12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сенаторова Ольга337 Учитель МКОУ СОШ №3 г.Уржума Кировской области Россия, Кировская обл., Уржум |
Сочинение по картине Юрия Подляского «Солнце на веранде» ( с использованием стихотворения Бориса Пастернака «Июль»)
Урок русского языка в 9 классе
Сочинение по картине Юрия Подляского «Солнце на веранде»
( с использованием стихотворения Бориса Пастернака «Июль»)
Цель урока: формировать умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства стихотворения Бориса Пастернака «Июль».
Задачи урока:
Познакомить со стихотворением Пастернака и с художником Юрием Подляским.
Формировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы.
Отобрать рабочий материал, использовать его для написания творческой работы.
Ожидаемые результаты:
Предметные: получение/закрепление знаний об анализе поэтического текста и произведения живописи.
Метапредметные: развивать интерес к познавательной деятельности, развивать навык анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал, формировать и развивать компетентность коммуникативную.
Личностные: формировать мотивацию к обучению, к составлению собственных прозаических текстов.
Оборудование: компьютерная презентация, рабочая тетрадь ученика.
Ход урока
I этап: Слово учителя. Читаю стихотворение.
Борис Пастернак « Июль»
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Это стихотворение написано русским поэтом 20 века Борисом Леонидовичем Пастернаком, который всегда оставался верен идее одушевления неживых предметов и явлений, благодаря чему его стихи приобрели особую образность и метафоричность. В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. Именно с этим стихотворением мы и будем работать на уроке, сопоставляя его с картиной Юрия Станиславовича Подляского «Солнце на веранде». (Сообщение темы и цели урока). Перед вами лежит рабочая тетрадь, в которую мы и будем собирать материал для написания сочинения.
- После прочтения стихотворения «Июль» какую картину вы себе представили?
- Стихотворение можно условно поделить на две части - какие именно?
Первая часть: С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской. | Вторая часть: Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркий и непредсказуемый летний месяц. |
- Какие выразительные средства использует автор для того, чтобы передать эту образность?
Олицетворения: июль – бродит домовой, болтается, крадётся к кровати, срывает скатерть, бегает, взвивается, мы сдаём ему дом, июльский воздух снял комнаты внаём.
Сравнения: «И с занавеской, как с танцоршей/ взвивается до потолка», «Степной нечесаный растрепа».
Эпитеты: «баловник-невежа», «дачник-отпускник».
Лексические средства: разговорная лексика «таскающий», «растрёпа», «везде болтается».
Также поэт использует синтаксические средства языка: обособленные определения « Степной нечесаный растрепа/Пропахший липой и травой/ Ботвой и запахом укропа/ Июльский воздух луговой»; однородные члены предложения, инверсию, вопросно-ответную форму изложения.
- Сегодня на уроке мы не случайно вспомнили поэта Б.Пастернака. 2015 год примечателен не только тем, что объявлен Годом Литературы, но также памятными историческими событиями и юбилейными датами выдающихся композиторов, писателей, поэтов и ученых.
1 25 лет назад родился поэт, прозаик, переводчик Борис Леонидович Пастернак (10 февраля 1890-1960 гг.), получивший в 1958 году Нобелевскую премию по литературе за роман «Доктор Живаго»
Интересные факты:
- Пастернак написал две прелюдии (ми-бемоль минор и соль-диез минор) и сонату (си минор) для фортепиано.
- В 1903 году при падении с лошади сломал ногу, и из-за неправильного срастания был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы.
- В СССР до 1989 года в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака, и вообще о его существовании, не было никаких упоминаний.
- Советский телезритель впервые познакомился со стихами Бориса Пастернака в 1976 году в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», где звучит стихотворение «Никого не будет в доме».
- Вернёмся к стихотворению: слышим ли мы в произведении лирического героя?
Повествование идёт от лица рассказчика. Мы слышим, как он называет июль – домовым, который поселился в доме героя. Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того, поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.
II этап:
- Чтобы ярче представить себе картину, которую изображает поэт, давайте обратимся к живописному произведению Юрия Станиславовича Подляского «Солнце на веранде». Немного о художнике.
Подляский Юрий Станиславович
(
- Рассмотрите картину Подляского «Солнце на веранде» и ответьте на вопросы.
