12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Снегова Любовь Владимировна83
Россия, Нижегородская обл., семенов
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Автор статьи

Снегова Любовь Владимировна

учитель начальных классов

г. Семёнов, Нижегородская область

«Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»

Стандарты второго поколения указывают: «…идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы, готовый  постоянно учиться новому в жизни.»    В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности.

Особую актуальность в настоящее время приобрел метод учебных проектов. Эта педагогическая технология эффективно используется в начальной школе, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Термин «метод проектов» возник в США во второй половине XIX в. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:

проблематизация учебного материала;

познавательная активность ребенка;

связь обучения с жизненным опытом ребенка;

организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний.

Джон Дьюи говорил: «Всё для жизни, всё для жизни…»

Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

мини-проекты,

краткосрочные,

долгосрочные.

Сама технология не является принципиально новой, но для меня начинающего учителя и обучающихся, применительно к условиям конкретной школы и класса, формирование опыта работы в данном направлении представляет интерес и является актуальной задачей.

Давайте подробнее рассмотрим метод именно мини – проектов. Ведь как известно, продолжительные проектные работы иногда становятся утомительными для младших школьников, а в некоторых случаях к ним абсолютно теряется интерес.

В чём же заключаются несомненные плюсы мини – проектов?

создаёт ситуацию успеха;

ориентирует на быстрый практический результат;

учит эффективно распределять время и экономно его использовать;

быстро ориентироваться в ситуации;

строить новые отношения в сотрудничестве;

проявить свои организаторские способности.

Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

осуществляется преемственность.

В среднем звене дети уже готовы для выполнения более сложных и долговременных проектов.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.

Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.

Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.

Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения.

Задачи групповой работы: 

активизация познавательной деятельности; 

развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его; 

развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.); 

 совершенствование межличностных отношений в классе.

 Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках. 

На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.
Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из этапов:

Организационный момент (тема проекта, цель)

Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.

Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме.

Физкультминутка.

Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.

Презентация готового продукта проектной деятельности.

Рефлексия.

Домашнее задание (обычно творческого характера)

Содержание этапов проекта:

1 этап « Начальный»Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка  целей и задач поиска. Выработка плана работы

2 этап «Поисковый» - Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме   в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала,   качественная и количественная обработка собранного материала.

3 этап «Исследовательский » - Проведение исследования, решение поставленной проблемы

4 этап «Обработка результата» - Переработка полученных данных, анализ и редактирование  полученных данных, подтверждение или отрицание  выдвинутой ранее  гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта

5 этап «Заключительный » - Подведение итогов работы, составление письменного отчета,   подготовка к публичной защите проекта  в виде   мультимедийной  презентации, либо в любой другой форме.

Условия, необходимые для успешной организации мини-проекта: 

 Четкое соблюдение времени; 

Групповая форма работы;

Достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования

     «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово — за ребенком, последнее — за    учителем».   В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат — бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.

    В чем мы преимущества метода мини - проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. Работая над мини-проектом, дети быстрее достигают ситуации успеха, удовлетворенности своей деятельностью. Ведь работа в группах в большинстве случаев вызывает у детей позитивные эмоции.

Используя метод мини-проектов в своей работе, я увидела то, что у детей появился интерес к учебной деятельности, повысилась учебная мотивация и соответственно улучшились качественные показатели изучения предмета, в нашем случае – «Окружающего мира».


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.