12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лебедева Мария Игоревна19

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«АРЗАМАССКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЛУКОЯНОВСКИЙ ФИЛИАЛ












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по

ОП.11 Безопасность жизнедеятельности









Разработал:

Масолова М.И.


Дата апробации:

06 марта 2018г.











г. Лукоянов


2023 г



Тема: Средства индивидуальной и медицинской защиты.

Продолжительность занятия: 90 минут

Тип занятия: комбинированное.

Цели занятия:

Обучающие

Познакомить обучающихся с основными средствами индивидуальной и медицинской защиты, научить правильному пользованию ими.

Обучить алгоритму работы со средствами индивидуальной и медицинской защиты.

Развивающие:

Формирование у студентов:

способности осуществлять внутрипредметные связи;

способности применять межпредметные связи.

Развитие умений анализировать ошибки.

Воспитательные

Воспитание профессиональной аккуратности, исполнительности, ответственности к порученному делу.

Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

умение анализировать свое поведение;

воспитание умения работать по стандартам.

В процессе занятия формируются следующие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК. 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Формирование профессиональных компетенций:

ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 3.1 Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2 Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3 Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Место проведения: учебная аудитория

Оснащение занятия:

- Учебники Г. С. Ястребов «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»;

- Фото-видео- материалы «История создания противогаза»;

- Ноутбуки, гаджиты;

- Видеопроектор;

- Презентация: «Средства индивидуальной и медицинской защиты»;

- Противогазы, ватно-марлевые повязки, респираторы;

- ИПП-11, ППИ;

- Раздаточный материал.

Междисциплинарные связи:

Анатомия и физиология человека, основы микробиологии, психология, медицина катастроф, ИТПД.

Методы и формы деятельности:

- Словесные (объяснение теоретического материала, беседа);

- Наглядные (использование презентации);

- Проблемный метод (дидактическая игра «Черный ящик»);

-Видеометод (просмотр фильма «История создание противогаза», генерирование Qr - кода)

- Частично поисковый метод (самостоятельная работа);

- Практический метод (Изготовление ватно-марлевой повязки);

- Учебная работа под руководством и без участия преподавателя (работа с учебником).

Технологическая карта занятия:

п/п

Действия преподавателя

Действия студента

Время

1

Организационный момент.

Цель: создание рабочей обстановки, формирование настроя на целенаправленную деятельность.

Метод обучения – словесный

5 мин


Приветствует студентов. Обращает внимание на внешний вид студентов, на санитарное состояние учебной аудитории. Отмечает отсутствующих студентов в группе.

Приветствуют преподавателя. Слушают его.


2

Сообщение темы, целей занятия. Мотивация учебной деятельности.

Цель: вызвать познавательный интерес к предстоящей работе, помочь студентам осмыслить ход и этапы предстоящей работы.

Метод обучения – проблемный.

10 минут


Объявляет тему занятия, цели занятия, проводит мотивацию изучаемой темы. Настраивает студентов на необходимость активно работать на каждом этапе занятия. Проводит дидактическую игру «Черный ящик» (Приложение №1)

Внимательно слушают преподавателя. Осмысливают цели и задачи работы, задают вопросы по предстоящей работе.


3

Актуализация опорных знаний

Цели: выявить начальный уровень знаний по данной теме, подготовка мышления студентов;

Методы обучения: словесно-наглядный.

10 минут


Преподаватель задает вопросы для выявления опорных знаний. (Приложение №2)

Внимательно слушают и отвечают на вопросы преподавателя.


4

Ознакомление с новым материалом и его первичное осмысление

30мин


Цели: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала;

Метод обучения – словесно-наглядный, видеометод.



Знакомит с новым материалом:

- просмотр видеофильма, с последующим обсуждением;

- изложение теоретического материала в сопровождении презентации;

(Приложение №3)

Внимательно слушают преподавателя. Осмысливают новый материал. Записывают конспект в рабочую тетрадь. Сообщение студента: «Изготовление ватно-марлевой повязки» (опережающее задание).


5


Закрепление нового материала.

Цель: первичное осмысление и закрепление полученных знаний.

Метод обучения – частично-поисковый.

20 мин


Распределяет задания, следит за выполнением заданий, отвечает на вопросы.

- работа с раздаточным материалом;

- работа с учебником (таблица);

(Приложение № 4, 5, 6.)

