Параметры саморегуляции
Критерии оценки
Самоконтроль
Сфера проявления самоконтроля
Повсеместно – 3 б.
В привлекательных видах деятельности – 2 б.
Проявляется очень редко – 1 б.
Не проявляется – 0 б.
Роль взрослого в проявлениях самоконтроля
Проявляет самостоятельно – 3 б.
Проявляет при напоминании взрослого – 2 б.
Проявляет в присутствии взрослого – 1 б.
Присутствие взрослого не влияет положительно на проявление самоконтроля – 0 б.
Понимание необходимости самоконтроля
Понимает и развернуто объясняет, делая акцент на качестве действий и их результатах – 3 б.
Понимает и объясняет, ссылаясь на требования взрослых или пример других детей – 2 б.
Понимает необходимость, но не объясняет – 1 б.
Не понимает необходимости или считает ненужным – 0 б.
Приёмы самоконтроля
Использует разнообразные приёмы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности – 3 б.
Использует несколько приёмов как универсальные для любых ситуаций – 2 б.
Использует приемы очень редко, малоэффективные или неэффективные – 1б.
Не использует приёмы самоконтроля – 0 б.
Вид самоконтроля
Преобладает самоконтроль каждой отдельной операции: есть элементы, предвосхищающие самоконтроль (с элементами прогнозирования); учитывает прошлый опыт; замечает и устраняет ошибки, корректирует при необходимости деятельность – 3 б.
Преобладает пооперационный самоконтроль, но предвосхищающий не проявляется, замечает и пытается устранить ошибки (что не всегда удается), опирается на прошлый опыт, но не все условия может проанализировать; не всегда корректирует свою деятельность – 2 б.
Преобладает самоконтроль по результату с элементами пооперационного самоконтроля, опыт учитывает редко, не корректирует деятельность – 1 б.
Если самоконтроль и наблюдается, то только по готовому результату; не учитывает опыт и не корректирует деятельность – 0
Уровни самоконтроля: высокий – 15 – 20 баллов; средний – 11 – 8 баллов; низкий - 7- 4 балла; низкий – 3 – 0 баллов
Планирование деятельности
Постановка цели
Ставит цели самостоятельно, инициативен в разных видах деятельности – 3 б.
Цели ставит в некоторых видах деятельности – 2 б.
Цели ставит под руководством взрослого – 1 б.
Не может инициировать деятельность – 0 б.
Создание условий для достижения цели
Создает условия, адекватные успешному достижению цели, проявляет элементы прогнозирования – 3 б.
Создает некоторые стандартные условия для достижения цели, не всегда учитывая меняющуюся ситуацию – 2 б.
Создает условия деятельности при руководстве взрослого – 1 б.
Условия деятельности без помощи взрослого организовать не может – 0 б.
Содержание целей
Разнообразны, связаны не только утилитарными, но и с общественными нуждами – 3 б.
Цели касаются в основном интересов самого ребенка, но выходят за пределы его непосредственных нужд (например, связаны с интересом к познанию) – 2 б.
Цели сугубо утилитарны – 1 б.
Цели отражают непосредственные спонтанные побуждения ребенка – 0 б.
Отдаленность целей
Цели достаточно отдалённые, подчиняется им успешно, длительно согласует с целью свою активность – 3 б.
Цели связаны с близкой перспективой – 2 б.
Цели связаны с ближайшей перспективой – 1 б.
Цели связаны с ситуацией, в которую включен ребенок, диктуются обстановкой, условиями деятельности – 0 б.
Вербализация целей
Развёрнуто отражает цели в речи – 3 б.
Крепко отражает цели в речи – 2 б.
Цели называет при вспомогательных вопросах – 1 б.
Затрудняется в вербализации целей даже при помощи взрослого – 0 б.
Уровни планирования деятельности: высокий - 15 – 12 баллов; средний – 11 – 8 баллов; низкий – 7 – 4 балла; низкий – 3 – 0 баллов
Способность к волевым усилиям
Длительность волевого усилия
Длительно противостоит отвлечениям даже при выполнении не слишком интересной деятельности – 3 б.
Противостоит отвлечениям в интересной деятельности – 2 б.
Волевое усилие кратковременно, легко отвлекается – 1 б.
Не может удерживать цель деятельности, если это требует волевого усилия – 0 б.
Роль взрослого в поддержании волевого усилия
Удерживает без помощи взрослого и в его отсутствии – 3 б.
Удерживает только в присутствии взрослого – 2 б.
Удерживается только с помощью взрослого – 1 б.
Взрослый не может положительно повлиять на поддержание волевого усилия – 0 б.
Частота проявления волевого усилия
Повсеместно - 3 б.
Часто – 3 б.
