12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полушкина Ольга Анатольевна22
Россия, Кировская обл., Киров
5

Школьная и социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями.

Школьная и социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями.

Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ОУ. Обучение и воспитание таких детей направлено на их дальнейшее приспособление к жизни в обществе и на формирование различными путями их ориентировочной деятельности.

У "особых" детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что вызывает у них неадекватную реакцию и приводит к отклонению в поведении.

У детей данной категории необходимо развить жизненно важные навыки, используя их познавательные возможности, чтобы они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу.

Поэтому задача учителя не столько дать детям необходимые знания, навыки чтения, письма, счета, сколько выработать у них адекватное поведение, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность.

В начале работы с детьми, возник ряд трудностей по их социальной адаптации и социализации в целом:
1. У некоторых детей, по началу, возникало негативное отношение к сверстникам, к учёбе, были трудности в общении между детьми, проявлялась агрессия по отношению друг к другу (Головизнин Денис, Ашихмин Никита).
Отсутствие адаптации у этих детей связано с поведенческими проблемами. На уроке эти дети невнимательны, часто не слушают объяснений учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры. На перемене происходила разрядка напряжения: они бегали, кричали, мешали играть другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

2. Возникало много конфликтных ситуаций между детьми, которые они не были в состоянии разрешить.
3. У таких детей, как Малых Илья, Варданян Ким, Саленко Роман, на начало прихода в школу не были сформированы элементарные навыки самообслуживания (дети не умели правильно держать ложку, есть самостоятельно, одеваться и раздеваться, ходить в туалет и т. п.).


Работа по адаптации началась с первых дней появления учащихся в школе. Она включала в себя:

Изучение личных дел, наблюдение за учебной деятельностью. Это помогло выявить «группу риска», то есть детей предрасположенных к тяжёлой адаптации или к школьной дезадаптации.

Заполнение родителями социальных анкет, посещение семей учащихся, что помогло определить социально неблагополучные семьи.

Привлечение родителей в классные и общешкольные мероприятия, организация совместных мероприятий для родителей и детей, что помогло создать положительное эмоциональное отношение к школе и классному руководителю.

Индивидуальные консультации для родителей.

Организация предметно-пространственной среды и организация оздоровительно-профилактической работы. Что позволяет снизить уровень эмоционального напряжения и тревожности.

В своей работе, направленной на успешную адаптацию учащихся, стараюсь создать положительный эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Доброжелательность, внимание, эмоциональная поддержка . Посильная и доступная подача учебного материала, чередование видов деятельности на уроках.

Особое место отводится урокам самообслуживания, развития речи, коррекционным занятиям, на которых учащиеся выполняют множество упражнений, носящих учебно – тренировочный характер.

Так, проводятся различные упражнения на выработку умений ухаживать за одеждой, обувью, пользоваться  бытовыми приборами, такие как: «Уход за одеждой», «Уход за обувью», «Уход за комнатными растениями» и так далее. Дети получают практические навыки по применению таких предметов как, утюг, щётка, распылитель воды и так далее. 

Социальной адаптации учащихся способствует то, что на базе нашей школы есть различные службы: столовая, медпункт, библиотека. 
Уже в стенах школы дети овладеют элементарными практическими навыками.

Так, при посещении столовой, дети не только узнают о работе повара, о блюдах, которые готовят, но и о том, как правильно вести себя за столом, убирать за собой посуду. Учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют экскурсии за пределы школы в те учреждения, без которых не обойтись любому человеку: в аптеку, магазин. Они организовываются таким образом, чтобы учащиеся не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых.
Большое значение в социальной адаптации особых детей имеет обучение их обслуживающему труду. Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней и общественной среде, что очень важно для социальной адаптации ребенка. У учащихся формируется положительное отношение к бытовому труду, воспитание привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание и уважение к труду взрослых.

Широко использую различные дидактические игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. Каждая игра, развивая личность ребёнка, способствует его адаптации в общество. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребёнка. Объектами игр могут быть обыкновенные пуговицы, крышки, скрепки, ложки, прочая домашняя утварь, простые предметы, которые можно найти в доме и на улице. Дидактические игры помогают детям приобрести практический чувственный опыт в игровой форме, получить более полное представление о предметах и явлениях, используя сохранные анализаторы. Например, такие игры, как «Разложи верно», «Узнай по голосу», «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» и др.

Использую на уроках компьютер. Применение его на уроке вызывает живой интерес у учащихся и служит фактором мотивации и активизации их познавательной и умственной деятельности; усиливает визуализацию восприятия учебного материала. Дети знакомятся с основами здорового образа жизни, изучают правила пешехода и т.д.

Для развития коммуникативных навыков, сплочения класса, а также для развития речи и общей координации движений использую игры-хороводы, физкультминутки с часто повторяющимися словами, мини-драматизациями. Такие занятия очень нравятся детям и подготавливают их к другим сферам деятельности.

Благоприятно влияет на процесс адаптации педагогическая компетентность родителей и их положительное отношение к школе и классному руководителю.

Важнейшим средством сотрудничества в процессе обучения и воспитания является регулярный обмен информацией об участии ребёнка на уроках, в режимных моментах, школьных мероприятиях, о его успехах и трудностях. Используются такие формы работы, как родительские собрания «Роль семьи в воспитании школьника», « Профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», проводятся индивидуальные беседы, консультации «Поведение учащегося в школе и дома», «Свободное время ребёнка дома», «Как правильно помочь ребёнку учиться», «Читаем вместе», «Воспитание трудолюбия в семье», ведение дневников. Дневник имеется у каждого ребёнка и через него ведется каждодневное общение педагогов с родителями, которое касается самочувствия ребёнка, его время провождения в школе и дома, пояснений к домашним заданиям.

Успешность адаптации ребенка к школе зависит и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников.

Данил Мусихин( не разговаривал, не шёл на контакт, боялся поднимать руку, выходить к доске).

перестал стесняться отвечать на вопросы учителя при всём классе

стал более общительной, находит общий язык со сверстниками

обрел друзей среди одноклассников

стал активным участником внеклассных мероприятий

Следовательно, для особого ребенка требуется индивидуально - дифферен-цированный подход в обучении, воспитании и развитии, подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную социальную адаптацию.

Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями должно быть специальным. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.

С


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.