12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галиуллина Гульфия Салаватовна30

Галиуллина Гульфия Салаватовна

Учитель начальных классов, первая квалификационная категория

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наумовка

Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, с. Наумовка

Методическая разработка конспекта урока по чтению (период обучения грамоте) в 1 классе по программе «Школа России» на тему «Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н»

Методическая разработка конспекта урока по чтению (период обучения грамоте) в 1 классе по программе «Школа России» на тему «Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н» разработана по учебнику «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Урок включает в себя дыхательную гимнастику, работу с чистоговорками, фонетическую зарядку, звуковой анализ слов. Урок включает дифференцированные задания, групповую форму работы, содержит очень много дидактических игр.

Тема «Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н»

Цели: образовательные - познакомить со звуками [н], [н′], буквой н н; воспитывать любовь к родине, развивать речь, логическое мышление.

Оборудование: лента букв, карточки с буквами

Ход урока.

1.Организационный момент, психологический настрой.

2.Дыхательная гимнастика

- Свечка 1. Дуем на свечку, чтобы она не погасла.

- Свечка 2. Тушим свечку.

-Какой ароматный цветок!

Чистоговорки

Но-но-но- клюет курица зерно.

На-на-на-вот и нет теперь зерна.

Не-не-не-вспомним завтра о зерне.

Ну-ну-ну –все отправимся к зерну.

Цы –цы-цы-вы, ребята, молодцы?

Фонетическая зарядка.

- Как погоняют лошадь? (Но! Но! Но!)

3.Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [н] и букве Н. (Показывает на «ленте букв».)

Включение в учебную деятельность.

- С какими буквами мы уже познакомились? (Дети выбирают карточки с изученными буквами, рассказывают стихи )

- Какие звуки они обозначают?

-В чем заключается особенность гласных звуков?

-Среди этих букв какая может быть лишней?

-Почему?(Буква и указывает мягкость согласного звука)

Прочитайте буквы и слоги из гласных букв, записанные на доске.

Рассмотрите иллюстрацию на с.40 азбуки.

Кого вы видите ?

Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка)

Почему русский богатырь пашет на Змее Горыныче?

Что изображено справа от Змея?

При помощи чего Никита Кожемяка рыхлит почву?

Дифференцированное задание

Чтение стихотворения «Русь» И.Никитина

Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Никитина «Русь» (учебник, с. 40)..

- Как называется стихотворение?

- Как вы понимаете это слово? Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы.

-Какими еще словами можно назвать Русь?

Все ли слова вам понятны?

В каком селе вы живете?

Как она раньше называлась?

Почему?

Работа с пословицами (учебник, с. 40).

- Как вы понимаете смысл пословицы: «Труд кормит, а лень портит»?

Усвоение новых знаний.

Выделение твердого и мягкого согласных звуков [н] и [н'] (учебник, с. 41). (работа с картинками барабан и конь)

Рассмотрите схему слова барабан.

Произнесите все слово. Выделите последний звук.

Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.

Рассмотрите схему слова конь.

Произнесите все слово. Выделите последний звук.

Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.

Попеременно произнесите оба слова, обозначающие представленные предметы. Выделите звуки [н] и [н'], сравните их.

В слове барабан звук [н] - твердый (будем отмечать его в схеме синим цветом), а в слове конь звук [н'] - мягкий (будем отмечать его зеленым цветом).

Командная игра «Назовите слова, которые начинаются со звуков[н], [н']

Дидактическая игра «Твердый - мягкий».

- Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [н],[н'] встать около парт ; если слышите мягкий звук [н'] – сесть на стул.

 Сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина.

Знакомство с буквой Н.

- Звуки [н] и [н'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн).

- На что похожа буква Н?

Н – натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко,

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

Физкультминутка. 

Чтение слияний согласного с гласным в слогах.

Рассмотрите слоги.

Какая первая буква во всех слогах? (Буква Н)

Буква Н может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким?

Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Слоги на, но, ны, ну надо произносить твердо. Гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ни надо произносить мягко, прочитайте слоги и предложение.

На

Но

Ны

Ну

Ни

Чтение предложения (учебник, с. 41).

Развитие практических умений и навыков.

Чтение слогов. (записаны на доске)

Он - но, ан – на, ун – ну, ын – ны.

На, но, ну, ны, ни, ин, иы, ун, ан.

Ан она на ана

Он оно но Ан-на

Ин они ни Ин-на

Ун уну ну Ни-на

Ын ыны ны Ина

Дидактическая игра «Найди лишнее».

На магнитной доске выставляются буквы, изученные ранее. Дети среди гласных выделяют лишнюю – согласную н. Объясняют, почему она лишняя.

Дидактическая игра «Где звук?».

а) Определить позицию звука [н] в словах: нос, санки, низко, пятница, книга, слон, соленый, красный.

1. Соотнесите слова и рисунки. Составьте предложения с нарисованными предметами. (Он - карандаш. Оно - ведро. Она - лейка. Они – ножницы)

2. Прочитайте имена девочек. Обратите внимание, в каких случаях буква Н обозначает мягкий звук, а в каких - твердый. Почему? (Называют имена, в которых гласные буквы а, ы указывают на твердость [н], гласный и - на мягкость [н']).

- Прочитайте предложения, используя рисунки.

3. Слова одинаковые, а значения разные. Объясните различия. (На столе лежит тетрадь. {На - указание места.) На тетрадь. {На в значении возьми что-то).

Работа с «лентой букв».

- Где на «ленте букв» расположена буква Н? Почему? (На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная и строчная

Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось?

Список использованной литературы

1.«Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.-М.:Просвещение, 2019.-128 с.

2. «Занимательное азбуковедение» В.В.Волина. М.:Просвещение,1991.-366 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.