Иногда – 1 б.
Не проявляет – 0 б.
Характер преодоления трудностей
Преодолевает, не отказывается от цели – 3 б.
Сомневается, ищет «обходные пути» - 2 б.
Через некоторое время менять цель – 1 б.
Меняет цель сразу – 0 б.
Вербализация волевых усилий
Отражает развернуто и подробно – 3 б.
Отражает кратко – 2 б.
Констатирует результат – 1 б.
Не отражает – 0 б.
Уровни способности к волевому усилию: высокий – 15 – 12 баллов; средний – 11 – 8 баллов; низкий – 7 – 4 балла; низкий – 3 – 0 баллов
Соподчинение мотивов
Частота возникновения борьбы мотивов
Возникает часто – 3 б.
Возникает достаточно часто, но общественные мотивы не всегда побеждают – 2 б.
Возникает изредка – 1 б.
Почти не возникает, ребенок решает сразу в пользу более привлекательного мотива – 0 б.
Протекание борьбы мотивов
Протекает осознанно, отношение к борьбе мотивов рассудительное – 3 б.
Протекает как процесс метаний, поиска более подходящего решения – 2 б.
Протекает бурно, с аффективными реакциями – 2 б.
Не протекает – 0 б.
Завершение борьбы мотивов
Завершается соподчинением мотивов, принимается осознанное решение – 3 б.
Завершается соподчинением, но остаются сомнения в правильности принятого решения – 2 б.
Завершается соподчинением мотивов, которое нарушается ребенком в процессе выполнения деятельности – 1 б.
Не завершается. Мотивы проходят в открытый конфликт – 0 б.
Особенности иерархии мотивов
Борьба мотивов чаще завершается в пользу общественного мотива – 3 б.
Общественные мотивы не всегда побеждают – 2 б.
Решение в пользу личного или общественного мотива зависит от ситуации - 1 б.
Личные мотивы обычно доминируют – 0 б.
Роль взрослого в протекании борьбы мотивов
Существенно не влияет – 3 б.
Влияет в особо трудных для ребенка случаях – 2 б.
Роль «помогающая» - 1 б.
Роль определяющая – 0 б.
Уровни соподчинения мотивов высокий – 15 – 12 баллов; средний – 11 – 8 баллов; низкий – 7 – 4 балла; низкий – 3 – 0 баллов
Самооценка
Устойчивость
Достаточно устойчива – 3 б.
Иногда меняется в зависимости от обстоятельств – 2 б.
Часто меняется в зависимости от обстоятельств – 1 б.
Всегда зависит от обстоятельств – 0 б.
Соотношение самооценки и возможностей
Адекватная, соответствует возможностям – 3 б.
Адекватная, но не во всех видах деятельности – 2 б.
Чаще неадекватная (завышенная или заниженная) - 1 б.
Выраженно неадекватная – 0 б.
Дифференцированность
Дифференцированная, ребенок по-разному оценивает себя в разных видах деятельности – 3 б.
Не все виды деятельности удаётся оценить правильно – 2 б.
Дифференцированная самооценка проявляется редко – 1 б.
Не проявляется – 0 б.
Мотивированность
Мотивирует, опираясь на собственный опыт и мнение других, развернуто, подробно – 3 б.
Мотивирует менее развернуто, с опорой на конкретные эпизоды своей жизнедеятельности – 2 б.
Мотивирует неопределенно или ссылаясь на высказывания взрослых – 1 б.
Не мотивирует – 0 б.
Уровни самооценки: высший – 12 – 10 баллов, средний – 9 – 7 баллов; низкий
- 6 – 4 баллов; низший – 3 – 0 баллов
Выполнение требований, правил
(оценивается отдельно в отношении наглядного и словесного образца, данные суммируются)
Использование образца
Точно следует образцу, обследует его перед началом деятельности – 3 б.
Справляется следовать образцу, но этап обследования выражен недостаточно – 2 б.
К образцу обращается редко, не обследует его – 1 б.
К образцу не обращается – 0 б.
Соотношение результата и образца
Соответствует – 3 б.
В основном соответствует, исключая некоторые детали – 2 б.
Соответствует только в самых общих чертах – 1 б.
Фактически не соответствует – 0 б.
Ориентация на способ действия, обозначенный взрослым («как надоделать2)
Учитывает и успешно старается следовать – 3 б.
Старается следовать, но не всегда успешно – 2 б.
Ориентируется лишь на общий способ активности (что надо делать) – 1 б.
Действует безотносительно указаниям взрослого на способ действия – 0 б.
Уровни выполнения правил: высокий – 18 – 14 баллов; средний – 13 – 9 баллов; низкий – 8 – 4 баллов; низший – 3 -0 баллов