12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия322
Россия, Удмуртская респ., Глазов
3

Статья «Как повысить интерес детей к чтению»

Статья «Как повысить интерес детей к чтению»

Как повысить интерес детей к чтению? Этот вопрос интересует библиотекарей, педагогов и родителей. Наверное, не случайно в прошедшем 2018-2019 учебном году был проведен Всероссийский конкурс «Необыкновенные приключения детей, их родителей и педагогов в библиотеке». Конкурс был инициирован Российской государственной детской библиотекой совместно с Федеральным институтом развития образования РАНХиГС. Всего на конкурс поступило 358 работ из 57 регионов всех федеральных округов Российской Федерации. Участниками конкурса стали - детские сады,  библиотеки, родители и дети. Главная цель проведения конкурса – выявить опыт взаимодействия детских библиотек, дошкольных образовательных организаций и родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, по развитию у дошкольников интереса к чтению. 

О проекте, который был представлен на данный конкурс, мне и хотелось бы рассказать в этой статье.

В течение 2018-2019 учебного года коллектив нашей группы реализовывал проект  под названием «Мы - читаем, мы - играем, Васнецова открываем!». Он ориентирован на детей группы раннего возраста (от полутора до двух лет). В основе реализации проекта лежит принцип конструктивного взаимодействия между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников. Важной составляющей проекта является поддержка и непосредственное участие в нем социальных партнеров в лице учреждений культуры нашего города - Центральной детской библиотеки и МБУК КЦ «Россия».

Россия так же, как и другие страны, в настоящее время переживает кризисные процессы в чтении, в том числе детском чтении. Сегодня, к сожалению, детская книга зачастую рассматривается лишь как товар, где во многих современных изданиях хорошую иллюстрацию стала заменять графика, рисунки, не способствующие эстетическому развитию детей и приносящие ему вред, что не соответствует требованиям оформления. Уродливые формы, аляповатые краски характерны для таких работ.

Вместе с тем отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д. Поленова, И. Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.Н. Нарбут, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, В.М. Конашевич, Е.Н. Чарушин, Е.М. Рачев, Ю.А. Васнецов и другие иллюстрировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.

Творчество этих художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей и знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника.

Темой нашего проекта послужило творчество Ю.А. Васнецова. Ему удалось создать яркий, неповторимый мир сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку. Самые запоминающиеся свои иллюстрации он создал именно к народным сказкам, потешкам и песенкам, которые имеют большую ценность в воспитании ребенка – читателя в раннем возрасте.

Свою работу мы начали с пополнения библиотеки детского сада новыми книгами. Книжная продукция с иллюстрациями Ю.А. Васнецова оказалась востребованной на современном книжном рынке. Ее можно легко найти не только на прилавках крупных сетевых магазинов, но и книжных интернет-магазинах.

Учитывая особенность «действенного» восприятия детьми раннего возраста книжных иллюстраций мы разработали игровой набор под названием «Радуга-дуга».

Названием послужил одноименный сборник с русскими народными песенками, потешками, прибаутками, проиллюстрированный Ю.А. Васнецовым. В нашей подборке пять игр: кубики, разрезные картинки, домино по сказке «Колобок», картинка-вкладыш «Снежки на поле лежали» и театр на магнитах по мультфильму-сказке «Терем-теремок». Наши игры стали своеобразным развивающим игровым материалом. Наряду с чтением литературных произведений и рассматривания иллюстраций мы знакомим воспитанников с той или иной игрой. Вносим ее в развивающую предметно-пространственную среду группы.

Имея за плечами опыт работы с Центральной детской библиотекой, мы продолжили сотрудничество в рамках данного проекта. Сотрудники библиотеки выступили с сообщением «Воспитание маленького читателя», приняли участие в подготовке книжной выставки. Провели деловую игру «Книжный ретро-магазин», которая помогла родителям самостоятельно сформулировать критерии отбора детских иллюстрированных книг.  По нашей просьбе подготовили буктрейлер «Сказочный художник» из Вятки. Он был показан на собрании и выложен на страничке «Растем вместе» нашей группы «Вконтакте».

Яркими событиями для воспитанников были экскурсии в библиотеку -   детского сада, а затем и в Центральную детскую библиотеку.

Сюжетной линией новогоднего утренника стала бутафорская книга с  иллюстрациями Васнецова. В конце праздника дети получили не только сладкие гостинцы от Деда Мороза, но и иллюстрированные книги «Пошел котик на торжок».

В феврале мы провели «Декаду детской книги». Каждый воспитанник получил возможность принести в группу любимую книгу. Создать иллюстрацию к сказке «Волк и козлята». Принять участие в выставке фотографий «Мы-читаем!» Посетить Центральную детскую библиотеку.

Стать участником просмотра мультфильма «Терем-теремок» в детском киноклубе «Киношка» КЦ «Россия».

Очень интересным получился плакат «Дарите книги с любовью» выполненный в технике аппликация, который мы представили в библиотеку на городской конкурс в рамках третьей Всероссийской акции книгодарения.

Мы уверены, что проведение акции «Книжки-малышкам» станут новой доброй традицией нашей группы и детского сада.

Каковы главные итоги реализации проекта:

         Создано единое информационное поле для общения родителей по вопросу организации детского чтения в семье. У родителей сформировано представление как нужно выбирать книги, что и как следует читать малышам.

         Каждая семья приняла участие в том или ином мероприятии в рамках проекта: они были разнообразными и у каждого была возможность выбора.

         Значительно обогатился книжный фонд в детском саду (в распоряжении детей появилось множество интересных, хорошо иллюстрированных книг).

         Развивающая предметно-пространственная среда группы пополнилась интересными пособиями и играми.

         Заложен фундамент для дальнейшего сотрудничества с учреждениями культуры нашего города – Центральной детской библиотекой и культурным центром «Россия».

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.