12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия Александровна264

Лучший «анти-капризин»

для ребенка-погодка


Если ваш малыш часто плохо себя ведет: капризничает, дерется или устраивает истерики, есть один способ улучшить его поведение. Непростой (технически), но приятный и 100% эффективный. Не буду ходить вокруг да около, назову его сразу: БЕЗРАЗДЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.
Что нужно ребенку больше всего, жизненно необходимо для роста и развития? Конечно, любовь взрослого, который его воспитывает. А язык любви, его «валюта», понятная ребенку, - мамино внимание.

Маме детей-погодок приходится одновременно уделять внимание обоим детям, и это трудная ситуация не только для мамы, но и для малышей. Чтобы ребенок твердо знал, что он любим, что он уникальный и хороший, он остро нуждается в безраздельном мамином внимании. Безраздельное – это как?
Это когда мама занимается только им, не отвлекаясь на общение с другими членами семьи, не делая параллельно хозяйственные дела, не глядя одним глазом в телевизор, не болтая по телефону. И не составляя в голове список завтрашних покупок. Только играет с ребенком в интересную ЕМУ игру (а не подсовывает, например, особо «умную» игрушку), следует за ее сюжетом, ее скоростью. Принимает роль ведомого и просто общается с малышом на его волне. Без воспитательных и развивающих задач. С одной задачей: побыть вместе, по-настоящему.

Попробуйте, и вы поймете, что это не так легко. Потому что непривычно. Но если вы проявите настойчивость, продолжите попытки, то ни за что не пожалеете об этом. И поведение ребенка улучшится, и ваши отношения, и что-то новое вы в нем обнаружите, и время проведете очень приятно.
Для мамы погодок трудность больше даже не в том, чтобы подавить в себе желание проверить электронную почту или помыть заодно посуду. А в том, чтобы найти эту возможность физически, ведь малыша у нее два. И мама может заниматься одним, когда второй либо спит, либо находится с другим взрослым. Если режимы детей еще не совпадают, то, конечно, можно (и нужно) уделять безраздельное внимание одному ребенку, когда второй спит. И наоборот. А если дети спят в одно время, остается только договариваться о помощи с мужем или другими родственниками.

 

Важна не столько продолжительность этого общения, сколько регулярность. В идеале, в распорядке дня должно быть такое время для каждого ребенка (пусть хоть 15 минут), когда мама будет играть только с ним и так, как он хочет. Даже по 15 минут на ребенка – не так просто организовать, как может показаться. Распорядок дня мамы обычно очень плотный (умывание-завтрак-приготовление обеда-сборы и выход-прогулка-раздевание-обед-укладывание… вы сами знаете), а главный помощник то на работе задержится, то в командировку уедет, то придет совсем уставший.

И все же нужно приложить все усилия, чтобы включить это время в ежедневную жизнь. Например, вечером папа идет со старшим ребенком в магазин (в гараж, гулять с собакой), а мама безраздельно принадлежит младшему. Младший ложится спать пораньше, и мама уделяет все внимание старшему.
Во всяком случае, когда вы остаетесь одна с одним из детей, проведите это время именно так, как описано выше, не упускайте возможность. Вам это нужно не меньше, чем вашему малышу. Хотя бы потому, что, когда поведение ребенка исправляется, качество жизни мамы улучшается в разы.


 

Старшие и младшие

Каково это быть старшим ребенком в семье? А каково младшим? Чем они различаются? Кто лучше развивается? Кто будет более успешен в жизни? Или же порядок рождения вовсе не играет никакой роли и никак не влияет на развитие? Эти и схожие вопросы - одни из «вечных» и обсуждаемых в каждой семье.

Что говорят мамы

Все матери говорили, что их дети очень разные, даже несмотря на то, что у них одни и те же мамы и папы, они живут в одной семье, да и разница в возрасте невелика. Некоторые матери даже считали, что старший и младший являются полной противоположностью друг другу. Про старших чаще говорили: они более целеустремленные, ответственные, упорные, обязательные и обладают лидерскими качествами. Именно старшие дети, по оценке матерей, были лучше готовы к школе и лучше учились. Младших же называли более упрямыми, стеснительными, тихими; но зато они чаще отличаются (по словам матерей) «нестандартным мышлением».

Большинство матерей отмечало: ведущим в паре является именно старший ребенок. То есть младшие дети часто прислушиваются к старшему, спрашивают его или ее совета, идут у него на поводу. С одной стороны это можно объяснить тем, что старший из-за возрастных преимуществ чаще был инициатором игр, пользовался авторитетом и направлял младшего. Однако в тех семьях, которые мы опрашивали, разница в возрасте между детьми не превышала пяти лет, у них были во многом общие интересы и общие друзья, и, тем не менее, ведущим в их паре все равно был старший. Скорее всего, это связано с некоторыми личностными особенностями старших детей, для которых характерно стремление к лидерству и доминированию как над младшим братом или сестрой, так и в школе и в дружеских компаниях или же с той ролью, которая определяется для него в семье. Ведь старшему едва в семье появится младший брат или сестра внушается, что он должен во всем показывать пример и помогать младшему.

Тем не менее, больше проблем и беспокойства (в тех случаях, когда матери говорили, что у них есть какие-то жалобы и просили совета психолога) вызывал у матерей именно старший ребенок. Эти проблемы были разными у разных семей. Кто-то говорил о том, что старший ребенок все больше и больше отдаляется, не делится своими секретами, его становится все сложнее вызвать на откровенный разговор. Кто-то наоборот, отмечал, что старший более эмоциональный и ему сложнее будет адаптироваться в обществе. Но наибольшее беспокойство у матерей связано именно с тем, как сложится судьба ребенка в дальнейшем. Хотя с другой стороны, это беспокойство, скорее всего возникало, потому что на момент интервью старшие дети заканчивали школу, и перед ними стоял вопрос о выборе будущей профессии. Естественно, их судьба вызывала большее волнение у матерей.

