12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарунина Вера Александровна1807
Россия, Курганская обл., Куртамыш
6

Смысловое чтение как метапредметный результат образования

Мастер-класс

ТЕМА: Смысловое чтение как метапредметный результат образования

Цель:  мотивация педагогов к применению  в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся  читательской компетентности.

Задачи:

- создать  условия для восприятия опыта работы по развитию навыков смыслового чтения;

- познакомить с  некоторыми приёмами, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;

- содействовать формированию мотивации на осуществление  деятельностного подхода в обучении.

Оборудование:

проектор, экран, тексты для работы в группах, ромашка Блума, карточки для рефлексии.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент, положительная мотивация (2 мин).

t1713426000aa.png- Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рада приветствовать всех, кто собрался в этом зале. И по традиции – небольшая притча, которая подскажет вам тему нашей встречи.Видео 1

t1713426000ab.png

Пt1713426000ac.png оможет вам точно определить тему прием спрятанные буквы.







Тема нашего выступления «Смысловое чтения как метапредметный результат образования». Сегодня вы будете работать в буклетах, которые помогут вам в практической работе

Сt1713426000ad.png вое выступление хочется начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

t1713426000ae.png

Что же такое смысловое чтение? это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить сегодня.



t1713426000af.png2. Актуализация ( 1 мин). А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Верю не верю». (+, -)

- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?

- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?

-Считаете ли вы, что вам поможет в вашей работе развитие навыков смыслового чтения?

- Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?

(отметить + и – в табличке в буклете)

t1713426000ag.png3. Постановка проблемы (2 мин).

Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся– это   способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей практике мы столкнулись со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования.

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,

- затрудняются кратко пересказать содержание,

- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,

- для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера.

То есть возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.



t1713426000ah.png

4. Целеполагание (3 мин).

Цель:  мотивация педагогов к применению  в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся  читательской компетентности.

Задачи:

- создать  условия для восприятия опыта работы по развитию навыков смыслового чтения;

- познакомить с  некоторыми приёмами, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;

- содействовать формированию мотивации на осуществление  деятельностного подхода в обучении.

Какова же цель педагогов? – Научить читать вдумчиво, осмысленно, эффективно

Какими способами добиться этого? – самим познакомиться с приемами смыслового чтения и применять их на звнятиях

5. Теоретическая часть (7 мин).

t1713426000ai.png

СЛАЙД Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программой в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.


t1713426000aj.pngСуществует несколько этапов работы с текстом. ( в буклете)

До чтения

Во время чтения

После чтения

t1713426000ak.pngt1713426000al.pngНаряду с этим существует 4 вида чтения, которые используются на 2 этапе.

Просмотровое — чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.


Существуют различные методические приёмы работы с текстом, которые работают успешно на всех учебных занятиях. формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией.

Все эти приемы универсальные, их можно использовать на всех уроках, воспитательных занятиях.


6. Практическая часть мастер-класса (20 мин).

-А сейчас попробуем на практике разобраться с некоторыми приемами смыслового чтения.

























Антон Чехов. РАЗМАЗНЯ

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...

По сорока...

Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца...

Два месяца и пять дней...

Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..

Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль... Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..

Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...

Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

Но у меня записано!

Ну, пусть... хорошо.

Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать...

Оба глаза наполнились слезами... На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...

Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

Merci, — прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

За что же merci? — спросил я.

За деньги...

Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Водь я украл у вас! За что же merci?

В других местах мне и вовсе не давали...

Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!






Антон Чехов. РАЗМАЗНЯ

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...



По сорока...

Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца...

Два месяца и пять дней...

Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..

Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль... Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..

Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! Где наше не пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...

Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

Но у меня записано!

Ну, пусть... хорошо.

Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать...

Оба глаза наполнились слезами... На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...

Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.



Merci, — прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.



За что же merci? — спросил я.

За деньги...

Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Водь я украл у вас! За что же merci?

В других местах мне и вовсе не давали...

Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!







1. Работа до чтения.

Какие ассоциации у вас возникают при этом слове «Размазня»? ( в буклет)


Примерные ответы учащихся:

- Какое-то месиво, грязь, каша, слякоть.

- Непонятный, небрежный детский рисунок.

- Слабак, неудачник, тюфяк.

- Неудачная работа художника.


- Так называется рассказ Чехова. О чём пойдет речь в рассказе?


Составим корзину идей ( в буклет)







2. Чтение. Работа во время чтения.


Чтение текста с остановками.

«Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц» (включительно).


Вопросы во время чтения.

- Что нового узнали? Кто герои рассказа?

- Какова ситуация?

- Кто такая гувернантка? (лексическая работа)

- Что значит посчитаться? (лексическая работа)

- Как понимаете выражение «Вы такая церемонная»?

- Как можете охарактеризовать автора повествования?(словесное рисование)

- Что можно сказать о начале произведения?

(Стремительное быстрое начало, как особенность стиля А. П. Чехова)


5. Чтение текста до слов: «…- Мерси, - прошептала она.»


6. Вторая остановка.

- Как ведет себя хозяин, работодатель?

- Как вы думаете, какова его цель?

- Какую характеристику вы дадите рассказчику сейчас?

- Какие чувства у вас вызывает Юлия Васильевна?