Выполняют задания. Работа по учебнику. Задают уточняющие вопросы.


6

Оценка деятельности студентов. Рефлексия. Подведение итогов.

Цель: проанализировать деятельность студентов.

Метод обучения – словесный.

10 мин


Кратко анализирует занятие, даёт оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, отмечает наиболее активных студентов. (Приложение № 7)

Слушают преподавателя и обращают внимание на его замечания, осмысливают их. Участвуют в анализе проделанной работы и ее оценке. Высказывают свое мнение, свои суждения. Намечают пути устранение ошибок.


7

Постановка внеаудиторной самостоятельной работы.

Цель: самостоятельное овладение новым учебным материалом, воспитание ответственности за порученное дело.

Метод обучения – словесный.

5 мин


Преподаватель даёт чёткие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентирует внимание на главных и сложных вопросах.

Раздает Qr-коды (сгенерированная ссылка на фильм «СИЗ и ОЗК учебный фильм»)

(Приложение № 8)

Слушают, записывают.















Список рекомендуемой литературы.

Организация медицинского обеспечения войск: учебник / по ред. А.Б.Белевитина. – СПб.: ВМА, 2010.– 204 с.

Теория военно-медицинского управления: учебник / под ред. А.Б.Белевитина. – СПб.: ВМедА, 2010.

Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации. – М., 2007.

Шелепов А.М., Русев И.Т.. Организация медицинского обеспечения объединенной группировки войск в вооруженных конфликтах. – СПб.: ВМедА, 2005.

Шелепов А.М., Белогуров С.А., Солдатов Е.А.. Первая помощь раненым и больным в ходе боевых действий, при чрезвычайных ситуациях, автомобильных авариях и несчастных случаях: учеб. пособие. – СПб.: ВАТТ, 2006.

Интернет ресурсы:

- Асанин Ю.С. и др.Организация и тактика медицинской службы: учебник / под общ. ред. И.Ю.Быкова; МО РФ; ВМедА. – М.: Воениздат, 2007.

Введение. Законодательные акты в области защиты населения. Предупреждение и минимизация последствий ЧС. [Электронный ресурс]/Для студентов высших учебных заведений по дисциплине БЖД -Электрон. журн. - Г. Воронеж - Режим доступа: http://mylektsii.ru/11-24423.html

- Косырев С.В., Варющенко С.Б., Свитнев И.В. и др. Радиационная, химическая и биологическая защита: учебник / под ред. С.Б.Варющенко, С.В.Косырева. – СПб.: ВКА им. А.Ф.Можайского, 2010. – 570 с.

Медицинские средства защиты . [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://studbooks.net

- Назначение, устройство и применение средств индивидуальной защиты человека. [Электронный ресурс] – Электрон. журн. 2010 - Режим доступа:https://studfiles.net

- http://qrcoder.ru- генератор штрих кодов.




Приложение №1.


-Тема нашего сегодняшнего занятия «Средства индивидуальной и медицинской защиты. (слайд №1)

Постановка проблемы на занятии. Под музыкальное сопровождение, преподаватель ставит на стол «Черный ящик»….

- Впервые прототип этого предмета использовался в Российской Империи в Санкт-Петербурге в 1838-1841 годах, при золочении куполов Исаакиевского собора. Представлял собой стеклянные колпаки со шлангом, через который подавался воздух…

- Внимание вопрос! Что находится в «черном ящике?»

(Примерные ответы студентов: маска, респиратор)

Правильный ответ: противогаз.

Открываем черный ящик….-«Внимание – это противогаз!»

- На сегодняшнем уроке мы подробно ознакомимся со средствами индивидуальной и медицинской защиты, как и для чего они применяются.

Приложение №2.

1. - Для чего служит противогаз? (для защиты органов дыхания от попадания ОВ и СДЯВ).

2. - Как вы думаете что включает в себя понятия «Средства индивидуальной защиты» (СИЗ) и для чего они предназначаются? (Примерные ответы студентов: Средства индивидуальной защиты населения предназначаются для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. По способу изготовления средства индивидуальной защиты делятся на средства, изготовленные промышленностью, и простейшие, изготовленные населением из подручных материалов.)

