12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Юлия Сергеевна100
Россия, Новосибирская обл., город Татарск
3

«Склонение имен существительных. Падеж. Число».



Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема урока: «Склонение имен существительных. Падеж. Число».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: углубить и расширить представление о типах склонения имен существительных, развивать умение определять тип склонения, падеж и число для правильного употребления форм имен существительных в речи.

Задачи: 

1) создать условия для формирования представления об изменении имён существительных по падежам, определить признаки, по которым имена существительные распределяются по склонениям;

2) развивать умение определять тип склонения по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже), сравнивать, обобщать, делать выводы, проявлять творческую активность; умение работать самостоятельно, в парах, в группах;

3) воспитывать любовь и интерес к русскому языку; уверенность в себе, объективность в самооценке.

Метапредметные:

развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);

умение грамотно и связно излагать свои мысли;

извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).

Личностные:

формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;

умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Программа по Л.М. Рыбченковой

Этап урока

Ход урока

УУД

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Начать наш урок я хотела бы с пословицы:

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». (слайд 1)

-Как вы её понимаете? (Ответы детей)

-Вы знаете, что наши знания- это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

Личностные УУД:

Внимание.

Уважение к окружающим.

Эмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний (на основе изученной темы)

-Проведем с вами словарную диктовку (по цепочке, упражнение 405). Вам необходимо определить к какой части речи относится слово и назвать к какому правилу оно относится.

Забияка, сладкоежка, непоседа, молодец, комета, сирота, жилище, ураган, обстановка, неряха, зевака, пустомеля.

-А сейчас мы поработаем с вами в парах. Первый ряд будет рассказывать друг другу – грамматические признаки существительных, второй ряд – морфологические, а третий ряд – синтаксические. После того, как вы выполните задание, оцените друг друга. Для этого вам надо будет обменяться тетрадями и поставить на полях баллы, максимальный балл – 5.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

3.Аргументация своего мнения, учет мнения других.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

2.Фиксация затруднений

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного

3.Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

- Продолжим работу по изучению имени существительного. Прослушайте грамматическую сказку и сформулируйте тему урока.


Сказка

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.


(В. Волина)

О чём идёт речь? (о падежах)

А как называется изменение по падежам? (склонение)


- Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока это?

-Запишите тему урока

(«Склонение имен существительных. Падеж. Число») (слайд 2)


- Посмотрев на тему, сформулируйте цели урока? (слайд 3)

(1) вспомнить, как определяются склонения существительных.

2) научиться определять падеж и склонение имён существительных).

- Исходя из цели, какую задачу каждый из вас ставит перед собой? (Ответы обучающихся).


-Моя задача состоит в том, чтобы вы научились правильно определять число, падеж и склонение имен существительных.

Сегодня на уроке у нас работает рубрика «Это интересно». И ваш одноклассник нам подготовил сообщение о терминах падеж и склонение. Послушаем его.

(Выступление обучающегося).

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3. Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

4.Построение проекта выхода из затруднения и реализация.


- А сейчас мы поработаем со статьей учебника на странице 16. Возьмите карандаш в руки, прочитайте правило в зеленой рамочке жужжащим чтением и выберите одну ключевую фразу, которая связана с нашей темой.


(Все падежи, кроме именительного, называются косвенными).

(слайд 4)


- Переходим к упражнениям.

Упражнение 408.

-Вам необходимо переписать, раскрыть скобки. Указать вопрос, обозначить окончание и определить падеж. Выполняем самостоятельно.

(t1589975307aa.png Выполнение упражнения).

- Обмениваемся тетрадями, оцениваем баллами, максимальный балл – 5.

Поднимите руки, у кого ни одной ошибки. Каждый поднимает руки сам за себя.

(Проверка по слайду) (слайд 5)

-Существительные в каких падежах вам встречались? Как вы определяли падеж существительного? Теперь просмотровым чтением прочтите рубрику «Советы помощника».

-Правильно ли вы с вами определяли падеж существительного?

Какое слово для вас было трудным с орфоэпической точки зрения? (Торт) Давайте просклоняем это слово (Рубрика «Культура речи»).

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), приемами продуктивного чтения. Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.


5. Обобщение и углубление изученного

Повторение склонения имён существительных. (слайд 6)


-Теперь Вам необходимо вспомнить, что вы знаете о склонении имен существительных.

Образовываем группы. В группе выберите лидера, расскажите ему, что вы знаете о склонении. Задача лидера, после ответов участников его группы, прочитать правило на странице 17 и проанализировать работу группы.

(Работа в группах).

- Проверка:

- Что вы знали?

- Что для вас новое?

-Что сначала нужно сделать, чтобы определить склонение существительного в тексте?

-t1589975307ab.png Переходим к упражнению 410. Вам необходимо определить тип склонения имен существительных и записать их в таблицу. У доски работают 3 человека, все остальные в тетрадях. От первого ряда выходит ученик выполнять 1-е склонение, от второго ряда – 2-е склонение, от третьего ряда – 3-е склонение. Проверка по карточкам.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

6.Физминутка


(слайд 7)

- Пришло время отдохнуть и заодно проверить, как усвоен материал.

Лингвистическая разминка. (слайд 8)

- Я называю существительное, если

1 скл. – поднимаем руки вверх.

2 скл. – в сторону.

3 скл. - опускаем.

Вода(1), изморозь(3), плач(2), слава(1), дочь(3), пень(2), верность(3), поклон(2), девочка (1), болото(2), темнота (1), мышь(3), женщина(1), печь(3).

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

7.Закрепление изученного

-Итак, подведем с вами итог. Что у нас еще осталось? (слайд 9)

Как определить тип склонения?

(Слайд презентации «Советы помощника»). (слайд 10)

- На странице 19 читаем правило вслух.

И переходим к упражнению 413. Вам необходимо изменить число у существительных, которые даны в скобках. Записать получившиеся пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы. И также объяснить смысл пословиц.

Первый ряд выполняет предложение под цифрой 1, второй ряд под цифрой 2, третий ряд под цифрой 3.

(Выполнение упражнение, проверка вслух).

- А как вы думаете, существительные имеют только формы единственного и множественного числа?

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

8.Итог урока. Рефлексия


- Какую цель ставили на урок?

- Добились ли поставленной цели?

- Решили ли вы те задачи, которые ставили в начале урока?

(ответы 3-х обучающихся)


-Перед вами на столах лежат смайлики. Оцените, пожалуйста, свое настроение после нашего урока. Также, подсчитайте баллы, поставьте их в конце, чтобы ваш наставник выставил вам оценки. Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Вы большие молодцы.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

9. Домашнее задание

Упражнение 414. (слайд 11)

Вам необходимо распределить существительные в три столбика, где первый столбик – ед. и мн. ч., второй столбик – только ед. ч, третий столбик – только мн. ч.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.