12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Айвазян Кристина Гагиковна184 Армения, Котайкская область, Город Раздан |
Школа и воспитание в Древнем Риме
Введение
Духовная эволюция Рима смещена, по крайней мере, на два столетия по сравнению с духовной эволюцией Греции. В Риме происходили во многом сходные изменения, но с запаздыванием, они были более медленными и, быть может, менее радикальными. В республиканском Риме росло рабовладение; накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой ступени - грамматические школы, а позже школы ораторов. Элементарные школы, частные и платные, обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения, учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В Древнем Риме до 4-5 лет мальчики и девочки воспитывались вместе, потом шло раздельное обучение. Начальное образование давалось в элементарных школах для небогатых граждан. Дети знатных людей обучались домашними учителями. В высших слоях общества детей допускали на различные пиршества взрослых.
Школа и воспитание в Древнем Риме
Грамматические школы - Средняя ступень обучения в Древнем Риме представлена школами грамматика. Попасть в них могли не все, так как плата за обучение была достаточно высока, поэтому группы уже были гораздо меньше (8 - 10 человек). Обучались дети 12 - 16 лет. Практиковался индивидуальный подход к каждому ученику. Были предприняты попытки создания прообразов классов. Для некоторых грамматических школ создавались учебники. Также в этих школах уже не обучались девочки. Помещение украшалось бюстами писателей, барельефами с изображением гомеровских сцен, географическими картами, но чаще, все же, школа размещалась на улице, на ступенях храма. Учителями в основном были вольноотпущенники. Программа обучения расширялась: добавлялись основы римского права, философия, греческий язык (стал обязательным предметом), основы астрономии и главные предмет - латинская литература. Дети читали и заучивали наизусть отрывки из известных произведений, таких как «Иллиада» и «Одиссея» Гомера. Особой популярностью пользовались басни Эзопа. При этом ученики не только читали произведения в оригинале, но и сами писали стихи и рассказы. Риторские школы - в IV в. появляются риторические школы, где знатное юношество за высокую плату обучались риторике, философии, правоведению, греческой и латинской литературе, математике, музыке, астрономии. В процессе обучения активно использовался эффективный метод диспутов на заданную тему. Риторические школы выполняли строгий социальный заказ - готовили чиновников для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи. Военную подготовку в течение 3 - 4 лет юноши проходили в воинских формированиях - легионах. Учителя назначались от имени императора, контроль над деятельностью этих школ осуществляло государство. Обучение носило религиозный характер. Система воспитания и образования в Римской империи обеспечивала воспроизводство определенного типа личности, способствовала распространению начальной грамотности среди широких масс и овладению фундаментальной подготовкой средних и высших слоев римского общества, обеспечивая нужды государственного управления и развития средиземноморской культуры. После завоевания Греции (II в. д. н. э) в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становиться языком знати. По мнению римских учителей риторики начала нашей эры, обучение должно было быть не трудным, а приятным для ученика. Однако ораторское искусство в этот период переродилось в натаскивание в красноречии, без должного внимания к общему образованию учащихся. «Никакого ты не потерпишь ущерба, если не будешь знать даже того, что знают все, не сумеешь букв написать», - отмечал Лукиан, характеризуя установку риторских школ начала нашей эры. Школа ритора для молодых людей 16 - 20 лет приравнивается нынешнему современному высшему образованию. Программа обучения основывалась на ораторском искусстве и была очень насыщенной, интенсивно изучали философию. Группы были очень маленькие, всего 5 - 6 человек. Практиковался индивидуальный подход: каждый ученик получал ряд заданий по разным дисциплинам. Методы обучения были основаны на практике. Будущим ораторам нужно было чаще практиковать полученные навыки красноречия. Плата за обучение была очень высокой, хотя подобного рода учебные заведения частично финансировались государством. Преподаватели этих школ считались уважаемыми людьми, также обеспечивались государством. Поступали в риторскую школу далеко не все, а лишь те, кто желал связать свою жизнь с государственной деятельностью. Школы были направлены на подготовку политиков, общественных деятелей, ораторов, поэтому окончивший школу получал разностороннее гуманитарное образование. Нередко провинциальные жители отправляли юношей учиться в ораторские школы в большие города. Некоторые могли пойти на так называемую военную службу в легионы. Педагогическая мысль в Древнем Риме находит своей выражение в мыслях многих известных деятелей, который внесли большой