3. - Какие еще средства защиты органов дыхания вам известны? (ватно-марлевая повязка, респиратор, противопылевая тканевая маска)

4. - А только ли органы дыхания нуждаются в защите от ОВ и СДЯВ? (также нужно защищать кожу)

5. – Тогда что же будет относиться к средствам медицинской защиты? (Медицинские средства защиты - это лечебно-профилактические средства, используемые для предупреждения поражения людей ионизирующим излучением, РВ, ОВ, СДЯВ, и БС.)


Приложение № 3

Показ видеофильма «История создания противогаза». (слайд №2)

Вопросы после просмотра фильма:

1.Что послужило толчком к созданию противогаза? (22 апреля 1915 года немцы в первые провели газовую атаку с применение Иприта. Газ вызывал удушье и смерть. В результате из 15 тысяч солдат, 5 тысяч умерло. А уже через месяц подобная трагедия разыгралась уже на русском фронте. Под Варшавой.)

2. Кто изобрел противогаз? ( Николай Дмитриевич Зелинский)

3. Что именно предложил Зелинский? (систему фильтрации высокопористым активированным углем. Уголь использовался в качестве поглощающего элемента)

4. Кто изобрел защитную резиновую маску с «носиком»? ( Кумант – инженер технолог)

Лекция с презентацией «СИЗ и медицинские средства защиты».

Начнем с определения понятия «Средства индивидуальной защиты» (слайд №3)

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - это средства, предназначенные для защиты человека от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

По своему назначению СИЗ подразделяются на три группы: средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи и медицинские средства индивидуальной работы. (слайд № 4)

Рассмотрим первую группу, средства защиты органов дыхания. (слайд №5) К ним относятся противогазы, респираторы, простейшие средства. И рассмотрим каждую группу подробнее.

По способу изготовления:

выпускаемые промышленностью (табельные);

изготовляемые населением.

По принципу защитного действия:

фильтрующие;

изолирующие


И так первый вид: Противогазы. (слайд №6) Они подразделяются на фильтрующие и изолирующие. Принцип действия изолирующего противогаза заключается в регенерации выдыхаемого воздуха и полностью исключает взаимодействие воздуха с зараженной средой. (слайд №9)

Перед самым началом использования аппарата необходимо произвести запуск регенеративного патрона, а также обеспечить выделение первых порций кислорода для первых минут нахождения в противогазе.

Действие изолирующего противогаза зависит от его модификации: противогаз может работать на основе сжатого кислорода, содержащегося в кислородном баллоне, или же на основе химически связанного кислорода.

Рис.1


t1702988228aa.jpg

Главной составляющей фильтрующих противогазов (как гражданских, так и промышленных), отвечающей за подачу в организм очищенного воздуха, является фильтрующе-поглощающая коробка (фильтр противогаза), в которую поступает вдыхаемый воздух.(слайд №7) В состав фильтрующей коробки входят поглощающий слой активированного угля и противоаэрозольный фильтр.

Очистка воздуха от вредных паров и газов происходит за счет химического процесса – адсорбции – поглощения паров и газов поверхностью твердого тела. В качестве поглотителя (адсорбента) используется слой активного угля. Активированный уголь является достаточно пористым элементом и имеет большую активную поверхность. В процессе адсорбции с использованием шихты с активным углем хорошо поглощаются химические элементы, характеризующиеся высокой температурой кипения и большим молекулярным весом.

Но есть и вещества, которые плохо поглощаются таким образом. В этих случаях приходится использовать дополнительные химические реакции. На активный уголь наносятся щелочные химические вещества, добиваясь таким образом процесса их взаимодействия с вредными парами или газами. Такой процесс называется хемосорбция – то есть поглощение опасных веществ путем вступления их в реакцию с химически активными соединениями. Также, для поглощения плохо адсорбирующихся элементов, используется такой процесс, как катализ – процесс изменения скорости химических реакций. В этом случае к слою с активным углем добавляются такие химические элементы, как окиси серебра, меди, хрома. Изменение скорости химических процессов происходит за счет действия таких катализаторов.

Очистка воздуха от пыли, дымов и аэрозолей происходит за счет противоаэрозольного фильтра. Действие такого фильтра основано на том, что проходя через плотную сетку из волокнистых материалов, вредные частицы аэрозолей задерживаются на волокнах, не попадая в организм. Из выше сказанного следует, что фильтрующий противогаз - фильтрует зараженный воздух, а изолирующий полностью изолирую от зараженного воздуха.

- Давайте рассмотрим более детально устройство гражданского противогаза ГП -5.

