12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Наталья Васильевна349
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Конспект урока по теме «Способы обособления определения»

8 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

2019 год

Цели педагогической деятельности:

Создать условия для формирования знаний об обособленных определениях и способах обособления.

Создать условия для формирования навыка распознавания и обособления определений.

Создать условия для формирования коммуникативных и регулятивных УУД.


 

Ход урока.

Организационное начало урока.

Актуализация знаний.

Работа с текстом.

Карточка 1. Прочитайте текст.

1.Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2.Вот вверху послышалась барабанная трель, звонкая и радостная. 3.Это не скрип старого дерева, как думают неопытные городские люди, впервые оказавшиеся в лесу. 4.Это по-весеннему барабанит музыкант-дятел, выбравший рассохшееся дерево. 5.Так дятлы приветствуют весну. 6.Пригретая лучами весеннего солнца, свалилась с верхушки дерева снежная шапка, освободившая ветви от зимних снов.

Выполните задания.

- подчеркните грамматические основы;

- укажите слово, написание которого подчиняется правилу: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано»;

- укажите слово, написание приставки которого зависит от глухости-звонкости последующего согласного;

- укажите слово, написание приставки которого зависит от значения слова;

- укажите предложение с вводной конструкцией;

- укажите предложения с обособленными определениями.


 

Проверка, оценивание выполнения, анализ ошибок.

Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла

Допустил 3 ошибки, обращался за помощью – 1 балл

Допустил более 3 ошибок – 0 баллов

 

Постановка темы урока и целеполагания.

- Вам знакомо понятие обособленный?

- Поясните, что такое обособленный член предложения

- Какие члены предложения могут обособляться?

- Назовите случаи обособления в тексте.

- Какой член предложения обособлен?

- Как бы вы поставили тему и цели урока? (Обособление определений).

 

Тема урока: «Обособление определений».

Цели урока: познакомиться с видами обособленного определения, знать условия обособления.

 

Оптимизация знаний.

- Тема обособления различных членов предложения вам частично известна. Сегодня мы будем говорить непосредственно об обособлении определений. Зафиксируйте известный материал в таблице знаний, умений, навыков. В случае затруднения воспользуйтесь справочным материалом.

 

Знаю

Умею

Хочу научиться

 

 

 

 

Справочный материал.

Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи? Который? Которая? Которое? Которые?

Определения служат для пояснения существительного или слова другой части речи в значении существительного.

Слово, к которому относится определение, называется определяемым словом.

Определения бывают согласованные и несогласованные

Согласованными называются определения, которые соотносятся с определяемым словом в роде, числе и падеже. СО могут быть выражены прилагательными, полными формами причастия, местоимениями, числительными. СО располагаются обычно перед определяемым словом.

Несогласованными называются определения, которые связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания.

НО всегда располагаются после определяемого слова.

Обособленные определения могут быть выражены причастиями, прилагательными и существительными.

Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? что делающий? что сделавший?

Причастный оборот - это причастие с зависимым словом.

Морфемным признаком причастий является суффиксы –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, - вш, -ш, -нн, -т, - ем, -им, - енн.

Причастный оборот в предложении является согласованным распространённым определением, например, Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на хребте западных гор.

- Укажите предложения, в которых обособленное определение выражено причастным оборотом. (3, 4, 6)

 

5. Изучение новой темы. Работа в группах. Метод «пилы».

Карточка 2.

- Изучите справочный материал. Подберите примеры для своего случая. Укажите графически условия обособления.

Затем состав групп меняются. группа 1 изучает пункт; группа 2 – пункт 2 и так далее.

 

Обособляются

Примеры

1.

согласованные определения, стоящие после определяемого слова (существительного), если они выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами:

 

2.  

несколько одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение:

 

3.

согласованное определение, стоящее перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки или времени):

 

4.

любое определение, относящееся к личному местоимению и стоящее до или после него:

 

5.

несогласованные определения, если относятся к имени собственному (стоят до или после):

                

 

Поляна, /усыпанная листом/, была полна солнца.

