12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лилия Булатовна1066
Работаю школьным психологом 13 лет. Консультирую детей, их родителей, преподавательский коллектив.
Россия, Татарстан респ., Казань
2

Статья на тему «Адаптация первоклассников к школе: трудности, пути решения»

Статья на тему «Адаптация первоклассников к школе: трудности, пути решения»

Поступление в школу – стрессовая ситуация в жизни ребенка. Происходит привыкание к новым микросоциальным условиям. Этот процесс существенно влияет на психоэмоциональное состояние первоклассника. Школьная дезадаптация приводит к снижению мотивации к обучению, искажениям в межличностных отношениях, развитию невротических состояний, возникновению девиантного поведения. Поэтому так важно обратить на данную проблему и вовремя решить её.

С поступлением в школу в жизни ребенка ждут много изменений. И речь не только о том, что основная игровая деятяльность заменяется учебной, но в изменении нервных процессов. В 6-7 лет баланс процессов возбуждения и торможения всё ещё смещён в сторону первого. Такие особенности школьников, как неусидчивость, повышенная активность, высокая эмоциональная возбудимость объясняется именно быстрой возбуждаемостью. Активно развивается крупная мускулатура, но страдают функции, которые требуют очень точных движений.

Первый год в школе – самый сложный в плане адаптации. Необходимо привыкнуть к режиму, учебной деятельности, ответственности и самостоятльности, научится общаться учителями и сверстниками. Учителя должны знать особенности этого периода и строить учебный процесс в первом классе с учётом этой особенности. Для того, чтобы ребенок действительно освоился в школе, ему нужна не неделя, не две. Это довольно длительный процесс, связанный со значительной нагрузкой на все системы организма.

По степени подготовленности всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в школе в течение первых двух месяцев обучения. Такой ребенок быстро интегрируется в новый коллектив, находит друзей, спокоен, отзывчив, дружелюбен, хорошо общается со сверстниками, выполняет школьные задания без видимого давления.

Вторая группа детей имела более длительную адаптацию. Дети не принимают учебные ситуации, общение с учителями и одноклассниками. Могут играть в классе не слушаться. Такие ребята адаптируются к режиму только к концу первого полугодия.

Третью группу составили дети, у которых адаптация сопряжена со значительными трудностями. В этом случае отмечаются негативные формы поведения, эмоциональная нестабильность. Возникают проблемы с усвоением учебного материала. На таких детей жалуются учителя, одноклассники и родители.

Социально-психологическая адаптация проходит сложно и у детей, не справляющихся с дополнительной нагрузкой. Поэтому важно не перегружать первоклассником дополнительными кружками и секциями.

В группе риска и дети, которые не посещают дошкольные образовательные учреждения. В школе эти дети тоже стараются быть волевыми, самоутверждаться, а когда их отвергают, возникают сложности. А поведение вызывает только осуждение.

На ранних этапах обучения учителя не должны использовать баллы для оценки достижений, знаний и поведения детей. Плохие оценки могут стать травмирующим состоянием, которое мешает ребенку адаптироваться к школе. Оценки можно заменить наклейками, флажками, звездочками и другими символами. Более того, в 1 классе важно не сравнить ребят. Необходимо хвалить за усилия, а не за результат.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.