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОТИВОГАЗ ГП – 5 – Лицевая часть ГП-5 обеспечивает подведение очищенного в фильтрующе-поглощающей коробке воздуха к органам дыхания и защищает глаза и лицо от попадания на них отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных (биологических) средств. Лицевая часть состоит из резинового корпуса (шлем-маска) с обтекателями и очкового узла с плоскими стеклами круглой формы, клапанной коробки с клапанами вдоха и выдоха. Комплектуется пленками, предотвращающими запотевание стекол очкового узла, также может комплектоваться утеплительными манжетами, предотвращающими замерзание стекол очкового узла при отрицательных температурах.

Рис. 2

t1702988228ab.jpg

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОТИВОГАЗ ГП-7 – по мнению специалистов, одна из последних и самых совершенных моделей. Он надежно защищает от отравляющих и многих сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивной пыли и бактериальных средств. ГП-7 предназначен для защиты органов дыхания, лица и глаз от отравляющих веществ (ОВ) вероятного противника, радиоактивной пыли (РП), биологических аэрозолей (БА), аварийно химических опасных веществ (АХОВ). Обеспечивает возможность приема и передачи звуковой информации голосом или с помощью технических средств. Противогаз ГП-7 комплектуется лицевой частью МГП без приспособления для питья.

Рис. 3. Общий вид противогаза ГП-7


t1702988228ac.jpg

t1702988228ad.jpg

 

Принцип защитного действия противогаза ГП-7 и назначение его основных частей такие же, как и в ГП-5 (он основан на предварительной очистке (фильтрации) воздуха от вредных примесей). Вместе с тем, ГП-7 по сравнению с ГП-5 имеет ряд существенных преимуществ – как по эксплуатационным, так и по физиологическим показателям. Например, уменьшено сопротивление фильтрующе-поглощающей коробки, что облегчает дыхание. Затем, «независимый» обтюратор обеспечивает более надежную герметизацию и в то же время уменьшает давление лицевой части на голову. Снижение сопротивления дыханию и давления на голову позволяет увеличить время пребывания в противогазе. Благодаря этому им могут пользоваться люди старше 60 лет, а также люди с легочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Наличие у противогаза переговорного устройства (мембраны) обеспечивает четкое понимание передаваемой речи, значительно облегчает пользование средствами связи (телефоном, радио). Температурный диапазон эксплуатации противогаза: от минус 40 до плюс 40 градусов по Цельсию.

Время защитного действия ФПК ГП-7 по опасным химическим веществам варьируется от 18 минут до 16 часов в зависимости от ОВ находящегося в воздухе и от его концентрации.

С целью расширения возможностей противогазов по защите от СДЯВ для них введены дополнительные патроны.


Рис. 4. Противогаз детский и КЗД. (слайд №8)

t1702988228ae.pngt1702988228af.jpgt1702988228ag.jpg

Камера защитная детская, тип четвертый (КЗД-4) или тип шестой (КЗД-6) предназначены для защиты самых маленьких детей – до полуторалетнего возраста от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных средств. (рис. 4) Каж­дая из них состоит из оболочки, металличес­кого каркаса, поддона, зажима и плечевой тесьмы.

Оболочка камеры представляет собой ме­шок из двух по­лотнищ прорезиненной ткани. В оболочку вмонтированы два диффузионно-сорбирующих элемента и две прозрачные пла­стмассовые пластины (окна), через которые можно следить за поведением и состоянием ребенка, для ухода за ним в верхней части обо­лочки предусмотрена рукавица из прорези­ненной ткани.

В настоящее время существует 5 типов детских противо­газов. Более распространен ПДФ-7 (противогаз детский фильт­рующий, тип седьмой) (рис. 4). Он предназначен для детей как младшего (начиная с 1,5 лет), так и старшего возрастов, ком­плекту­ется фильтрующе-поглощающей коробкой от взрослого противога­за ГП-5.




Следующий вид средств защиты органов дыхания. Респираторы. (слайд №10)

РЕСПИРАТОРЫ (от лат. respirator – «дыхание») представляют собой облегченное средство защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли. Широкое распространение они получили в шахтах, на рудниках, на химически вредных и запыленных предприятиях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве. Ими пользуются на АЭС, при зачистке окалин на металлургических предприятиях, при покрасочных, погрузочно-разгрузочных работах. В качестве фильтров в противопылевых респираторах используют тонковолокнистые фильтровальные материалы.

