12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна Нестерова1454
Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей. Стефан Цвейг, "Фантастическая ночь"
Россия, Московская обл., Дубна
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

Учебно-методические материалы

 

I. Тематические группы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина*

Сатира на правительственные верхи и эксплуататорские классы (обличение самодержавной власти и паразитического образа жизни господствующего класса) («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик…», «Орёл-меценат» и т. д.);

Обличение обывательских настроений интеллигенции (обличение рядовых обывателей и либерально настроенных слоёв общества в бездеятельности) («Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Либерал» и т. д.);

Изображение народной жизни (представление угнетённого положения простого народа) («Коняга», «Деревенский пожар» и т. д.);

Вопросы нравственности («Пропала совесть», «Добродетели и пороки»);

Представление образов правдоискателей («Путём-дорогою», «Ворон-челобитчик»).

 

*Тематическое разделение сказок условно и существует для удобства и полноты литературного анализа. Сказки часто бывают многотемны: один и тот же сюжет может быть рассмотрен в нескольких тематических группах.

 

II. Новаторство М.Е Салтыкова-Щедрина в создании сказок

Используемый писателем жанр сказки позволял отчасти скрыть смысл произведений от цензуры. Сказки Щедрина не являются имитациями народных сказок или басен, это абсолютно новый, особый, созданный писателем жанр: они опираются на традиции фольклора, литературные сказки предшественников, традиции басен.

1. Фольклор в сказках Салтыкова.

Утверждая реальность своего гротескового мира, Щедрин писал о том, что даже в русских волшебных сказках, сказках о животных можно найти социальную основу, так как создавали эти сказки люди, живущие в классовом обществе. В сказках писателя нашли отражение следующие фольклорные особенности:

1. традиционные фольклорные зачины и концовки с использованием формы давно прошедшего времени («жил-был…», «В некотором царстве…» и т.д.);
2. обильное насыщение сказок пословицами, поговорками, присказками («ни в сказке сказать, ни пером описать…», «по щучьему веленью, по моему хотенью…» и т.д.);
3. композиционная однотипность, присущая народным сказкам;
4. использование фольклорных сюжетов («Дурак» - народные сказки об Иванушке-дурачке; «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве» - многочисленные народные сказки о животных и т.д.);
5. традиционные фольклорные образы (Баба-Яга, леший, богатырь и т.д.).

Народная устно-поэтическая традиция проявляется не только в конкретных сказочных мотивах, образах, деталях, элементах стиля, но и в ориентации на обобщённо-сказочное народно-нравственное миропонимание добра и зла, правды и лжи, бедности и богатства, справедливости и угнетения.

2. Авторские особенности сказок.

Глубоко переработанные элементы народной сказки, фольклорная наивность, условность, особая обобщённость органически сочетаются со злободневными политическими, философско-историческими и моральными темами современности. Они разрабатываются на материале текущей действительности, но всегда выходят к широким обобщениям, к нравственно-философскому осмыслению человеческой жизни вообще. Сказки в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества писателя. К авторским особенностям «Сказок» относятся:

  • предварение многих сказок философско-публицистическим вступлением;
  • торжество зла над добром, объяснимое желанием «открыть глаза читателю»»;
  • использование гротескных фантастических сюжетов, гротескных экспериментов (постановка героев в необычные, невероятные ситуации. наблюдение за их поведением в «чистых» условиях, обнажение их полнейшей жизненной неприспособленности);
  • выбор представителей животного мира в качестве условных образов для иносказаний, опора на фольклорно-сказочную и литературно-басенную традицию;
  • частое употребление приёма переключения повествования из фантастического плана в реалистический, из зоологической сферы в человеческую;
  • прозрачность и общедоступность аллегорий; обнажение иносказательного смысла образа при помощи отдельных сравнений, метафоры, параллели, развёрнутых в целую картину;
  • «очеловечение» образов зверей и одновременное сохранение ими своего прямого, самостоятельного значения; художественная убедительность аллегорий;
  • принцип социального контраста в построении образной системы как в человеческом мире, так и в выборе зоологических образов;
  • преобладание в «Сказках» гротескно-иносказательных образов (вяленая вобла, Коняга);
  • отклонение от фольклорной традиции; новая трактовка каждого из традиционных сказочных или басенных персонажей.
Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.