12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шабалина Светлана Витальевна251
Учитель-логопед, работаю в детском саду.
Россия, Иркутская обл., Иркутск
0

Статья «Дидактическая игра как игровая педагогическая технология формирования творчества у детей дошкольного возраста

Шабалина

Светлана Витальевна

( г. Иркутск)

Дидактическая игра как игровая педагогическая технология формирования творчества у детей дошкольного возраста.

Педагогика давно ищет пути достижения качественных результатов в работе с детьми. Реагируя на инновационные изменения в условиях и требованиях в обществе, педагогика создаёт всё новые и новые подходы к воспитанию. При выборе педагогических концепций, педагоги в первую очередь обращают внимание на их эффективность. Педагоги, стремящиеся повысить качество обучения и воспитания, всё чаще используют в образовательном процессе педагогические технологии. Слово «технология» происходит от греческих слов: «techne»- искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. Известный американский философ М. Вартофский анализирует искусство и технологию и убедительно показывает, что эти понятия представляют не противоположные, а взаимодополняющие модели единой человеческой деятельности. «Технология является не альтернативной, не противоположной искусству моделью, а составной частью жизнеспособной модели искусства. И наоборот, эстетическое, исследовательское, творческое – это то, что должно обязательно входить в жизнеспособную модель технологии» (1.С.192).

В.И.Боголюбов в работе «Введение в педагогическую технологию» отмечает, что начало проникновения термина «технология» в образование относится к 1930- м годам, когда в США стали использовать первые, аудиовизуальные программы. Именно появление и широкое использование технических средств в образовании способствовало развитию дискуссии о правомерности и целесообразности использования термина «технология». Анализируя зарубежный опыт, автор выделяет четыре основных периода в понимании содержания этого понятия.

Первый период (1940-е – середина 1950-х годов), когда термин «технология» в образовании означал применение достижений инженерной мысли в учебном процессе благодаря использованию различных технических средств представления информации.

Второй период (середина 1950-х-1960-у годы), когда от понятия 2Технология в образовании « происходит переход к «технологии образования», под которой стали подразумевать научные описания педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. Теоретической базой такого перехода стала идея программированного обучения, характерными чертами которого были чёткое описание учебных целей и последовательная процедура их достижения.

Третий период (1970-е годы) характеризуется использованием, как новых технических средств, так и новых разделов педагогической науки (психологии обучения, теории направления учебно-познавательной деятельности). В этот период технология учебного процесса разрабатывается на основе системного подхода, а под педагогической технологией понимают изучение, разработку и применение принципов оптимизации учебного процесса на основе новейших достижений науки и техники.

Четвёртый период (1980-е -1990-е годы) характеризуется применением в обучении не только новейших технических средств (компьютеров, дисплейных классов), но и построением на этой основе интерактивных технологий.

В педагогике выделяются три точки зрения на понятие «педагогическая технология»: 1) комплекс современных технических средств; 2) процесс коммуникации; 3) средства и процесс обучения.

Первая точка зрения раскрывается в определениях Ф.Персинваля и Г. Эллингтона (любые возможные средства представления информации, аудиовизуальные средства), М.Кларка (применение изображений, промышленных изделий в сфере образования).

Точка зрения на педагогические технологии как процесс коммуникации, педагогического воздействия выявляется в определениях Ф.Якушевича (система указаний), Дж. Брукнера (область знания, связанная с определением системы предписаний), Т.Сакамато (способы оптимизации педагогического воздействия), Л. Лейя (рациональные приемы дидактической работы).

Некоторые авторы (Н.В.Борисова) рассматривают технологию как систему наиболее эффективных методов и средств достижения поставленных дидактических целей, при минимально возможных усилиях обучаемого и обучающего. Обобщая определения понятия «технология», Н.В. Борисова делает вывод, что «суть данного термина состоит в следующем: это процесс достижения определённых результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности, совокупности методов, средств, способов.(2.С.17)

Беспалько В.П. определяет педагогическую технологию как проект определения педагогической системы, реализуемый на практике. Согласно его мнению, педагогическая технология- это часть педагогической системы, имеющей структуру. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Питюков В.Ю. считает, что сочетание «педагогическая технология» появилось, когда выделили научное исследование педагогического воздействия на ребёнка в процессе его воспитания и взаимодействия с окружающим миром. Необходимость более глубокого изучения педагогической технологии в начале 1990-х годов обусловлена социально-экономической ситуацией, которая вызывает у ребёнка состояние повышенного психического напряжения. Это потребовало от педагогов изменений в организации деятельности детей (интеллектуальной, творческой, художественной). Питюков В.Ю. указывает, что педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на ребёнка, предлагает способ осмысления технологичности в педагогической деятельности. По его мнению, центральное понятие педагогической технологии - это педагогическое воздействие.

На основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов (В.П. Беспалько, Б.С.Блюм, В.И. Боголюбов, М.В. Кларин, Н.Ф.Талызина, И.С.Якиманская) можно выделить следующие признаки педагогической технологии: детальное и чёткое описание целей; поэтапная проектируемость достижения целей; управляемость учебного процесса; гарантированная результативность; воспроизводимость процесса; визуализация.

Педагогическая технология-способ проектирования педагогического процесса по формированию творчества у детей дошкольного возраста с помощью выбора задач и содержания блоков модели, комплекса методов, приёмов и ситуаций их реализации в специально созданных условиях. Особое место в педагогической технологии отводится игровой деятельности, в частности, системе дидактических игр, составляющих игровую технологию формирования творчества у дошкольников.