Итак, наш опрос показал, что матери считают своих старших детей более ответственными. Младшие куда менее самостоятельны, даже если разница между братьями и/или сестрами меньше пяти лет. Совсем скоро в обществе их будут считать людьми одного возраста, а может, считают таковыми уже сейчас. Но их матери продолжают видеть в старшем ответственного лидера, а в младшем - тихого ведомого.

Для того чтобы проверить, правы ли матери в своих представлениях о различиях между детьми, мы попросили детей заполнить психологические тесты. Оказалось, что младшие и старшие дети одинаково хорошо справились с интеллектуальными заданиями, так что нельзя сказать, что у кого-то из них выше интеллект и лучше способности. Не различались старшие и младшие дети и по таким характеристикам как общительность, потребность быть в центре внимания, эмоциональная стабильность, тревожность и склонность к рискованному поведению, к поиску новых ощущений в жизни. Единственной чертой, по которой старшие и младшие дети отличаются друг от друга, оказалось вот что: старшие дети более активны, лучше справляются с заданиями, требующими личной инициативы, они более решительны и уверены в себе. А младшие, напротив, часто полагают, что все происходящие в их жизни зависит не от них самих, а от внешних сил (от судьбы, от их окружения и т.д.), они более уступчивы и поддаются влиянию.

А что думают дети?

Б ольшинство сказали, что хотели бы быть старшим ребенком в семье. Намного меньше тех, кто хотел быть младшим (хотя желание стать младшим изъявили некоторые старшие дети), и еще меньше тех, кому все равно, каким быть: старшими или младшими.

Причины, почему же лучше быть старшим или младшим, назывались в целом одинаковые. Про старших говорили, что у них больше свободы, они могут командовать, к ним больше доверия, их больше уважают родители:

У старшего больше свободы, доверия. Он опекает младшего.

Старшим быть лучше, когда идет дележ признания.

Старшим быть лучше, если чувствуешь себя старшим, это тебя превозносит над другими.

Старшим. Им можно то, что нельзя младшим.

Про младших говорили, что им легче, у них меньше ответственности, их чаще прощают за проступки.

Младшего больше любят, мне нравится быть им.

С младшего меньше требуют.

Лучше быть младшим, есть старшая, которой можно все рассказывать.

Мы видим из ответов детей, что привлекательность старшинства связана с большей свободой и большим доверием родителей, в то время как позиция младшего ребенка более «защищенная», комфортная.

Мнение психологов

А какое представление о личностных особенностях старших и младших детей сложилось в психологической науке? Одним из первых, кто заговорил о том, что дети в одной семье могут быть не похожи из-за порядка рождения, был выдающийся австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер (1970 - 1937). Он выделил четыре типичные позиции: первенец, второй или средний по рождению, младший ребенок и единственный ребенок.

 

Первенец, первый ребенок в семье, - центр родительского внимания. Пока не родился второй, его балуют и опекают. После появления в семье второго ребенка первенец теряет все свои преимущества и власть над родителями. Он свергнут с пьедестала. Конечно же, старший ребенок не хочет отдавать власть, он начинает ревновать родителей к младшему брату или сестре, вступать с ними в конкурентную борьбу за родительское внимание. В результате первенцы становятся жесткими и авторитарными. Адлер полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству.

Второй ребенок вынужден бороться с первенцем за власть, стремится догнать и перегнать его. Он мчится на всех парах. Вторые дети вырастают готовыми к сотрудничеству и кооперации, но они честолюбивы и амбициозны. Адлер считал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.

Самый младший ребенок имеет преимущество по сравнению с другими детьми, потому что он никогда не может быть свергнут; будучи «малышом» или «баловнем» семьи, он может быть окружен заботой и вниманием не только родителей, но и старших братьев и сестер. Однако, положение старших детей таково, что у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности - наряду с отсутствием чувства независимости. Жизненный путь младшего ребенка часто отличается от развития остальных членов семьи. Он скорее всего будет стремиться стать другим во всем, по причине того, что ему легче заниматься чем-то другим, чем соревноваться в том же виде деятельности, который выбрали для себя его старшие братья и сестры.

Единственный ребенок - особенный. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. В детстве его балуют, излишне опекают. Он растет не готовым к трудностям, не способным к самостоятельному решению проблем. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

 

Избегать стереотипов

В семьях часто существует такой стереотип: старший более самостоятельный, ему больше доверяют и больше разрешают. От младшего меньше требуют, его больше балуют, больше уделяют внимания. Даже при маленькой разнице в возрасте между детьми, младший все равно чувствует себя менее ответственным и более зависящим от родительской семьи, то есть именно таким, каким его видят матери. Поэтому вполне возможно, что образ «вечно маленького младшего» распространится и на его будущую взрослую жизнь.

Младший попадает в некую зону риска. Его считают маленьким, ему меньше доверяют, лишают самостоятельности. И это естественно, потому что у родителей есть старший, который все «успел» раньше, чем младший, - он раньше развивался, раньше пошел в детский сад, в школу, он помогал с младшим. И эту ситуацию не изменить никак, младший всегда будет как бы «отстающим» от старшего ребенка. Вопрос состоит лишь в том, как такое положение вещей отразится на дальнейшей жизни ребенка, и что могут сделать родители, чтобы свести к минимуму негативные эффекты порядка рождения или же избежать очень распространенных стереотипов о роли старшего и младшего ребенка в семье.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.