12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кирпиченко Екатерина Владимировна56
Россия, Хакасия респ., Абакан
2

Школу делает школьный учитель

 t1680751097aa.jpg Моя педагогическая философия

t1680751097ab.gif




Талантливы люди многих профессий,

Но мы к педагогам свой взор обратим.

Для НАС нет работы трудней, интересней.

Не зря говорят: «На работе горим»….

Т.Ю. Бекасова

Часто задаю вопрос: «А что было бы со мной, если бы я выбрала другую профессию?». Задача моей профессии - не стоять на месте, а особенно с развитием информационных технологий. Постоянное совершенствование, профессиональный рост, учеба. Я – человек разумный. А если стоять на месте – это деградация. Именно дети побуждают меня к развитию (их пытливый ум, интересы …).

Наверно, каждый педагог мечтает об идеальной педагогике и идеальном управлении. Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не сможет ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах. Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам. Но это только мечты. Всегда должен быть тот, кто укажет верный путь. И таким путеводителем является учитель.

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников.

Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов (и я ими восхищаюсь). Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя, тремя «секретами».

«Я знаю, что ничего не знаю», - говорил мудрый грек.

«Я хорошо знаю химию, литературу и историю», - звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник границы своей информированности и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой всякое обучение лишь воспитание исполнителей.

МЫ ДОЛЖНЫ не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изученного курса.

Настоящее достояние образования: не только сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов, но и развитие жадности к познанию и саморазвитию! Ибо «образование не достигнет точки насыщения».1

В школе решают так называемые «закрытые» задачи, т.е. имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А жизнь ставит перед человеком открытые задачи, имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие, (как найти себе работу? спутника жизни? и т.п.), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор между задачами «закрытыми» и «открытыми» зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия. Наша задача - использовать в обучении открытые задачи (что и осуществляется в нашей школе).

Еще академик А.Л. Минц говорил: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Поэтому наша цель – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности. Эту цель можно реализовать на уроках информатики.

Наша цель - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы гармонично согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнавать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность, и САМИ захотят ее подчеркнуть. А еще наша профессия предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ будут обучать друг друга.

В современной системе обучения возможно в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

В нашей профессии столько целей и задач! А если у человека есть цель, он будет искать разные методы их решения. А значит постоянное движение и движение вперед, только вперед.

ШКОЛА – вечный двигатель!



1 Слова высеченные на камне у входа в Центр подготовки кадров компании IBM, штат Нью-Йорк.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.