Согласно психологическим и педагогическим исследованиям (Л.А.Венгер, А.Н.Леонтьев, А.П.Усова) оптимальное развитие ребёнка возможно лишь тогда, когда ему предлагаются задания, адекватные его способностям, потенциальным возможностям, когда он включается в интересную для него деятельность. Такой деятельностью для дошкольника является игра.

В дошкольной педагогике издавна одним из эффективных форм обучения детей рассматривается дидактическая игра. (Ф.Фребель, М. Монтессори, О.Декроли, Е.И.Тихеева, А.П. Усова), посредством которой решаются различные образовательные и воспитательные задачи. Эта форма обучения специально создаётся и организуется взрослым, который является автором и организатором игры, определяет её содержание, правила, игровые действия и учит детей играть.

Современные психологические и педагогические исследования (З. М.Богуславская, Л.А.Венгер, Н.Е.Веракса, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова) рассматривают дидактическую игру как развивающую деятельность. Структурные компоненты дидактической игры (Замысел, правила, обучающая задача, игровые действия) предполагают активное отношение ребёнка к сообщаемым и усваиваемым представлениям. Правила- организующий элемент игры, а игровые действия стимулируют детскую активность; благодаря действиям «дидактическая задача облекается в игровую форму; внимание ребёнка направлено на развёртывание игрового действия, и уже в процессе игры он выполняет обучающую задачу».(3.С.8).

Система дидактических игр для формирования творчества у детей средствами предметного мира:

1) Игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях (Игры-раскладки, игры - определения, игры-загадки, игры-описания, игры-собери, отремонтируй, дорисуй; игры-путешествия). Серия «игры-раскладки» направлена на определение предметов природного и рукотворного мира: «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке». Серия «игры-определения», цель которой определять способ использования предметов: «Что лишнее», «Найди пару», «Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?». Серия «игры-определения» обогащается играми, целью которых является определение назначения, строения, материала предметов рукотворного мира. Серия «игры-загадки, отгадки» («Угадай, какой предмет загадан», «Что из какого предмета?», «Отгадай Инструмент», «Знатоки».) учит детей умению выделять главные признаки предметов-форму, строение, материал, функцию, назначение. Серия «Игры-описания» помогает детям научиться описывать предмет. («Опиши предмет», «Расскажи Незнайке о любимых предметах», «Что предмет расскажет о себе?»). Серия игр «собери, отремонтируй, дорисуй», помогает ребёнку преобразовывать предмет, совершенствовать какую-нибудь деталь. («Собери картинку», «Собери предмет будущего», «Дорисуй, что я задумала»).

Термин «игры-путешествия» использован в работе А.И.Сорокиной. Игры «Путешествие в страну вещей», «Чудесные превращения волшебной палочки», «Путешествие с Айболитом», направлены на то, чтобы показать линию развития предмета и роль человека в преобразовании предмета и окружающего мира.

2) Игры, направленные на освоение действий разного характера

( исследовательского, экспериментального, моделирующего и алгоритмического) с предметами, способствующими овладению способами творчества; «Игры-эксперименты», «игры-опыты» - включают экспериментальные, алгоритмические, моделирующие действия. В этих играх дети исследуют объекты для выяснения их скрытых, существенных связей в системах «человек-предмет», «природа-человек-предмет»: «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Что звучит?», «Бумага, какая она?». В алгоритмические игры включены предметно-схематические действия. («Чем был, чем стал?», «Путаница», «Из чего лучше сделать?», «Мои друзья» - «Я – стол. Мои друзья те, кто сделан из дерева.) Алгоритмические игры развивают логическое мышление, связную речь, воображение, помогают установлению причинно-следственных связей, осознанию мотивов деятельности людей.

3) Игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира. В ходе игр дети самостоятельно могут объяснить, почему и как один и тот же предмет видоизменялся, как ещё можно его изменить, чтобы он в наибольшей степени удовлетворял потребности человека. Чтобы обучить детей изменять и творчески преобразовывать предметы, необходимо сформировать у них навыки находить как можно больше вариантов и способов использования предметов (многообразие форм использования), расширять понимание многофункциональности. Это – серия «игры-преобразования», к которой относятся игры : «Используй по-другому», «Назови по-другому», «Сделай по-другому», «Можно-нельзя», «Прогноз будущего».

Данные игры позволяют развивать стремление и умение настойчиво решать задачи независимо от взрослого, применяя имеющийся опыт, используя действия разного характера. При этом игры-преобразования создают атмосферу свободного и радостного творчества. В старшем дошкольном возрасте дети учатся умению поставить цель, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также учатся умению проявлять инициативу и творчество в решении задач.

В игре формируется не только опыт возможного, фантазии, воображения, но и опыт подражания. (Правилосообразность) Правилосообразность (целесообразность правил поведения) для ребёнка по отношению к предмету является необходимым условием для творческих проявлений и возникновения потребности в творчестве. Правилосообразность предоставляет возможность творчества, поскольку ребёнок способен менять правила игры в зависимости от подручного материала (предметов рукотворного мира) и своего желания.

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром». Фридрих Фребель.

Список литературы:

1.Вартофский М. Модели: репрезентация и научное понимание: Перевод с англ.-М.,1990.-192с.

2.Разработка личностно-ориентированных технологий: Материалы отчёта сектора гуманизации образования исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов. М.,1995.-42с.

3.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение,1982.-96с.

4.Питюков В.Ю.Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие.-3-е изд., испр.- М.: Изд-во»Гном и Д»,2001.-192с.

5.Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности //Дошкольное воспитание.-2002.№4.-С.70

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.