вклад в развитие древнеримской системы образования. После завоеваний Александра Македонского греческая культура широко распространилась на огромной территории, в которую входили Малая Азия, Месопотамия, Иран, Египет и другие восточные страны. На Востоке в III в. до н. э. при приемниках А. Македонского образовались два государства: монархия Птолемеев и монархия Селевкидов. Понятие «эллин» стало равнозначным понятию «культурный человек» в противоположность «варвару». Синтез греческой культуры с культурой древнего Востока в истории обычно обозначался термином «эллинизм», а время распространения этой культуры называется эпохой эллинизма. Эллинистическая эпоха характеризовалась интенсивным развитием риторического образования, направленного на формирование греческой речи на основе освоения литературно-исторического наследия Древней Греции. Эллинистические философы критиковали формальный характер риторического образования. Они выдвигали требование сосредоточить внимание на воспитание воли, характера, умения общаться с людьми и стойко переносить невзгоды. Их идеалом был мудрец, достигший внутренней независимости благодаря способности «жить согласно природе». Система школ в эллинистическую эпоху напоминала афинскую модель воспитания. Акцент делался на организации общественных и государственных школ. В каждой школе устанавливалась особая должность попечителя. Заметно улучшилось материальное положение учителей. Центром эллинистической культуры была столица царства Птолемеев - Александрия Египетская. В конце I в. до н. э. Римская республика стала империей. Возросла роль государства в социальной и политической жизни общества, в судьбе отдельного человека. Усилилось значение школьного образования - школа все более определяла лицо римской культуры. В I в. н. э. римская школа приобрела законченный вид, который в своих основных чертах сохранился вплоть до падения Западной римской империи (476 г.) и гибели античного общества. Низшей ступенью обучения небогатых и незнатных свободных граждан являлись тривиальные школы (элементарные). Поступали в них дети с 7 до 9 лет. Учились в них как мальчики, так и девочки. Эти школы были самыми массовыми. Оплата за обучение была незначительной. Школы были частными, учебных программ не было. Находились школы в примитивных помещениях. В круг изучаемых дисциплин входили: латинская грамота, иногда греческая повышенного типа являлись частные грамматические школы. Здесь обучались привилегированные подростки после домашней подготовки с 12 до 16 лет. По сравнению с тривиальными - грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали более расширенную программу. Помимо предметов, преподававшихся обычно в тривиальной школе, здесь изучали греческий и латинский языки, основы римского права, грамматику латинского языка, риторику. Педагогическая мысль Рима нашла отражение, прежде всего, в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. Марк Туллий Цицерон (106-43 до и. э.) был и оратором, и политическим деятелем, и философом, и педагогом. Плутарх в «Жизнеописаниях» рассказывает, что Цицерон уже в детстве настолько превосходил своих товарищей по школе, что их отцы приходили на занятия, дабы посмотреть на это чудо. Цицерон обучался у лучших римских ораторов, философов, а также брал уроки у трагических и комических актеров. Он совершил образовательные поездки в Афины, в Малую Азию и на остров Родос. Плутарх рассказывает, что на Родосе Цицерон произвел сильнейшее впечатление на философа Посидония, который о нем сказал следующее: «Тебя, Цицерон, я хвалю и удивляюсь тебе, но жалею о судьбе Эллады, воочию убеждаюсь, что единственное из прекрасного, оставшееся еще у нас - образованность и красноречие - и то благодаря тебе сделалось достоянием римлян». Первым сочинением Цицерона педагогического характера было составленное им учебное пособие по риторике - «О подборе материала». В философско - педагогическом трактате об ораторе он обрисовал идеальный образ всесторонне образованного оратора - философа: «...первое и важнейшее условие для оратора - его природное дарование... Ведь для этого необходима особенного рода подвижность ума и соображения, которая сообщала бы изложению - остроту, развитию и украшению - обилие, запоминанию - верность и прочность... Свои педагогические идеи Цицерон изложил также в целом ряде трактатов: «Брут», «Оратор», «Гортензий», «Лелий, или о дружбе», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла», «Тускуланские беседы». Сущность человека он определял понятием «humanitas», т.е. гуманность, человечность. Идеал, воспитания - совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Оратору следует освоить общую для того времени культуру и получить «универсальное образование». Лишь таким путем можно стать совершенным человеком. В содержание образования он включал знание философии, юриспруденции, истории, овладение умениями и навыками произнесения речей. Основным недостатком, пороком личности Цицерон считал эгоизм. Цицерон был признан первым учителем римского народа. Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Цицерона. Полноценного образования достойны немногие, - говорил Цицерон, - большинство же нуждается, прежде всего, в "хлебе и зрелищах". Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это - всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил, прежде всего, должна семья, полагал Цицерон. В трактате «Государство» Цицерон приводит пример, как царь Тарквиний с величайшим усердием обучал приемного сына всем наукам, которые постиг сам. Одним из первых представителей римского просвещения был Катон Старший (234-149 гг. до н. э.). Будучи эллинофобом, он опирался на греческие каноны при составлении римской риторики. Катон особенно настаивал на продолжении римской традиции домашнего воспитания. Он сам обучал своего сына грамоте, законам, гимнастике. Хотя Катон владел образованным рабом, которому можно было поручить обучение сына, он не прибег к его услугам (не подобает рабу бранить моего сына). В присутствии ребенка Катон избегал непристойных выражений. Он охотно играл с детьми. Описание традиционного римского образования нашло отражение в сочинении Катона Старшего - «Книги, посвященные сыну», написанном как бы в виде пособия по сельскому хозяйству, врачеванию, военному искусству, праву и риторике. Со II века до н. э. в Риме начинает преобладать грамматический идеал воспитания, однако со своими особенностями. На второй план уходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати - нобилей - продолжает господствовать домашнее обучение с приглашением учителей - греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории. Однако далеко не все могли позволить себе пригласить на дом учителя. Греческие учителя грамматики уже во II - I вв. до н. э. чаще всего вели занятия не на дому, а в своих собственных школах. Крупный мыслитель той же эпохи, яркий представитель Эллино - римской культуры Плутарх (ок. 45 г. - ок. 127 г. н. э.), вслед за Катонном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Супруга Плутарха отказалась от няньки и кормилицы и сама кормила и пеленала своих детей. Плутарх советовал избегать жестоких наказаний. По его словам, бить ребенка означало "подымать руку на святыню". С этими идеями перекликается трактат так называемого Псевдо - Плутарха "О воспитании", где также даются советы проявлять мягкость к "благонравным детям", матери оставаться кормилицей собственных детей. Псевдо - Плутарх выдвигал идею "всесторонне обученного человека" в духе требований образованного римского общества. По сути, предлагалось дать "беглое" знание тогдашних наук, то есть формировать дилетанта. В Риме существовали школы с обучением, как на греческом, так и на латинском языке. Классическая латинская грамматика - «Искусство грамматики» - была составлена Элием Донатом значительно позже, в IV в. н. э. Этот труд состоял из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения. Этот педагогический труд был широко распространен в Европе на протяжений всего средневековья. Римская философия и педагогическая мысль достигли расцвета в I-II вв. Римский политический деятель, философ и писатель Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.), критиковал формализм школьной системы, при которой воспитывается "ум, но не душа". Он считал, что образование должно формировать, прежде всего, самостоятельную личность (пусть говорит он ученик сам, а не его память). Проблемы нравственного воспитания изложены Сенекой в "Письмах на моральные темы" и в "Нравственных письмах к Луцилию". Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла, - писал Сенека, полагая, что воспитатель всегда должен иметь в виду необходимость движения к такому знанию (идеальной нравственной норме) посредством назидательных бесед с наглядными примерами из жизни и истории. Исходя из своего понимания нравственности, Сенека не считал правильным каноном образования "семь свободных искусств". Он писал: "Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусствах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его - деньги... Пролагается ли дорога к добродетели объяснением слогов?". Луций Анней Сенека философ и оратор эпохи императорского Рима - провозгласил главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Его педагогические идеи тесно переплетены с этикой стоиков. Основным предметом школьного обучения он считал философию, утверждая, что постичь природу и самого себя можно, только овладев философией, которая является и средством нравственного самосовершенствования человека. Проблемы нравственного воспитания рассмотрены им и в таких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию», где изложена программа нравственного самоусовершенствования. Основным методом воспитания он считал самодвижение к божественному идеалу. В этом Сенека предвосхитил христианские воззрения на воспитание. Основным понятием, характеризующим процесс воспитания у Сенеки, выступает «норма». Воспитатель - философ в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонений от нормы, а своим поведением в жизни должен утверждать ее. Основное средство воспитания - назидательные беседы - проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образования и высказывал идею о безграничном прогрессе человеческого знания. Конечной целью воспитания Сенека считал подготовку юношества к жизни и деятельности в «сообществе богов и людей». Яркая фигура римской философской и педагогической мысли Марк Фабий Квинтилиан (42 г. - ок. 118 г. н. э.). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из Греко - римского культурного наследия: сочинений Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида, Цицерона и др. Главный труд Квинтилиана "Ораторское образование". Из 12 книг трактата наиболее известны две: "О домашнем воспитании мальчика" и "О риторическом обучении". Размышляя о природе человека, Квинтилиан высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая, однако такие свойства единственными (дети "от природы склонны к худшему"). Справляться с дурными наклонностями помогает воспитание. Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок - "драгоценный сосуд", с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, не допускать присутствия детей в "неблагопристойных местах". Нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Необходимо тщательно выбирать няньку для младенца. Она должна обладать достойными нравственными качествами. Надо, чтобы учитель должно заменял ученику отца, приучал питомца мыслить и действовать самостоятельно. Отталкиваясь от педагогических идей Плутарха, Квинтилиан однако настаивал на необходимости такого образования, которое было бы полезно обществу. Цель воспитания он видел в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Квинтилиан отдавал предпочтение организованному школьному обучению (свет хорошей школы лучше одиночества семьи). Он утверждал - что дух соревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причиной добродетелей". Квинтилиан ратовал за общедоступность образования, полагая, что все нормальные дети римских граждан достойны, получать образование. Он верил в созидательные возможности школьного обучения, считая, например, что ученики - тупицы - на совести педагогов. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора - "поэтами родятся, а ораторами становятся". Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения. Первой ее ступенью было домашнее обучение. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать малыша от домашних учителей - полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть начатками латинской грамматикой и частично греческой грамматикой (предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квинтилиана, в таком случае в дальнейшем легче усваиваются правила родного языка). В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать у ребенка интерес к знаниям "похвалой" и "забавами", чтобы "он не возненавидел ученье". Но при этом надо соблюдать определенную меру - "золотую середину". В программу первоначального школьного обучения входил ряд предметов. На первом месте стояли грамматика и стиль, мораль, начала математики, музыка. Обширная программа по названным и другим предметам предлагалась в грамматической и риторической школах. Как замечал в этой связи Квинтилиан, искусство оратора требует знания многих наук. Грамматическая школа предусматривала изучение нескольких учебных дисциплин одновременно, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими. Главным предметом считалась грамматика. В риторической школе основным предметом была риторика, под которой понималось "искусство красноречия". На занятиях по риторике преподавателю рекомендовалось, например, читать сочинения с преднамеренными стилистическими ошибками, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся. Обучение следовало вести индуктивным путем - от простого к сложному, на основе работы памяти. Предлагался ряд приемов мнемонического характера для развития "точности" памяти. Адвокат и оратор Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского наследия. В обширном сочинении «О воспитании оратора», состоящем из 12 книг, он систематизировал заимствованные из Греции педагогические идеи и дополнил их целым рядом указаний. Это сочинение было высоко оценено гуманистами эпохи Возрождения. Из 12 книг трактата наиболее известны две: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». После нескольких лет адвокатской деятельности Квинтилиан занялся обучением юношей красноречию. Открыл в Риме собственную риторическую школу, которая вскоре стала государственной. Он стал первым учителем, получавшим жалованье из императорской казны. Школа имела огромный успех. Особое внимание в школе уделялось тщательности обучения ораторов и основательности широкого общего образования. Размышляя о природе человека, Квинтилиан выказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не отрицая, однако, и дурных свойств, данных от природы. Побороть дурные наклонности он считал, может воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан утверждал, что воспитание должно формировать свободного человека. Целью воспитания Квинтилиан рассматривал наилучшую подготовку к исполнению гражданских обязанностей. При воспитании нельзя прибегать к физическим наказаниям, так как битье подавляет стыдливость и развивает рабские качества. Ввиду важности свободного воспитания необходимо тщательно подходить к выбору кормилицы для младенца. Ей следовало обладать достойными моральными и нравственными качествами, хорошими произношением и дикцией. Квинтилиан одним из первых предложил стройную систему обучения ораторскому искусству. Первой ее ступенью было домашнее воспитание и обучение. В программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, азы математики, музыка, гимнастика. Основным же предметом грамматической школы оставалась грамматика. В риторической школе центральным предметом являлась риторика, под которой понималось «искусство красноречия». В риторическую школу принимались учащиеся не по летам, а по способностям. Помимо риторики слушатели изучали философию (этику, физику и диалектику), историю и литературу. Особое внимание Квинтилиан обращает на музыкальное воспитание, поскольку музыка воспитывает необходимые оратору гибкость голоса, ритм речи и движений. Основными методами обучения являлись: подражание, теоретическое наставление и упражнение. Квинтилиан является первым из теоретиков педагогики, подробно разработавший методику обучения и целый ряд дидактических принципов и правил. Он одним из первых уделил особое внимание личности педагога и его профессиональным качествам, предложив ряд обязательных требований к личности учителя. Вот лишь некоторые из них: - «Учитель должен во всем служить примером и образцом, для своих воспитанников»; - «Пусть учитель, прежде всего, вызовет в себе родительские чувства к своим ученикам»; - «Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен»; - «Пусть учитель не будет раздражительным и в тоже время пусть не потворствует тем, кто нуждается в исправлении»; - «Учитель должен замечать «различия умов», узнавать к чему каждый из них является более способным от природы»; - «На похвалы не скуп и не расточителен»; - «Пусть каждый учитель повышенных школ должен некоторое время преподавать в элементарной школе, вырабатывая методы работы с детьми и изучая их». Квинтилиан был первым римским учителем риторики на государственном содержании, автором сочинения «Об образовании оратора», где, начиная с элементарных ступеней обучения, он изложил весь курс обучения риторике. Квинтилиан считал, что образование и воспитание оратора надо начинать с самого раннего возраста. Уже младенца необходимо обучать, правильно произносить звуки речи, выговаривая слова. Он большое внимание уделял учету возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выдвигал требование естественного и радостного обучения посредством применения таких методов и приемов, как организация совместной деятельности, состязания в искусстве произнесения речей и др. Обсуждая проблемы методов обучения, он выделял три последовательные стадии: подражание, теоретическое наставление и упражнение. Вот образец педагогических рассуждений Квинтилиана: «Если спросят меня, какое же самое лучшее и самое действенное средство изощрять память, я отвечу: труд и упражнение; много выучивать, много размышлять и, если можно, ежедневно - вот в чем состоит все дело». Квинтилиан оставил много тонких наблюдений, сохранивших значение и до наших дней. Например, в учителе он видел высокообразованного философа, любящего детей, знающего пути их изучения, осторожного как в наградах, так и в наказаниях. Образцом учителя он считал Цицерона. Квинтилиан оказал сильное воздействие на педагогическую мысль эпохи Возрождения, когда он был заново открыт и популярность его в кругах педагогов, была чрезвычайно высока.
Заключение
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..….1
Школа и воспитание в Древнем Риме…………………………………………………...1
Марк Варрон……………………………………………………………………………...3
Грамматические школы………………………………………………..…………………5
Риторские школы…………………………………………………………………...…….5
Марк Туллий Цицерон………………………………………………………….………..7
Катон Старший…………………………………………………………………….…….8
Плутарх…………………………………………………………………………….…..…9
Луций Анней Сенека…………………………………………………………………….9
Марк Фабий Квинтилиан……………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………………….13
Список использованной литературы
1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима 1988. – 496 с.
2. Гордиевич О., Высшее образование в Риме во времена императоров, К., 1894.
3. История древнего Рима/Под ред. Бокщанина А.Г. - М.: Высшая школа, 1971.
4. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М.: Высшая школа , 1990.
5. Мелихов В. А., Очерк воспитания и обучения в Древнем Риме, ч. 1, Хар., 1913.
6. Хрестоматия по истории древнего Рима.- М., 1956
7. История древнего Рима/Под ред. А.Г. Бокщанина - М.: Высшая школа, 1971. - 336с.
8.
9. Латышина Д.И. История педагогики. М.,
16