12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калинина Наталья1001
Чебоксары

План-конспект урока «Словосочетания. Виды связи слов в словосочетаниях»

ФИО: Калинина Наталья Вениаминовна

Должность: Учитель русского языка и литературы

Предмет, класс: Русский язык, 10 класс

Тема урока: Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
  • отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
  • закрепление навыков правописания;
  • обучение умению связно излагать свои мысли.

Развивающие:

  • развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
  • развитие познавательной самостоятельности;
  • овладение нормами литературного языка.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности за качество своих знаний;
  • воспитание любви к родному русскому языку
  • формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

УУД:

Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учетом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

Технология здоровьесбережения.

Технология коллективного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ЕГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: раздаточный материал, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, отпечатанный тест, компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран.

Русский язык:  Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы  М.: Просвещение, 2013.

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин.

Организационный момент.

Психологический настрой.

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Сегодня мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

Орфоэпическая разминка (слайд 2)

Цель: подготовка к ЕГЭ, проверить владение орфоэпическими нормами.

Каталог, краны, договорённость, гражданство, партер, столяр, таможня, щавель, значимый, кухонный, сливовый, оптовый, эксперт, цемент, досуг, жалюзи, банты, шарфы, статуя, лыжня.

(Взаимопроверка  Слайд 3)

Вывод: совершенствовать владение орфоэпическими нормами.

Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин) (Слайд 4)

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ученики: Соединение слов – это есть словосочетание.

Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»

Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании…

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании» (Слайд 5)

Учитель: А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

Ученики: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

Проверка работы с одновременным заполнением кластера (Слайд 6-7)

Учитель: Коллективная работа. Каждая пара заполняет по одному пропуску в схеме-кластере.

Ученики:

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание и предложение.

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное.

 

Схема в прикреплённом файле.

 

Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: А теперь давайте вспомним, что представляет собой каждый вид подчинительной связи. На экране словарь примеров «Способы связи» (Слайд 8) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bd02f10c-e4d9-447f-8475-5bd360d1ba27/%5BRUS8_158%5D_%5BTD_170%5D.htm

Учитель: Давайте проверим себя (Слайд 9). На экране интерактивная таблица. Способы подчинительной связи http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf

Проблемная ситуация.

Учитель: Словосочетание в отличие от слова, состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же составные части – морфемы – слиты воедино: непроницаемый для воды – водонепроницаемый; в пять этажей – пятиэтажный.

Отдельно взятое словосочетание не выражает никакого суждения, не передаёт и отношения говорящего к высказыванию, не имеет интонации, поэтому не выступает как единица общения.

Словосочетание, как и слово, входит в состав предложения и служит для него строительным материалом.

Любое ли сочетание слов является словосочетанием?

Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием: время на выполнение – 5 минут.

Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.

1. а) на письменном столе

б) корабль отплыл

в) прыгнули с моста

г) громко засмеялся

2. а) постучать в дверь

б) жить по-новому

в) вследствие опоздания

г) в первых рядах

3. а) платье в клетку

б) проснуться утром

в) пропущенный урок

г) бить баклуши

4. а) будем работать

б) сидел молча

в) сомневаться в сказанном

г) за интересной книгой

Вывод (записываем в тетради): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями (Слайд 10):

1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении;

2) сочетание самостоятельного слова со служебным;

3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение;

4) составные словоформы.

Индивидуальная работа.

Всем ученикам раздаются индивидуальные задания.

Время на выполнение – 5 минут.

Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов.

Карточка 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга); гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый).

Карточка 2. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево); ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память).

Выборочный диктант (Слайд 11):

Выпишите только словосочетания

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.

Ответ: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере

Давайте потренируемся (Слайд 12-14):

Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:

Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:

Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:

Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

Разминка «Веришь ли ты?»

Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите правую руку, если неверное – левую.

Веришь ли ты, что…

Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание?

Ученики: Нет, это согласование.

Учитель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» - управление.

Ученики: Нет, грамматическая основа предложения.

Учитель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

Ученики: Да.

V. Итог урока.

1. Беседа. Алгоритмизация.

Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?

Ученики:

1. Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.

2. Определить, чем выражены главное и зависимое слова.

Учитель: И напоследок, давайте восстановим правило (Слайд 15). Интерактивная таблица. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79b4a66a-8a4b-4a5d-ba9b-28e7fdef81b8/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_169%5D.html

VI. Домашнее задание.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Умнова Мария Петровна, 09.04.16 в 20:40 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.