12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смолянова Ольга Викторовна18
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
4

Совместные игры родителей с детьми младшего дошкольного возраста

Стрыгина Алла Николаевна

Смолянова Ольга Викторовна

Совместные игры родителей с детьми младшего дошкольного возраста 


 В настоящее время высокая значимость первых лет жизни ребёнка для развития будущей личности в целом уже не вызывает сомнений, а раннее развитие детей становиться модной тенденцией.

       Ранний возраст - период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром, поэтому всё, что его окружает: предметы, игрушки, растения, животные - вызывает особый интерес. Дети любят исследовать новые объекты, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами, наблюдать. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребёнок приобретает богатый чувственный опыт, получая мощный импульс для развития интеллекта.

        Современная система отечественного дошкольного образования строиться в соответствии с всемирно признанной детского развития Л.С. Выготского. Считается, что ребёнок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», то есть развивается не ребёнок сам по себе, а система «взрослый ребёнок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельная личность. При этом учиться он лишь у тех, кого любит и кому доверяет. Следовательно, главными учителями и воспитателями для ребёнка являются его родители, общение и совместная деятельность с которыми выступают источниками развития малыша. Поэтому в последнее время на базе дошкольных образовательных учреждений стали актуальны центры игровой поддержки ребёнка, группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольное образовательное  учреждение, куда приходят дети раннего возраста вместе с родителями. Здесь они обучаются и развиваются вместе: вместе общаются, экспериментируют, делают первые открытия, играют с пальчиками, водой песком и другими сыпучими материалами, лепят из теста, слушают музыку, пробуют танцевать и т.д., открывая для себя новые игры и их возможности.

Японская пословица гласит:

Расскажите мне, и я забуду.

Покажите мне, и я запомню.

Дайте мне сделать, и я пойму.

       Пальчиковые игры представляют собой инсценировку каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Главная цель пальчиковых игр-переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребёнка.

       Игры с водой - одна из форм естественной деятельности ребёнка, они содержат в себе огромный потенциал для всестороннего развития детей. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, способствуя расслаблению, психоэмоциональной разрядке. Поэтому игры с водой для детей являются очень эффективным способом само терапии.

       Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребёнку форма деятельности. Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве с песком, чаще вырастают уверенными в себе и успешными. Взрослый через игру с ребёнком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему все нормы и правила поведения в группе. Также психолог вместе с родителями естественным путём могут осуществлять психолого – педагогическую коррекцию поведения ребёнка и обучить его социально приемлемым способам эмоциональной разрядки.

        Дети раннего возраста, как правило, проявляют интерес к обычным мелочам, например к прищепкам. Игры с прищепками стимулируют познавательную активность малышей, способствуют развитию мелкой моторики, воображения, мышления и умения устанавливать логические связи. В играх с прищепками дополнительное стимулирование получают зоны коры головного мозга, отвечающие за речевое развитие. В рамках игровой поддержки детей, при работе с детско – родительской парой, игры с прищепками способствуют формированию гармоничного позитивного взаимодействия в паре «родитель - ребёнок».

      Дети раннего возраста имеют особенности в поведения, которые следует учитывать в ходе игрового взаимодействия. Во – первых, малыш не способен длительное время сосредотачиваться на одном виде деятельности, уровень развития у них мелкой моторики делает затруднительной работу по изобразительной деятельности. Кроме того, у детей возникает соблазн попробовать окружающие предметы на вкус, бросить, смять, разорвать и т.д. Учесть эти трудности в проведении игровых сеансов с детьми раннего возраста позволяет тесто пластика. Экспериментирование с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает сенсорный опыт детей; формирует представления о форме, свойствах и возможностях применения пластичных материалов; стимулирует познавательную активность; способствует развитию воображения, абстрактного мышления, творчества. Игровые сеансы лепки из солёного теста не просто вооружают ребёнка умениями и навыками – они помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него новый образ.

       В играх с детьми раннего возраста эффективным является использование фланелеграфа. Игры с использованием фланелеграфа позволяют разнообразить любые сеансы, так как сами дети и их родители становятся режиссёрами сказок и художниками, прикрепляя детали на фланелеграх в соответствии с сюжетом встречи.

         Использование интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир разнообразием впечатлений. Игровые сеансы с использованием световых, звуковых, ароматических и тактильных взаимодействий позволяет стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модель восприятия, поскольку в данных условиях идёт массированный поток информации на каждый анализатор, и восприятие становиться более активным.

         В присутствии родителей дети с большой готовностью идут на контакт с педагогом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека. Совместные занятия также являются своеобразным мастер – классом для родителей, которые раскрывают для себя секрет гармоничного взаимодействия с ребёнком. А неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению педагогов и родителей.

          Родители и педагоги должны помнить, что роль взрослого в психическом развитии ребёнка в первые годы жизни уникальна!

Литература

1.Барсукова О.В. Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями. Молодой учёный 2012 №3

2.Ветрова В.В. Во что играть с ребёнком  до 3лет. ТЦ Сфера 2008

3.Зимина Н.В. Шедевры из солёного теста. ООО ТД «Издательство «Мир книги» 2009

4.Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практику по песочной терапии. СПб: Речь 2010

5.Савельева Е.А. Тематические загадки и весёлые игры для пальчиков  М.:НЦ ЭНАС 2007

6.Титарь И.А. Игровые развивающие занятия  в сенсорной комнате М. : АРКТИ 2009

7.Фадеева Ю.А. Игры с прищепками: творим и говорим М. : ТЦ Сфера 2011.



Смолянова Ольга Викторовна МБДОУ «Детский сад «Золушка» г. Тамбова, воспитатель 89531270071

Стрыгина Алла Николаевна МБДОУ «Детский сад «Золушка» г. Тамбова, воспитатель 89106544154

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.