12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мучник Лариса Анатольевна279
Работаю в школе - интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Россия, Московская обл., Хотьково
3

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения

Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вопрос чрезвычайно важный и неоднозначный не только для самого ребенка, но и для окружающих людей (родители, пед. работники). Процесс социализации человека с ОВЗ может длиться на протяжении всей его жизни. При любом изменении окружающей действительности, что происходит в наш век очень быстро, такому ребенку придется активизировать свои житейские способности и найти свой профессиональный путь.

Моя цель, как учителя труда, дать первоначальные знания, азы кулинарии, рукоделия. Ведь быть хорошей хозяйкой, какие бы времена не были, нужно, а сейчас и модно .

Адаптированная рабочая программа включает разделы: кулинария, технология ведения дома, технология швейных изделий, уход за одеждой и обувью, домашняя экономика, электричество в нашем доме, технология основных сфер профессиональной деятельности, т.е. охватывает многие области жизни человека.

При изучении раздела «Кулинария» понимаю, что у многих учащихся нет минимального опыта хозяйствования дома. Кто уж тут виноват: чрезмерная ли опека уже далеко не малышей родителями и бабушками или замена практической помощи по дому виртуальными играми, человеческого общения на общение по телефону? Ведь в 10-11лет у девочек нет домашнего поручения, нет навыков самообслуживания, которые должны бы сформироваться к этому возрасту: вымыть посуду, нарезать хлеб, почистить овощи для салата, протереть стол после еды или приготовления пищи.

Параллельно работе с детьми веду работу с родителями, призывая и убеждая их, допустить чад к труду. Объясняю, что не надо бояться обязывать детей домашними поручениями. Не получится первый раз, получится во второй, в третий. Ведь цель для нас, родителей, научить детей жить без нас.

На уроках девчушки с удовольствием «примеряют» роль хозяюшек. Лучше или хуже, быстрее или медленнее, но навыки по кулинарии формируются у всех учениц. Среди выпускников нашей школы прошлых лет есть несколько профессиональных поваров.

Одна из четвертей учебного года – занятия по ручному труду (вязание спицами, крючком, вышивка). Учащиеся приходят с разным уровнем подготовленности и разными физическими возможностями. И как важно верно подобрать посильное задание, создать ситуацию успеха и правильную мотивацию! Даже если ученица по своим физическим возможностям не может шить или вязать (а нарушение мелкой и общей моторики - частый спутник речевой патологии), мы возьмемся за пластилин, помня о том, что это сейчас она неловкими движениями катает пластилиновую колбаску, а во взрослой жизни раскатает тесто. Если у девочки нарушен захват пальцами мелких предметов, то заменяем при шитье обычную иголку на «цыганскую». Обычное вышивание по канве заменяем вышиванием по вафельному полотну (с крупными ячейками).

Перед девочками с хорошей моторикой стоят уже другие задачи. Впереди у них профессиональная деятельность, самостоятельная жизнь. Мало сформировать навык, нужно его применить в жизни. Важно пробудить интерес к творчеству, научить ребенка самостоятельно находить и осваивать новые знания и технологии по интересующей теме, т.е. постоянно развиваться. Вот в это время пригодятся телефоны и компьютеры. Девочки могут найти на страницах интернета много интересного и полезного, делиться мнениями, меняться новинками.

К окончанию школы ученицы должны уметь работать в группе, так называемая «игра в производство» . Допустим, делаем скатерть из мотивов. Каждая девочка выполняет свой мотив. И тут со стороны коллектива появляются нешуточные требования к срокам и качеству изготовления. Такая работа формирует чувство ответственности, сопричастность к общему делу, что является одной из основ социализации личности.

Важны еще и межличностные отношения. Опыт и навык общения у детей с ОВЗ тоже разный. Умение правильно общаться, я считаю, стало одной из важных проблем в современном мире. На своих уроках я требую спокойного тона речи, правильных эмоций (даже если что-то не получается), здорового соперничества, не допускаю грубой речи.

Чтобы социализация ребенка с ОВЗ прошла быстрее и безболезненно, нужна совместная кропотливая работа педагогов и родителей. Важны взаимопонимание и взаимная помощь всех, кто участвует в формировании личности.

Опубликовано в группе «Все красивое вокруг - это дело наших рук!!!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.