рис 5. Гражданские респираторы.

Общевойсковые и гражданские Р-2.

t1702988228ah.jpg

Респиратор детский Р -2 Д.

t1702988228ai.jpg

Респиратор «Лепесток».

t1702988228aj.jpg



И третья вид защиты органов дыхания (слайд №12,13)

ПРОСТЕЙШИЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. 

используются, когда нет ни противогазов, ни респираторов, то есть средств защиты промышленного изготовления. Это ватно-марлевая повязка (рис. 6) и противопыльная тканевая маска (рис. 7). Они надежно защищают органы дыхания человека (а последняя – также кожу лица и глаза) от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей, бактериальных средств, что предупредит инфекционные заболевания (однако от ОВ и многих СДЯВ они не защищают).

Рис. 6. Ватно-марлевая повязка

(ВМП)

t1702988228ak.jpg



Рt1702988228al.jpg ис. 7. Противопылевая тканевая маска (ПТМ-1)








Алгоритм изготовления ВМП (опережающее задание для студента).


Изготовление ватно-марлевой повязки:

1. Расстелить на столе кусок марли размером100 х 50 см, на середину куска положить равномерный слой ваты размером 30 х 20 см и толщиной 1-2 см, завернуть марлю с обеих сторон.

2. Оставшиеся длинные концы (по 25-30 см) разрезать с каждой стороны вдоль для завязывания. Надеть повязку так, чтобы она закрывала низ подбородка, рот и нос до глаз.

3. Разрезанные концы повязки связать крест-накрест: верхние — на затылке, нижние — на темени. Если повязка неплотно прилегает к носу и щекам, сделать ватную прокладку.

4. Для защиты глаз надеть противопыльные очки.

Рис. 8 Ватно-марлевая повязка из марли.

t1702988228am.jpg


- Переходим к следующей группе СИЗ – средства защиты кожи. (слайд №14)

СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ КОЖИ (СЗК) предназначены для предохранения людей от воздействия сильнодействующих ядовитых, отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных средств. Спецодежда изолирующего типа изготавливается из таких материалов, которые не пропускают ни капли, ни пары ядовитых веществ, обеспечивают необходимую герметичность и, благодаря этому, защищают человека. Фильтрующие средства изготавливают из хлопчатобумажной ткани, пропитанной специальными химическими веществами. Пропитка тонким слоем обволакивает нити ткани, а пространство между ними остается свободным. Вследствие этого воздухопроходимость материала в основном сохраняется, а пары ядовитых и отравляющих веществ при прохождении через ткань задерживаются. В одних случаях происходит нейтрализация, а в других – сорбция (поглощение). Конструктивно эти средства защиты, как правило, выполнены в виде курток с капюшонами, полукомбинезонов и комбинезонов. В надетом виде обеспечивают значительные зоны перекрытия мест сочленения различных элементов. Для защиты от СДЯВ в зоне аварии используют в основном средства защиты изолирующего типа.

Рис. 9. Легкий защитный костюм Л-1


t1702988228an.jpg









Легкий защитный костюм Л-1 (рис.8) предназначен для защиты кожных покровов личного состава и предохранения обмундирования и обуви от заражения ОВ, РП, БА. Является средством защиты периодического ношения. При заражении ОВ, РП, БА костюм Л-1 подвергают специальной обработке и используют многократно. Подбор костюмов Л-1 проводят по росту. Костюм Л-1 используют в трех положениях: «походное», «наготове», «боевом». В «походном» положении костюм Л-1 в сложенном виде (в сумке) перевозят на машинах. В положении «наготове» костюм используют без противогаза (противогаз надевается по мере необходимости). Перевод костюма Л-1 в боевое положение проводят, как правило, на незараженной местности по команде «Защитную одежду надеть. Газы!». Допустимой продолжительностью работы в костюме Л-1 является наименьшее время, определенное при заданной температуре в зависимости от защитных характеристик костюма и от физических нагрузок.

Общевойсковой защитный комплект ОЗК (рис. 9) предназначен для защиты кожных покровов личного состава формирований ГО от ОВ, РП, БА, а также снижения заражения обмундирования, снаряжения, обуви и индивидуального оружия. При заблаговременном надевании ОЗК повышает уровень защищенности кожных покровов от СДЯВ, огнесмесей и открытого пламени, а также ослабляет разрушающие действие термических факторов на расположенные под ним предметы экипировки. ОЗК является средством защиты периодического ношения. При заражении ОВ, БА, РП ОЗК подвергают специальной обработке и используют многократно.