- Давайте понаблюдаем, как ведёт себя хозяин и как реагирует на его слова и поступки гувернантка, заполнив следующую таблиц (сравнительная таблица)

После работы учащихся таблица может выглядеть примерно так:


Хозяин

Гувернантка

тридцать рублей

сорок

два месяца

два месяца пять дней

девять воскресений и три праздника вычесть

вспыхнула, затеребила кофточку, но… ни слова

долой двенадцать рублей, остаётся сорок один рубль

левый глаз покраснел


Хозяин

Гувернантка

тридцать рублей

два месяца


девять воскресений и три праздника вычесть


долой двенадцать рублей, остаётся сорок один рубль




7. Чтение текста до слов: «Меня охватила злость» (включительно)


8. Третья остановка. (Толстые и тонкие вопросы)

- Почему Юлия Васильевна готова покорно снести несправедливость?

- Как вы думаете, почему автор повествования так разозлился? Что вывело его из себя?

- Предположите причину его злости.


Примерные ответы учащихся:


- Не хотел давать деньги.

- Не был удовлетворен работой гувернантки.

- Разозлила реакция Юлии Васильевны на его слова и поступки.

- Чем закончится рассказ?


9. Чтение текста до конца

Особенность стиля Чехова в элементе неожиданности, в стремительном финале.

- Ожидали ли вы такую развязку?






3. После чтения


Вопросы после текста

- Для чего хозяин преподал жестокий урок гувернантке?

- Почему автор повествования извинился за вынужденную жестокость?


- Подтвердилось ли ваше мнение о рассказчике?

- Подтвердилась ли ваша версия о предмете повествования чеховского рассказа?


Стадия рефлексии.

- Как бы вы ответите на вопрос «Разве можно на этом свете не быть зубастой?»

- Современна ли тема сегодня?



Игра « Пентагон» («Пятерочка»)

Итак, игра называется “Пентагон”, от слова пента, что значит пять. Этот прием направлен на работу с понятиями (по разным предметам)


Каждый вопрос - это 5 подсказок. Первая - самая сложная, последняя - самая легкая.

В игре «Пентагон» используется принцип подсказки и снижения очков.

Ответ может даваться после каждого сообщения-подсказки.

Если ответ дан правильно, засчитываются очки уровня (всего их пять – по числу подсказок), если ответ неверен, отнимается одно очко.

Игрок может повторять свои попытки ответить на вопрос после каждой подсказки, что соответствует переходу на более низкий уровень.

За правильный ответ очки присуждаются только единожды и соответствуют тому уровню, на котором игрок дал впервые правильный ответ.

Игроки до конца тура не знают, какой ответ они дали – правильный или нет.

Сейчас мы попробуем поиграть и отгадать человека по моим подсказкам.

О каком человеке идёт речь?

5б.- Его именем названы улицы, библиотеки, театры, многие музеи в российских городах.

4б.- Он великолепно катался на коньках, танцевал, чем заслуживал внимание противоположного пола.

3б.- О нём иногда вспоминают ученики, если учитель «переусердствует» в подаче вопроса.

2б.- Его убили на дуэли.

1б.- Самый известный русский поэт.

- Конечно, это А. С. Пушкин. После какой подсказки вы догадались, о ком идет речь. Следовательно, столько баллов заработала ваша команда.


«Пентагон» по Чехову

5. Человек, считавший себя ответственным за всех своих родных.

4. Путешественник, автор романа «Остров Сахалин»

3. Врач, писатель, драматург

2. Родился в Таганроге

1. Антоша Чехонте, Врач без пациента, Больной без селезенки

6. Подведение итогов (2 мин.).

Видео 2

-Что значит уметь читать? (осмыслять информация, интерпретировать, использовать в жизни).

Мы уверены, что вы, познакомившись с приемами смыслового чтения, поможете своим воспитанницам научиться читать. В этом вам помогут ваши буклеты.


7. Рефлексия (3 мин.)

t1713426000af.pngЗаполните второй столбик таблицы, посмотрите, как изменились ваши ответы (в буклеты)


- ХХI век – век научного прогресса, инноваций, нано технологий и всевозможных гаджетов, но… умение читать остается тем инструментом, который необходим каждому человеку, даже тому, кто является пользователем интернет-сетей. Потому, до сих пор актуальны слова французского философа 18 века Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»!


Возьмите стикеры и напишите все, что вам хотелось бы сказать о мероприятии(на доску)




t1713426000am.png- Благодарю всех коллег за сотрудничество и помощь в проведении мастер-класса!










Хозяин

Гувернантка

тридцать рублей

два месяца


девять воскресений и три праздника вычесть


долой двенадцать рублей, остаётся сорок один рубль


Хозяин

Гувернантка

тридцать рублей

два месяца


девять воскресений и три праздника вычесть


долой двенадцать рублей, остаётся сорок один рубль


Хозяин

Гувернантка

тридцать рублей

два месяца


девять воскресений и три праздника вычесть


долой двенадцать рублей, остаётся сорок один рубль


Хозяин

Гувернантка

тридцать рублей

два месяца


девять воскресений и три праздника вычесть


долой двенадцать рублей, остаётся сорок один рубль


Хозяин

Гувернантка

тридцать рублей

два месяца


девять воскресений и три праздника вычесть


долой двенадцать рублей, остаётся сорок один рубль


Хозяин

Гувернантка

тридцать рублей

два месяца


девять воскресений и три праздника вычесть


долой двенадцать рублей, остаётся сорок один рубль



ПрезентацияPPTX / 5.71 Мб​​​​​​​


БуклетPUB / 4.67 Мб
КитайMP4 / 3.96 Мб
Как читать книгиMP4 / 12.32 Мб
БумажкиMP4 / 6.37 Мб
Чехов. РазмазняDOCX / 22.2 Кб
Опубликовано


Комментарии (2)

Стовба Оксана Михайловна, 18.04.24 в 16:36 2Ответить Пожаловаться
Вера Александровна! Какая огромная работа проведена!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.