вводятся в начале обучения по каждому блоку, они наиболее эффективны в начале обучения т. к. при наименьших затратах усилий и времени удается выполнить интеллектуальные задачи.

Групповая. Групповая форма организации игровых партий также является эффективной формой детской деятельности. Суть организации заключается в игре одной группы обучающихся против другой группы обучающихся. Такая форма работы с учащимися также способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания.

Парная. Форма организации работы самая распространенная. Однако не следует торопиться с введением данной формы. Уместнее ее использовать тогда, когда обучающиеся владеют элементарными приемами игры.

Турниры. Итоговая форма по каждому блоку, которая выявляет степень обученности учащихся по каждому блоку.

В ходе планомерной работы, уже достигнуты следующие результаты:

обучающиеся умеют ориентироваться на шашечной доске,

правильно размещают доски между партнерами,

расставляют шашки, различают диагонали, вертикали, горизонтали,

применяют на практике правила игры,

решают простейшие комбинации,

расставляют позиции с заданными условиями,

рассчитывают соотношений сил.

Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт занятий построенных на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий).

Периодически проводится диагностическое обследование процесса обучения игре в шашки, суть которого заключается в следующем:

Обучающемуся предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

Спрашиваем у обучающегося, кто начинает игру первым и почему.

Предлагаем начать игру, наблюдая за тем, как обучающийся делает ходы.

В игре создаем такую ситуацию, при которой обучающийся имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

Предлагаем разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

Проверяем, как обучающийся понимает преимущества дамки перед обычной шашкой во время игры.

Если обучающийся оставляет партию незаконченной, пытаемся выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете сбитых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Программа предполагает использование таких форм подведения итогов, как организация тренировочных туров, викторин, соревнований.

Социальное партнерство школы и семьи обеспечивает наиболее быстрое и гармоничное влияние на формирование личностных качеств обучающегося. Для оказания образовательной помощи родителям, активизации их внимания к вопросам развития личности ребенка мною используются следующие формы работы:

Анкетирование родителей с целью привлечения внимания к тому, какую роль играет интеллектуальное развитие в жизни обучающегося;

Беседы, в которых освещаются проблемы развития логического мышления воспитанников;

Родительское собрание: Мастер – класс: «Играем в шашки».

Я считаю, что шашки научат детей элементам импровизации, динамического творчества, а значит, прогрессивного развития личности.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.