12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Селихова Марина Павловна42

Собщение: «Актуализация направлений добровольческой деятельности».


Цель:

Повысить уровень компетентности педагогов в вопросе развития волонтерского движения.

Задачи:

Рассмотреть социальную значимость волонтёрского движения.

Разобрать основные понятия и особенности организации

волонтерской деятельности в дошкольном возрасте.

Сформировать у педагогов мотивацию реализовывать

направление волонтерской деятельности в дошкольном учреждении.


Актуальность:

С каждым годом актуальность волонтерства все больше возрастает и подчас поражает своими масштабами. Активные и заинтересованные люди, неравнодушные к нуждам и проблемам других, есть во всех уголках земного шара, и именно они являются душой общества, бескорыстно делая мир лучше, краше и добрее.

Проведение в 2018 году в России Года добровольца (волонтера) и долгосрочная целенаправленная государственная политика в области развития добровольчества создали необходимые условия для развития волонтерского движения.

Волонтеры — кто они. Человек отличается от животного способностью к состраданию. Но сострадание может быть бездеятельным — а может превращаться в желание помочь ближнему. Если это желание оказывается достаточно сильным, чтобы отвлечь человека от его собственных повседневных дел, он становится волонтером. Волонтеры — это люди, которые добровольно и безвозмездно трудятся для блага общества или отдельных его представителей. Само слово «волонтер» пришло в русский язык из французского, а французское volontaire в свою очередь произошло от латинского слова voluntaris, добровольный. 

Таким образом, волонтер — это доброволец, который бесплатно тратит свои силы и время ради того, чтобы оказать помощь конкретному нуждающемуся в ней человеку или выполнить какое-нибудь общественно полезное дело. Этим волонтерство отличается от благотворительности, которая подразумевает внесение денежных пожертвований на аналогичные цели. Волонтер может тратить на свою деятельность личные средства, но самое главное — он вкладывает свои усилия.

Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации

Всеобщая декларация волонтеров

14 сентября 1990 года в Париже на ХI Всемирной Конференции

Международной Ассоциации добровольческих усилий (IAVE) была принята Всеобщая декларация волонтеров, в которой обозначены смысл и цели, основные принципы движения.

Всеобщая декларация добровольчества

В 2001 году в Амстердаме на XVI Всемирной Конференции Международной Ассоциации добровольческих усилий (IAVE) была провозглашена Всеобщая декларация добровольчества.

Ф.З 1995г. «О благотворительной деятельности и благотворительных

организациях»

«О стратегии государственной молодежной политики в Российской

Федерации» Распоряжение Правительства Р.Ф. 2006г.

«Концепция развития благотворительной деятельности и

добровольчества» Распоряжение Правительства Р.Ф. 2009г.


Статус добровольцев в различных сферах деятельности

регулируется следующими законодательными актами:

Федеральный закон от 11 августа 1995 года 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

(дано определение понятия «доброволец»).

Законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности добровольцев:

Гражданский кодекс РФ (статья 582 «Пожертвование», с учетом Письма Минфина РФ от 29 декабря 2009 года 03-03-06/4/112).

Федеральный закон от 19 мая 1995 года 82-ФЗ «Об общественных

объединениях» (определяет возможные организационно-правовые формы

деятельности волонтерских объединений).

Федеральный закон от 12 января 1996 года 7-ФЗ «О некоммерческих

организациях» (статья 31.1 - обучение и подготовка добровольцев государством как одна из форм поддержки социально ориентированных НКО.


Как стать волонтером.

Волонтерской деятельностью может заниматься любой желающий: ограничений для нее практически нет. Только возрастной ценз: для участия в организованных волонтерских проектах подростки должны предъявлять разрешение от родителей, а те, кому еще нет 14 лет, могут участвовать в такой деятельности вместе со взрослым представителем.

Для конкретных видов деятельности могут существовать ограничения по здоровью: чаще всего они касаются донорства, но могут затрагивать и те виды деятельности, которые требуют значительного физического напряжения. Все это можно узнать в тех организациях, которые привлекают волонтеров к определенным видам деятельности.  Можно зарегистрироваться в качестве волонтера в одной из организаций или на сайте «Добровольцы России». Тогда вы будете выбирать интересующие вас волонтерские проекты, подавать заявку и присоединяться к деятельности.

Причины, по которым люди становятся волонтёрами.

Приобрести практические умения и знания. Молодым специалистам без опыта устроиться на хорошую работу непросто. Занимаясь же волонтёрской деятельностью можно получить нужные профессиональные навыки. Участие в различных проектах поощряется сертификатами с перечнем личных достижений, что будет несомненным плюсом при поступлении на работу.

Возможность побывать в разных странах и встретиться с интересными людьми, увидеть жизнь проекта изнутри.

Приобретение неоценимого опыта, который может пригодиться в повседневной жизни. Например, опыт строительных работ, приготовления блюд, навыки общения с детьми или пожилыми людьми.

Найти смысл жизни или избавиться от одиночества. Многие волонтёры – идейные люди, стремящиеся дарить добро и сделать мир счастливее. Волонтёрство помогает внести позитив в жизнь, подарить улыбки и надежду на лучшее будущее.

Волонтерами становятся ради помощи другим людям и приобретения бесценного жизненного опыта. Добровольная деятельность даёт много возможностей, которые позволяют по-новому посмотреть на себя и мир вокруг, научиться чему-то, познакомиться с интересными людьми. Но самое главное — добровольная безвозмездная деятельность, приносящая пользу обществу, сама по себе является источником положительных эмоций, позволяет почувствовать себя нужным, обрести уверенность в себе и научиться побеждать трудности. 