Рис. 10. Общевойсковой защитный комплект ОЗК


t1702988228ao.jpg

 













ПРОСТЕЙШИЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА. (подручные)

(слайд № 16)

 В их качестве может быть использована, прежде всего, производственная одежда: куртки, брюки, комбинезоны, халаты с капюшонами, сшитые в большинстве случаев из брезента огнезащитной или прорезиненной ткани, грубого сукна. Они способны не только защищать от попадания на кожу радиоактивных веществ при авариях на АЭС и других радиационно-опасных объектах, но и от капель, паров и аэрозолей многих СДЯВ. Брезентовые изделия, например, защищают от капельно-жидких ОВ и СДЯВ: зимой – до 1 ч, летом – до 30 мин.

Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для этой цели плащи и накидки из прорезиненной ткани или ткани, покрытой хлорвиниловой пленкой. Защиту до 2 ч могут обеспечить также и зимние вещи: пальто из грубого сукна или драпа, ватники, дубленки, кожаные пальто. Все зависит от конкретных погодных и иных условий, концентрации и агрегатного состояния сильнодействующих ядовитых или отравляющих веществ. После соответствующей подготовки защиту могут обеспечить и другие виды верхней одежды: спортивные костюмы, куртки, особенно кожаные, джинсовая одежда, плащи из водонепроницаемой ткани.

Для защиты ног лучше всего использовать резиновые сапоги промышленного или бытового назначения, резиновые боты, галоши. Можно применять также обувь из кожи и кожзаменителей, но желательно с резиновыми галошами. Резиновые изделия способны не пропускать капельножидкие ОВ и СДЯВ до 3-6 ч.

На руки следует надеть резиновые или кожаные перчатки, можно рукавицы из брезента.

В простейших средствах защиты кожи можно преодолевать зараженные участки местности, выходить из зон, где произошел разлив или выброс СДЯВ.

- Переходим к третей группе СИЗ – Медицинские средства защиты. (слайд № 17)

МЕДИЦИНСКИЕ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ – это медицинские препараты, материалы и специальные средства, предназначенные для использования в ЧС с целью предупреждения поражения или снижения эффекта воздействия поражающих факторов и профилактики осложнений.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:

аптечка индивидуальная АИ-2 (рис. 11);

индивидуальный противохимический пакет ИПП-12 (рис. 12);

пакет перевязочный индивидуальный (рис. 13). (слайд №18)

Рис. 11. Аптечка индивидуальная АИ-2

t1702988228ap.jpg







Аптечка индивидуальнаяАИ-2 предназначена для профилактики и первой медицинской помощи при радиационном, химическом и бактериальном поражениях, а также при их комбинациях с травмами. Носят аптечку в кармане. В комплект аптечки АИ-2 входит комплекс препаратов (медикаментов), предотвращающих или снижающих воздействие на организм человека ионизирующего излучения, ОВ, БС, механических и термических поражений. (слайд №19) Содержимое аптечки отражено в таблице.





Рис. 12. Пакет перевязочный индивидуальный (ППИ). (слайд № 20, 21)

t1702988228aq.jpg t1702988228ar.jpg

ППИ применяется для наложения первичных повязок на раны. Он состоит из бинта (шириной 10 см и длиной 7 м) и двух ватно-марлевых подушечек. Одна из подушечек пришита около конца бинта неподвижно, а другую можно передвигать по бинту. Обычно подушечки и бинт завернуты в вощеную бумагу и вложены в герметичный чехол из прорезиненной ткани, целлофана или пергаментной бумаги. В пакете имеется булавка. На чехле указаны правила пользования пакетом. При пользовании пакетом его берут в левую руку, правой захватывают надрезанный край наружного чехла, рывком обрывают склейку и вынимают пакет в вощеной бумаге с булавкой. Из складки бумажной оболочки достают булавку и временно прикалывают ее на видном месте к одежде. Осторожно развертывают бумажную оболочку, в левую руку берут конец бинта, к которому пришита ватно-марлевая подушечка, в правую – скатанный бинт и развертывают его. При этом освобождается вторая подушечка, которая может перемещаться по бинту. Бинт растягивают, разводя руки, вследствие чего подушечки расправляются. Одна сторона подушечки прошита красными нитками. Оказывающий помощь может касаться руками только этой стороны. Подушечки кладут на рану другой, непрошитой стороной. При небольших ранах подушечки накладывают одна на другую, а при обширных ранениях или ожогах – рядом. В случае сквозных ранений одной подушечкой закрывают входное отверстие, а второй – выходное, для чего подушечки раздвигаются на нужное расстояние. Затем их прибинтовывают круговыми ходами бинта, конец которого закрепляют булавкой. Наружный чехол пакета, внутренняя поверхность которого стерильна, используется для наложения герметических повязок (например, при простреле легких).