Что мы видим на картине? | Художник запечатлел на полотне фрагмент просторной веранды — летнего помещения, примыкающего к дому. Окно веранды распахнуто в сад, значит, погода достаточно тёплая. |
Опишите веранду. | Обстановка веранды достаточно проста. Слева от раскрытого окна выхвачен край застеленной розоватым покрывалом кровати или дивана. Рядом темно- коричневый венский стул, недавно покрытый лаком, который блестит на солнце. На полу — небольшой круглый пёстрый коврик. Такие коврики до сих пор вяжут крючком некоторые рукодельницы. Справа спинкой к окнам стоит дачная скамейка - диванчик с подлокотниками. Видел только один подлокотник, на котором небрежно брошена какая-то тёмная одежда — куртка, рубашка или пиджак. На подоконнике, как уже упоминалось, жёлтые цветы в вазе. |
В названии картины художник использует слово «солнце», значит, она наполнена светом. Как удалось это изобразить художнику? | Бамбуковые или тростниковые жалюзи подняты — по-видимому, не жарко, но солнце светит ярко, вся веранда залита светом. Именно этот свет, судя по названию картины, и привлёк внимание художника. |
Какие краски использует художник? | Чтобы акцентировать внимание на солнечном свете, подобрана и соответствующая цветовая гамма. Стены веранды и оконные рамы золотисто-коричневого цвета. Они и ещё зелёная листва сада контрастируют с более светлой передней частью картины — светлая скамейка, светлое покрывало на кровати и в особенности залитый светом пол, на котором серыми клетками падают тени от оконных рам. Пол веранды в первую очередь и позволяет судить о солнечном свете, проникающем в помещение. Всё остальное служит своего рода обрамлением для этого света. Бесспорно, художнику удалось передать ощущение солнечного летнего дня, когда самая простая обстановка, обычный сад видятся необыкновенно красивыми и светлыми. |
Какое настроение передаёт картина? | Уютной гаванью, сосредоточием мира и покоя предстаёт скромная веранда в потоках солнечного света, и трудно представить, глядя на эту картину, что-то где-то в мире есть зло. |
Есть ли что-нибудь общее между картиной Ю.С. Подляского и стихотворением Б.Л.Пастернака «Июль»? | Конечно, создаётся впечатление, что художник иллюстрирует стихотворение «Июль». То же время года, наверное, тот же дом, даже баловник-невежа и здесь ощущается: на диванчике мы видим брошена одежда, легкое дуновение ветерка ласкает нас, запах цветов наполняет веранду. Так и хочется сказать слова Б.Пастернака: Июль, таскающий в одёже |
III этап:
- Рабочий материал нами набран, давайте приступим к написанию сочинения. Не забудьте для красочности своей письменной речи использовать выразительные средства языка, которые мы выделили в стихотворении «Июль».
Итог урока:
Я люблю лето, особенно его середину. Тёплые солнечные лучи уже ранним утром будят всё вокруг: весело поют птицы, приветливо машут своими головками июльские цветы, сочная зелень травы украшает поля. Совсем по-новому, взволнованно и пылко, вспоминаешь июльские деньки после прочтения стихотворения Пастернака «Июль». Жаль, что июль – только гость, а не хозяин на этой земле. Какое удовольствие сдать дом такому неординарному гостю. И жаркий июльский воздух вытесняет не только автора с собственной дачи, но и по-хозяйски озорничает на всем пастернаковском стихотворном пространстве. Сегодня мы вспомнили с вами поэта Пастернака, который занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Надеюсь, что ваши встречи с этим поэтом и писателем будут постоянны, а впереди вас ждут невероятные открытия в поэтических образах Пастернака.
Сочинение по картине Ю.С.Подляского «Солнце на веранде» и стихотворению Б.Л.Пастернака «Июль»
Подляский Юрий Станиславович (
Что изображено на картине?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опишите веранду
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как удалось изобразить художнику свет?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие краски использует художник?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое настроение передаёт картина?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли что-нибудь общее между картиной Ю. С. Подляского «Солнце на веранде» и стихотворением Б. Л. Пастернака «Июль»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Борис Пастернак « Июль»
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
10