12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шокурова Елена Николаевна2460
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать и нет ничего глупее, чем пытаться подменить это его умение нашим. Жан Жак Руссо
Россия, Алтайский край, с. МАЛОЕНИСЕЙСКОЕ
Материал размещён в группе «Педагог-психолог»
4

Схема оценки уровня саморегуляции как показателя психологической готовности ребенка к школе

Схема оценки уровня саморегуляции как показателя психологической готовности ребенка к школе

Параметры саморегуляции

Критерии оценки

Самоконтроль

Сфера проявления самоконтроля

Повсеместно – 3 б.

В привлекательных видах деятельности – 2 б.

Проявляется очень редко – 1 б.

Не проявляется – 0 б.

Роль взрослого в проявлениях самоконтроля

Проявляет самостоятельно – 3 б.

Проявляет при напоминании взрослого – 2 б.

Проявляет в присутствии взрослого – 1 б.

Присутствие взрослого не влияет положительно на проявление самоконтроля – 0 б.


Понимание необходимости самоконтроля

Понимает и развернуто объясняет, делая акцент на качестве действий и их результатах – 3 б.

Понимает и объясняет, ссылаясь на требования взрослых или пример других детей – 2 б.

Понимает необходимость, но не объясняет – 1 б.

Не понимает необходимости или считает ненужным – 0 б.

Приёмы самоконтроля

Использует разнообразные приёмы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности – 3 б.

Использует несколько приёмов как универсальные для любых ситуаций – 2 б.

Использует приемы очень редко, малоэффективные или неэффективные – 1б.

Не использует приёмы самоконтроля – 0 б.

Вид самоконтроля

Преобладает самоконтроль каждой отдельной операции: есть элементы, предвосхищающие самоконтроль (с элементами прогнозирования); учитывает прошлый опыт; замечает и устраняет ошибки, корректирует при необходимости деятельность – 3 б.

Преобладает пооперационный самоконтроль, но предвосхищающий не проявляется, замечает и пытается устранить ошибки (что не всегда удается), опирается на прошлый опыт, но не все условия может проанализировать; не всегда корректирует свою деятельность – 2 б.

Преобладает самоконтроль по результату с элементами пооперационного самоконтроля, опыт учитывает редко, не корректирует деятельность – 1 б.

Если самоконтроль и наблюдается, то только по готовому результату; не учитывает опыт и не корректирует деятельность – 0


Уровни самоконтроля: высокий – 15 – 20 баллов; средний – 11 – 8 баллов; низкий - 7- 4 балла; низкий – 3 – 0 баллов

Планирование деятельности

Постановка цели

Ставит цели самостоятельно, инициативен в разных видах деятельности – 3 б.

Цели ставит в некоторых видах деятельности – 2 б.

Цели ставит под руководством взрослого – 1 б.

Не может инициировать деятельность – 0 б.

Создание условий для достижения цели

Создает условия, адекватные успешному достижению цели, проявляет элементы прогнозирования – 3 б.

Создает некоторые стандартные условия для достижения цели, не всегда учитывая меняющуюся ситуацию – 2 б.

Создает условия деятельности при руководстве взрослого – 1 б.

Условия деятельности без помощи взрослого организовать не может – 0 б.

Содержание целей

Разнообразны, связаны не только утилитарными, но и с общественными нуждами – 3 б.

Цели касаются в основном интересов самого ребенка, но выходят за пределы его непосредственных нужд (например, связаны с интересом к познанию) – 2 б.

Цели сугубо утилитарны – 1 б.

Цели отражают непосредственные спонтанные побуждения ребенка – 0 б.


Отдаленность целей

Цели достаточно отдалённые, подчиняется им успешно, длительно согласует с целью свою активность – 3 б.

Цели связаны с близкой перспективой – 2 б.

Цели связаны с ближайшей перспективой – 1 б.

Цели связаны с ситуацией, в которую включен ребенок, диктуются обстановкой, условиями деятельности – 0 б.

Вербализация целей

Развёрнуто отражает цели в речи – 3 б.

Крепко отражает цели в речи – 2 б.

Цели называет при вспомогательных вопросах – 1 б.

Затрудняется в вербализации целей даже при помощи взрослого – 0 б.

Уровни планирования деятельности: высокий - 15 – 12 баллов; средний – 11 – 8 баллов; низкий – 7 – 4 балла; низкий – 3 – 0 баллов

Способность к волевым усилиям

Длительность волевого усилия

Длительно противостоит отвлечениям даже при выполнении не слишком интересной деятельности – 3 б.

Противостоит отвлечениям в интересной деятельности – 2 б.

Волевое усилие кратковременно, легко отвлекается – 1 б.

Не может удерживать цель деятельности, если это требует волевого усилия – 0 б.

Роль взрослого в поддержании волевого усилия

Удерживает без помощи взрослого и в его отсутствии – 3 б.

Удерживает только в присутствии взрослого – 2 б.