Основные принципы волонтёров.

Волонтёрская деятельность имеет свои принципы, без соблюдения которых её нельзя назвать таковой.

Добровольность. Никто не имеет права заставить человека делать то, чего он не хочет или и с чем он не согласен. Волонтерские организации участвуют в добровольческих проектах на основании личной инициативы.

Единство. В мире существует множество добровольных организаций, но все они служат одному идеалу – помогать людям и делать добрые дела.

Независимость. В любых обстоятельствах всегда оставаться собой во время оказания помощи другим людям.

Беспристрастность. Волонтёры заботятся обо всех жертвах – виновных и невиновных.

Соблюдать режим труда и отдыха. Если доброволец помогает другим, не жалея себя и превращаясь в страдальца – он разрушает сам себя и уже не может приносить пользу другим.

Толерантность. Для волонтёра не должно существовать никаких ограничений в помощи людям по национальным признакам или сексуальным предпочтениям.

Существует несколько  различных видов волонтерства.

   Патриотическое волонтерство

   Экологическое волонтерство

   Социальное волонтерство

   Культурное волонтерство

   Спортивное волонтерство

  Волонтерство общественной безопасности

 Событийное волонтерство  (гражданско-правовое волонтерство)

Патриотическое волонтерство.

Добровольцы восстанавливают и сохраняют памятники павшим героям, помогают ветеранам боевых действий, занимаются краеведческой деятельностью, рассказывают о героях и достижениях страны через интеллектуальные игры, городские квесты и другие мероприятия.

Экологическое волонтерство.

 Одна из основных сфер волонтерства – это природоохранная деятельность. Эко-волонтеры организуют и принимают участие:

     в субботниках ;

    в днях чистоты;

    в посадке деревьев;

    оказывают помощь бездомным животным

    изготовливают скворечники, подкармливают птиц в зимний период.

Социальное волонтерство.

 Добровольцы, выбравшие для себя это направление деятельности, отдают свое свободное время, оказывая помощь и поддержку пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны, сиротам в домах ребенка и детских домах. Людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

  Культурное волонтерство.

 Одним из интереснейших направлений волонтерской деятельности является включение добровольцев в культурную жизнь. Это например помощь в организации масштабных культурно-развлекательных мероприятий и участие в них.

Спортивное волонтёрство.

 Спортивные волонтеры - это волонтеры, помогающие в проведении спортивных соревнований, участие в спортивных праздниках.

Волонтерство общественной безопасности.

Волонтерство в чрезвычайных ситуациях (волонтерство общественной безопасности) – добровольческая (волонтерская) деятельность в области содействия общественной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Событийное волонтерство (гражданско – правовое волонтерство).

Включает в себя: помощь в организации масштабных гражданско-правовых мероприятий (саммиты, форумы, митинги, дни памяти, дни голосования, встречи с политическими деятелями и т.д.

Педагогическая технология «Дети-волонтёры».

В детских садах педагоги активно внедряют технологию социализации «Дети-волонтеры. Это одна из новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н. П

Технология «Дети волонтёры» - это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста, их участие в добровольческих мероприятиях.

Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие:

1) развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

2) развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей;

3) создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой

деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя

Детей с малых лет необходимо приучать к благотворительности, волонтёрству. В этом возрасте они начинают понимать значение слова «помощь».

Волонтерство - очень полезная и нужная деятельность для детей.

У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им

Технология «Дети – волонтеры» предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по -настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы.

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку, сделать подарки малышам, книжки малышки, показать инсценировку сказки.

Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.

В работе педагога по организации волонтерского движения в условиях детского сада, можно выделить 4 этапа:

1 этап Социально-психологическая подготовка волонтёров.

этап Формирование волонтёрского движения.

3 этап Непосредственная организация волонтерского движения.

4 этап Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.


1этап «Социально-психологическая подготовка волонтёров»

Для подготовки детей к данному виду деятельности можно провести следующие мероприятия

Беседы: «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?»и т.д.

Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Уроки тетушки Совы», «Уроки доброты с Дуняшей», «Кошкин дом»;

Чтение художественной литературы : «Два жадных медвежонка», «Искорки добра»;

Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М;

Игры: Игра «Объятия», Игра «Аплодисменты по кругу», «Менялки игрушек, «Тропинка» и др.


2 этап «Непосредственная организация волонтерского движения»

Создание волонтёрского отряда можно начать с разработки визуального ряда:

эмблема

девиз

форма/отличительный знак

Всё это мотивирует детей к призыву «Хочу помочь!»- символизирует суть волонтёрского движения.


3 этап «Непосредственная организация волонтерского движения»

С чего начинаеться волонтерское движение:

Идея.

Желание или необходимость.

Осознание.

Инициативная команда.

Присоединение волонтеров.

Что в результате?

Расширятся представления о волонтерском движении у детей

5-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

Дети и родители воспитанников будут приобщены к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества,

государства, станут участниками различных акций;

У детей сформируются предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

Родители воспитанников будут вовлечены в образовательный процесс ДОУ;

Будет обеспечена преемственность целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.


Перспектива:

Создание творческой группы педагогов для развития

волонтерского движения в ДОУ.

Разработка положения о создании волонтерского отряда в ДОУ.

Разработка проекта работы клуба по интересам «Дети- волонтеры».

Реализация проекта «Дети-волонтеры» в практику работы ДОУ.

Создание бригады "Волонтеры – родители".

Включение в технологию младших школьников с целью

преемственности различных ступеней образования.


Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.