Рис. 13. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 (слайд № 22)

t1702988228as.jpg

Средство «ИПП-11» предназначено для профилактики кожно-резорбтивных поражений сильнодействующими ядовитыми веществами (инсектициды, пестициды, отравляющие вещества и др.) через открытые участки кожи, а также для дегазации этих веществ на коже в интервале температур от -20°С до +50°С. При заблаговременном нанесении на кожу защитный эффект сохраняется в течение 24 часов. Обладает дегазирующей способностью по отношению ко всем известным отравляющим веществам кожно-резорбтивного действия. При этом оно не раздражает кожу, а наоборот, снимает раздражение и болевые ощущения кожи, в том числе и при попадании на кожу веществ типа «CS».

ИПП-11 эффективно при обработке кожи вокруг ран и безопасно при попадании средства на раны. Средство химически нейтрально по отношению к любым конструкционным материалам и тканям.

Рецептура «ИПП-11» представляет собой линимент солей редкоземельных элементов в полиоксигликолях. Форма выпуска – герметичные пакеты, содержащие тампон из нетканого материала, пропитанный средством. Вес пакета – около 35 г. Размеры – 90x130x8 мм. Не имеет аналогов за рубежом по своему составу и свойствам. При проведении профилактической обработки с помощью тампона, извлеченного из пакета, равномерно нанести на открытые участки кожи лица, шеи и кистей рук (1 пакет на одну обработку). Для экстренной дегазации обработать тампоном открытые участки кожи и прилегающие к ним кромки одежды (1 пакет на одну обработку).

Дегазацияэто удаление или нейтрализация стойких отравляющих веществ с обрабатываемых объектов.


Рис. 14. Пакет перевязочный индивидуальный (ППИ)

t1702988228aq.jpg t1702988228ar.jpg

ППИ применяется для наложения первичных повязок на раны. Он состоит из бинта (шириной 10 см и длиной 7 м) и двух ватно-марлевых подушечек. Одна из подушечек пришита около конца бинта неподвижно, а другую можно передвигать по бинту. Обычно подушечки и бинт завернуты в вощеную бумагу и вложены в герметичный чехол из прорезиненной ткани, целлофана или пергаментной бумаги. В пакете имеется булавка. На чехле указаны правила пользования пакетом. При пользовании пакетом его берут в левую руку, правой захватывают надрезанный край наружного чехла, рывком обрывают склейку и вынимают пакет в вощеной бумаге с булавкой. Из складки бумажной оболочки достают булавку и временно прикалывают ее на видном месте к одежде. Осторожно развертывают бумажную оболочку, в левую руку берут конец бинта, к которому пришита ватно-марлевая подушечка, в правую – скатанный бинт и развертывают его. При этом освобождается вторая подушечка, которая может перемещаться по бинту. Бинт растягивают, разводя руки, вследствие чего подушечки расправляются. Одна сторона подушечки прошита красными нитками. Оказывающий помощь может касаться руками только этой стороны. Подушечки кладут на рану другой, непрошитой стороной. При небольших ранах подушечки накладывают одна на другую, а при обширных ранениях или ожогах – рядом. В случае сквозных ранений одной подушечкой закрывают входное отверстие, а второй – выходное, для чего подушечки раздвигаются на нужное расстояние. Затем их прибинтовывают круговыми ходами бинта, конец которого закрепляют булавкой. Наружный чехол пакета, внутренняя поверхность которого стерильна, используется для наложения герметических повязок (например, при простреле легких).

Рис. 15 Антидоты и их применение.

t1702988228at.jpg

Противоя́дие или антидо́т (от др.-греч. ἀντίδοτον, букв. — даваемое против) — лекарственное средство, прекращающее или ослабляющее действие яда на организм.