Стояла глубокая мгла, /полная сверчков и звёзд/.

Мартовская ночь, /облачная, туманная/, опустилась на землю.

/Усталая/, мать не могла идти дальше (значение причины).

/Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался (значение уступки).

Он, /растерянный/, стоял посреди комнаты.

/Растерянный/, он стоял посреди комнаты.

Алёна, /с красными от жары щеками/, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.

/В шляпке из шёлка/, Ирина вошла в гостиную.  

                          

 

 

Обособляются

Примеры

1.

согласованные определения, стоящие после определяемого слова (существительного), если они выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами:

Поляна, /усыпанная листом/, была полна солнца.

Стояла глубокая мгла, /полная сверчков и звёзд/.

 

2.  

несколько одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение:

Мартовская ночь, /облачная, туманная/, опустилась на землю.

 

3.

согласованное определение, стоящее перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки или времени):

/Усталая/, мать не могла идти дальше (значение причины).

/Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался (значение уступки).

 

4.

любое определение, относящееся к личному местоимению и стоящее до или после него:

Он, /растерянный/, стоял посреди комнаты.

/Растерянный/, он стоял посреди комнаты.

 

5.

несогласованные определения, если относятся к имени собственному (стоят до или после):

  Алёна, /с красными от жары щеками/, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.

/В шляпке из шёлка/, Ирина вошла в гостиную.                            

              

 

Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.

Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла

Допустил 3 ошибки, обращался за помощью – 1 балл

Допустил более 3 ошибок – 0 баллов

 

Фронтальный опрос.

-Что такое обособленное определение?

- Чем может выражаться обособленное определение?

- Перечислите условия постановки знаков препинания.

 

Закрепление изученного. Работа в группе.

Карточка 3. Задание: найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, запишите их правильно, объясните, в чём ошибка.

 

 

1.Измученный и продрогший, я едва добрался домой.

2.Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. 

3.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

4.За синими морями забытый, он угасал один.

5.На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета.  

 

Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.

Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла

Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл

Допустил более 2 ошибок – 0 баллов

 

Измученный и продрогший, я едва добрался домой.

Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. (Запятая не нужна,т.к. определение не относится к личному местоимению и не имеет обстоятельственного значения)

Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

За синими морями забытый, он угасал один. (Не поставлена первая запятая, обособляющая одиночное определение «забытый», меняется смысл предложения)

На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета.  (Не разделены однородные определения «недоумевающий» и  «в красной рубашке», стоящей после определяемого слова)

 

Карточка 4. Задание: Выпишите номера предложений, где есть пунктуационные ошибки;

Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь небосвод.

Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге.

Взволнованные встречей, засыпали они.

Ему нужна была, полученная от брата, телеграмма.

В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.

И мальчишки, приходившие в гости к Ане тоже должны  были выслушивать эти разговоры.

Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.

Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла

Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл

Допустил более 2 ошибок – 0 баллов

 

 

Выпишите номера предложений, где нет пунктуационных ошибок.

Нет слаще покоя, покупаемого трудом.

Науки, чуждые музыки постыли мне.

Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.

Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

Холодный ветер, резкий и упорный кидает нас и тяжело идти.

Усталый, я лёг отдохнуть под большим кедром.

 

Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.

Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла

Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл

Допустил более 2 ошибок – 0 баллов

 

Самостоятельная работа.

Карточка 5.

Выполнение тестовых заданий

1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади.

2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.

(1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку.

3. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся по всему полу, а пулемётный чехол бесформенным комом лежал у порога.

4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

 

(1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея. (4) Динка уверяла, что даже лягушки на пруду сразу узнают ее и, раздуваясь от крика, всплывают наверх...

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища.

 

Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.

Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла

Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл

Допустил более 2 ошибок – 0 баллов

 

 

Подведение итогов. Рефлексия.

 

Закончите предложения:

- Я достиг поставленные цели, потому что…

- Я не все цели достиг, потому что…

 

Домашнее задание.

По выбору

- Подобрать из произведений примеры в соответствии с таблицей.

- упр.139.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.