12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алла Трепетун166
5

Практикум по русскому языку на тему «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными» (9 класс)

9 класс, русский язык

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Практикум.

Цель:  Формирование умений находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП; способы их связи с главным предложением.

отрабатывать навыки постановки знаков препинания в СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

развивать у учащихся умения различать и сопоставлять СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

учить определять значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять место придаточных изъяснительных в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным;

продолжить работу по составлению схем СПП с придаточными определительными и изъяснительными;

развивать у учащихся навыки употребления СПП с придаточными определительными и изъяснительными в речи, определять их стилистическую роль в тексте;

продолжать формирование навыков грамотного письма;

использовать дидактический материал в целях воспитания нравственности учащихся, их любви к Родине.

в целях подготовки к экзаменам продолжить работу по формированию умений и навыков работы с заданиями базового уровня сложности;

воспитывать любовь и уважение к Родине и литературе.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный экран, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Фронтальный опрос:

 

- Какое предложение называется сложным?

- На какие группы делятся все сложные предложения?

- Какое предложение называется сложносочинённым?

- Какое предложение называется сложноподчинённым?( Назовите его отличительные признаки)

- Какова роль указательных слов?

- Какое место по отношению к главному может занимать придаточное?

- Как схематически изображаются части сложноподчинённого предложения?

- Какие средства связи используются в сложноподчинённых предложениях?  (назовите их отличия)

- На какие группы по значению делятся сложноподчинённые предложения?

- Какое предложение называется СПП с придаточным определительным?

- Назовите отличительные признаки придаточного изъяснительного.

III. Основная часть урока.

1.Комментированное письмо. Повторение правил правописания не с разными частями речи к ОГЭ.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; (не)ряшливый вид, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, перейти (не)глубокую, но широкую реку, (не)вымытый пол; (не)прибранная девочкой постель; (не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик; (не)сфотографированный, а нарисованный пейзаж; (не)доумевающий взгляд; (не)выученные уроки; (не)прикрытая форточка; ещё (не)высохшая, но свежая рубашка; обувь (не)чищена; (не)чищенная обувь; (не)чищенная с прошлого вечера обувь; (не)ухоженный, а заросший сад.

2. Выполнение тренировочных упражнений.

А). Коллективная работа по карточке.

Расставить   в   предложениях   пропущенные   знаки   препинания.   Главное   предложение   заключить   в квадратные скобки, придаточное предложение в круглые. Подчеркнуть грамматические основы простых предложений, входящих в состав сложноподчинённого. Подчинительные союзы заключить в овал, союзные слова подчеркнуть как члены предложения.  Сверху над придаточными предложениями указать их вид.


 

1. Образом Чацкого драматург открывает обширную галерею «новых   людей»   что   занимают   видное   место   в   русской   реалистической   литературе   XIX века. 2.Он не особенно хорошо представлял себе куда ведёт эта дорога. 

3. Исследователи   пытались   разгадать   что   скрывается   за   этими знаками.

4. По деревьям  во множестве  скакали  зверьки  которых  здесь называют бурундучками.

 5. Все   наблюдали   не   подаст   ли   акула   признаков   жизни.

 6. Решено   было   что   памятник   Лермонтову   будет   стоять   в   Пятигорске.


 

Б). Работа со схемами у доски.  Прочитать предложение. Не записывая предложения, начертить его схему, определить вид придаточных в СПП.

1.И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.

[того…], (в котором).
2.Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого.

(Кто…), [тот].
3.Художник видит то, чего не видят остальные. […то…], (чего…).
4.За всё, что человек берёт, он платит собой. […всё, (что…),…].
5. Ребята не знали, смотрят ли на них люди. [ ], (ли…).

В). Творческая работа «Продолжи предложение».

Допишите предложения, дополнив их придаточными изъяснительными. Выражая своё мнение о герое поэмы в стихах А. С. Пушкина «Медный всадник», его поступках и поведении, используйте речевые клише.

Он думал... Он увидел... Можем с уверенностью сказать... Мы узнали о том...

Евгений узнал… Ему показалось… Мне жаль….

Г).Повторение. Готовимся к ОГЭ. Преобразовать предложения с прямой речью в сложные, заменяя прямую речь предложениями с косвенной речью. Определить вид придаточной части. Составить схемы предложений.

1.А. С. Грибоедов говорил: «Отечества и дым нам сладок и приятен».2. «Радостно и почетно умереть за отечество»,- читаем у Горация. 3.«Чужбина родиной не станет»,- утверждал И.Гёте. 4.А.И. Куприн подчёркивал: « Даже цветы на родине пахнут по-иному».

Д). Готовимся к ОГЭ

1. Укажите СПП с придаточным определительным: 
1) Я гляжу на балкон, где снег еще не растаял. 
2) Где прошла пехота, там врага уж нет. 
3) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела.. 

2. Укажите сложноподчиненное(-ые) предложение(-я) с придаточным изъяснительным.
1) В маленьких комнатках, где жила его мать, было очень тесно.
2) Я всегда удивлялся, как успевал этот старый человек делать сразу несколько дел.
3) Улица, по которой он теперь шёл, была по обеим сторонам обсажена липами.
4) Он поинтересовался, крепка ли наша дружба.

IV. Итоги урока

Чему вы сегодня научились на уроке?
Комментированное выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Повторить правила стр. 70-71, выполнить упр.144, повторить правописание НЕ с прилагательными и причастиями.


 


 


 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.