Выбор антидота определяется типом и характером действия веществ, вызвавших отравление, эффективность применения зависит от того, насколько точно установлено вещество, вызвавшее отравление, а также от того, как быстро оказана помощь.

















Приложение №4.

Раздаточный материал.

Таблица. Комплектация АИ-2 (нового образца)

Радиозащитное средство №1

цистамин

0,2 г

2 пенала

малинового

цвета

по 6 таблеток

Принимают одновременно 6 таблеток за 30-60 мин до начала облучения по сигналу опове6щения гражданской обороны с целью профилактики радиационного поражения. Повторный приём 6 таблеток допускается через 4-5 суток в случае нахождения на территории, зараженной радиоактивными веществами.

Противо-

бактериальное средство №1тетрациклина гидрохлорид

0,1 г

2 пенала без окраски с квадратными корпусами по 5 таблеток

Принимают как средство экстренной профилактики при угрозе заражения бактериальными средствами или при поражении ими, при ранениях и ожогах по 5 таблеток с промежутком между 1 и 2-ым приёмом – 6 часов.

Противорвотное средство

этаперазин

0,006 г

1 пенал голубого цвета по 6 таблеток

Принимают по 1 таблетке при ушибах головы, сотрясениях и конвульсиях, при первичной лучевой реакции с целью предупреждения рвоты.

Радиозащитное средство №2

калия йодид

0,125 г

1 пенал белого цвета по 10 таблеток

Принимают по 1 таблетке ежедневно в течение 10 дней и тех случаях, когда употребляют в пищу молоко от коров, пасущихся на заражённой радиоактивными веществами местности.

Противо-

бактериальное средство №2сульфади-метоксин

0,2 г

Удлинённый пенал без окраски по 15 таблеток

Принимают после радиационного облучения при желудочно-кишечных расстройствах с целью профилактики инфекционных осложнений, которые могут возникнуть в связи с ослаблением защитных свойств облучённого организма: 7 таблеток на приём в первые сутки и по 4 таблетки ежедневно в течение 2 суток.










Приложение №5


Раздаточный материал.


Порядок использования шприц-тюбика.

Усt1702988228au.png транение боли, страха, возбуждения при тяжелой травме обычно является одной из основных задач. Некупируемый болевой синдром ведет к утяжелению состояния, развитию травматического шока и терминального состояния. Главными факторами, приводящими к возникновению, углублению шока и развитию нарушения кровообращения являются кровопотеря и болевой синдром. Поэтому адекватное обезболивание имеют большое значение.

Обезболивание в очаге поражения проводят всем раненым, травмированным и обожженным при наличии у них сознания с помощью противоболевого средства в шприц - тюбике.

Методика введения противоболевого средства из шприца тюбика:

а) шприц-тюбик с противоболевым средством;

б) взять большим и указательным пальцами одной руки за ребристый ободок, а другой за корпус тюбика и энергичным вращательным движением повернуть его до упора по ходу часовой стрелки, тем самым проколоть внутреннюю мембрану тюбика;

в) снять колпачок с иглы, удерживая ее вверх;

г) ввести иглу резким колющим движением на всю длину в мягкие ткани ягодицы, наружной стороны бедра или плеча и выдавить все содержимое шприца; извлечь иглу не разжимая пальцев;

В срочных случаях противоболевое средство можно вводить через одежду. Для контроля за количеством введённого промедола пустой шприц – тюбик прикалывают к нагрудному карману пострадавшего.



Приложение № 6.



- Далее работа по учебнику. Откройте учебник на странице 122, таблица №14 «Классификация СИЗ». И перенесите эту таблицу себе в рабочую тетрадь. Выполняем задание.





Приложение №7.

Рефлексия.

- А теперь обратите внимание на слайд и продолжите фразу из рефлексивного экрана. (Предполагаемые ответы студентов). (слайд № 25)

Фразы из рефлексивного экрана:

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял(а) задания…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я почувствовал(а), что…

Я приобрёл(а)…

Я научился…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…








Приложение № 8.


- Домашнее задание. Работа с QR – кодом. Дома Вам нужно будет сгенерировать штрих код. И ознакомиться с предложенным материалом (слайд №26) (Штрих коды заранее заготовлены).

t1702988228av.gif

Учебник Г.С. Ястребова, стр. 120 пр.2.3.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.