Удерживается только с помощью взрослого – 1 б.

Взрослый не может положительно повлиять на поддержание волевого усилия – 0 б.


Частота проявления волевого усилия

Повсеместно - 3 б.

Часто – 3 б.

Иногда – 1 б.

Не проявляет – 0 б.


Характер преодоления трудностей

Преодолевает, не отказывается от цели – 3 б.

Сомневается, ищет «обходные пути» - 2 б.

Через некоторое время менять цель – 1 б.

Меняет цель сразу – 0 б.


Вербализация волевых усилий

Отражает развернуто и подробно – 3 б.

Отражает кратко – 2 б.

Констатирует результат – 1 б.

Не отражает – 0 б.

Уровни способности к волевому усилию: высокий – 15 – 12 баллов; средний – 11 – 8 баллов; низкий – 7 – 4 балла; низкий – 3 – 0 баллов

Соподчинение мотивов

Частота возникновения борьбы мотивов

Возникает часто – 3 б.

Возникает достаточно часто, но общественные мотивы не всегда побеждают – 2 б.

Возникает изредка – 1 б.

Почти не возникает, ребенок решает сразу в пользу более привлекательного мотива – 0 б.

Протекание борьбы мотивов

Протекает осознанно, отношение к борьбе мотивов рассудительное – 3 б.

Протекает как процесс метаний, поиска более подходящего решения – 2 б.

Протекает бурно, с аффективными реакциями – 2 б.

Не протекает – 0 б.

Завершение борьбы мотивов

Завершается соподчинением мотивов, принимается осознанное решение – 3 б.

Завершается соподчинением, но остаются сомнения в правильности принятого решения – 2 б.

Завершается соподчинением мотивов, которое нарушается ребенком в процессе выполнения деятельности – 1 б.

Не завершается. Мотивы проходят в открытый конфликт – 0 б.

Особенности иерархии мотивов

Борьба мотивов чаще завершается в пользу общественного мотива – 3 б.

Общественные мотивы не всегда побеждают – 2 б.

Решение в пользу личного или общественного мотива зависит от ситуации - 1 б.

Личные мотивы обычно доминируют – 0 б.


Роль взрослого в протекании борьбы мотивов

Существенно не влияет – 3 б.

Влияет в особо трудных для ребенка случаях – 2 б.

Роль «помогающая» - 1 б.

Роль определяющая – 0 б.

Уровни соподчинения мотивов высокий – 15 – 12 баллов; средний – 11 – 8 баллов; низкий – 7 – 4 балла; низкий – 3 – 0 баллов

Самооценка

Устойчивость

Достаточно устойчива – 3 б.

Иногда меняется в зависимости от обстоятельств – 2 б.

Часто меняется в зависимости от обстоятельств – 1 б.

Всегда зависит от обстоятельств – 0 б.

Соотношение самооценки и возможностей

Адекватная, соответствует возможностям – 3 б.

Адекватная, но не во всех видах деятельности – 2 б.

Чаще неадекватная (завышенная или заниженная) - 1 б.

Выраженно неадекватная – 0 б.


Дифференцированность

Дифференцированная, ребенок по-разному оценивает себя в разных видах деятельности – 3 б.

Не все виды деятельности удаётся оценить правильно – 2 б.

Дифференцированная самооценка проявляется редко – 1 б.

Не проявляется – 0 б.

Мотивированность

Мотивирует, опираясь на собственный опыт и мнение других, развернуто, подробно – 3 б.

Мотивирует менее развернуто, с опорой на конкретные эпизоды своей жизнедеятельности – 2 б.

Мотивирует неопределенно или ссылаясь на высказывания взрослых – 1 б.

Не мотивирует – 0 б.

Уровни самооценки: высший – 12 – 10 баллов, средний – 9 – 7 баллов; низкий

- 6 – 4 баллов; низший – 3 – 0 баллов


Выполнение требований, правил

(оценивается отдельно в отношении наглядного и словесного образца, данные суммируются)

Использование образца

Точно следует образцу, обследует его перед началом деятельности – 3 б.

Справляется следовать образцу, но этап обследования выражен недостаточно – 2 б.

К образцу обращается редко, не обследует его – 1 б.

К образцу не обращается – 0 б.

Соотношение результата и образца

Соответствует – 3 б.

В основном соответствует, исключая некоторые детали – 2 б.

Соответствует только в самых общих чертах – 1 б.

Фактически не соответствует – 0 б.

Ориентация на способ действия, обозначенный взрослым («как надоделать2)

Учитывает и успешно старается следовать – 3 б.

Старается следовать, но не всегда успешно – 2 б.

Ориентируется лишь на общий способ активности (что надо делать) – 1 б.

Действует безотносительно указаниям взрослого на способ действия – 0 б.


Уровни выполнения правил: высокий – 18 – 14 баллов; средний – 13 – 9 баллов; низкий – 8 – 4 баллов; низший – 3 -0 баллов





Опубликовано в группе «Педагог-психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.