12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Голичева37
Россия, Луховицы
1

Статья на тему: «Формирование ценностного отношения к семье у детей дошкольного возраста»

Статья на тему:

«Формирование ценностного отношения к семье у детей дошкольного возраста»

Ценностное отношение к семье у дошкольников следует понимать, как интегральное образование личности, характеризующиеся следующими признаками:

- понимание сопричастности к семье и своему роду, которое выражается через почитание родителей, предков;

- осознание особой важности нравственных ценностей - любви, верности, уважения – как составляющих основу семьи;

- желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи;

- эмпатия к родным и близким, забота о родственниках; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, реализации потребности в общении.

Ценностное единство семьи выражается в ориентации всех членов семьи на чувство любви, уважения, взаимной и моральной ответственности; на основные ценности семьи и рода, на исполнение основных бытовых семейных обязанностей; на реализацию в семье комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение задач воспитания, получение поддержки со стороны членов семьи и волевую готовность всех членов семьи отстаивать сложившиеся убеждения о социальной и личностной ценности семьи.

В формировании ценностного отношения к семье у детей дошкольного возраста воспитатель в своей работе могут использовать следующие формы работы:

- индивидуальные и групповые беседы. Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Этот метод при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка;

- составление рассказов, репортажей (вечер вопросов и ответов, репортаж с места работы, составление рассказов о любимой маме и др);

-просмотр презентаций, видеофильмов;

-игровая деятельность (дидактические игры, игровые тренинги, игровые занятия);

-познавательно-речевая деятельность (тематические занятия, чтение художественной литературы);

-продуктивная деятельность (рисование на тему “Моя семья”, составление букета для мамы, изготовление открыток всем членам семьи и пр);

-оформление родительского уголка. Родительский уголок в детском саду – это хороший метод общения с родителями. Для каждого педагога очень важно использовать любую возможность контакта с родителями;

-организация семейных праздников. Семейные праздники – особые дни в жизни ребенка, они несут заряд радости и эмоциональный подъем, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями;

-семейный альбом. Создание альбома «Моя семья» - коллективно выбирается девиз семьи. Правило жизни, форма альбома (сердечко, раскладушка, книга, глобус, цветы и др.). Каждому члену семьи отводятся отдельные страницы, на которых помещаются фотографии, рисунки, ответы из интервью;

-в ДОО вместе с родителями можно открыть мини- музей. Отличительной особенностью мини – музея является то, что практически все экспонаты созданы в процессе познавательной и творческой деятельности воспитанников и их родителей.

Одним из условий формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье является создание специальной развивающей среды в ДОО.

Развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организованно воспитание. Среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной. Но она может быть и другой - насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Ее правильная организация и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром составляет важную сторону педагогической работы в детском саду.

Наличие комплекта для игр "Семья" так же облегчает работу над развитием уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. Для обогащения содержания игр семейной тематики эффективными оказываются сюжетные линии, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Праздники в семье», «Поэтическая гостиная», «Вместе с братом», «После работы», «Ждем маму» и другие.

Уголок "Семья" в детском саду позволяет ребенку не только увлеченно наследовать пример собственных родителей, но и проводить параллель между моделью поведения в других семьях .

Дети усваивают нравственные ценности, наблюдая за деятельностью, поведением, отношением, оценками, высказываниями окружающих людей, меньше - слушая о нравственных нормах и правилах поведения в обществе. Поэтому тот, кто берет на себя задачу формирования нравственных ценностных ориентаций дошкольников, должен сам ориентироваться на нравственные ценности. Следовательно, процесс формирования нравственных ценностных ориентаций будет проходить успешно в том случае, если воспитатель сам практикует все то, о чем говорит детям .

Детям дошкольного возраста нравственную ценность семья и её важность в жизни человека можно объяснить так:

- Семья - это самые дорогие и родные нам люди - родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. В семье все любят и внимания к родным, друг друга, помогают, поддерживают и вежливость, отзывчивость, заботятся друг о друге. Взрослые в семье делают все возможное, чтобы дети выросли хорошими людьми. Детям иногда кажется, что взрослые им часто что-то не разрешают. Важно слушаться и доверять взрослым, потому что они заботятся о благополучии детей и не разрешают делать то, что детям может повредить. В семье должны проявляться такие важные качества как проявление заботы и внимания к родным, понимание, послушание, взаимопомощь, благодарность. Это самое дорогое, родное и любимое место в жизни каждого человека. В семье вы чувствуете тепло и заботу, потому что вас окружают добрые люди: мама и папа, братья и сестры.

-Семья – это место, где вас ждут, любят, понимают и принимают такими, каковы вы есть. Ваши родители, бабушки и дедушки - это самые близкие люди, которых вы радуете своими успехами, добрыми делами, вы заботитесь о них и бережете их.

-Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. -Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.