12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбунова Инна Алексеевна161
Работаю в обычной общеобразовательной школе с обычными детьми. Имею высшую категорию, педагогический стаж - 15 лет.
Россия, Вологодская обл., Великий Устюг
7

Статья на тему «Использование просодии для улучшения навыков чтения»

Из всех знаний и навыков, полученных в школе, лишь немногие могут сравниться важностью с чтением. Умение читать, причем читать бегло и осмысленно – это междисциплинарный навык. Навык, который используется во всех других областях обучения. Обучение эффективному чтению требует немалых усилий. Если изучение устного языка происходит довольно естественно, путем простого контакта с окружающей средой, то это не относится к письменному языку.

Обучение чтению основано на взаимозависимости нескольких процессов и навыков, происходящих почти одновременно. Среди этих навыков мы находим, среди прочего, беглость чтения. Долгое время беглость речи и просодия считались синонимами. Поэтому важно четко различать их, чтобы распознавать их и адекватно обучать им.

Беглость и просодия

Беглость чтения традиционно характеризуется тремя компонентами:

- правильность чтения;

- скорость или тем чтения;

- выразительность чтения.

А просодия характеризуется: ритмом и плавностью (которые мы объединяем здесь под понятием скорости), акцентированием или ударением, громкостью, паузами и интонацией.

При этом было бы неправильно думать, что просодия применяется только при устном чтении текста. Действительно, паузы делают даже в ситуации чтения про себя. Подсказками для пауз являются знаки препинания.

Роль знаков препинания

Важно отличать короткие и длинные паузы. Например, перечисляя предметы, делать короткие паузы, между предложениями — длиннее.

В просодии есть две формы пауз: относящиеся к синтаксическим группам и относящиеся к пунктуации (запятая, двоеточие, точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие и т. д.).

Паузы, относящиеся к синтаксическим группам, используются для разделения предложений на сегменты, состоящие из нескольких слов, которые выражают определенную мысль. Как правило, они определяются грамматической структурой предложения. Они позволяют уточнить передаваемое сообщение, поддерживая понимание слушателем. Чтобы работать над ними, не обязательно вдаваясь в грамматический анализ предложений, который может быть очень сложным, особенно для младших школьников. Можно предлагать своим ученикам короткие предложения и просить их выделить маркером места, где они будут делать паузы. Затем прочитайте вместе с ними эти предложения и посмотрите, верно ли указаны паузы.

Обратите внимание, что вполне возможно, что учащиеся могут сделать разные акценты и паузы. Идея состоит в том, чтобы просто информировать их о различных возможностях, отмечая при этом, что есть места, где мы естественно остановимся, и другие, где мы никогда не остановимся.

Второй тип пауз — это паузы, непосредственно связанные со знаками препинания. С этими паузами легче работать, потому что они представлены четкими графическими знаками, которые учащиеся легко узнают. Предложите ребятам следующее упражнение: возьмите два разных маркера и попросите все знаки выделить красным, а точки — зеленым. Это упражнение можно делать с любым текстом. Цель упражнения: акцент на длине пауз.

Работа над интонацией

Интонация также включает в себя два компонента: экспрессивную интонацию (связанную с состояниями) и языковую интонацию (связанную с высказываниями). Таким образом, экспрессивная интонация информирует о состоянии, которое включает в себя различные эмоции, такие как печаль, радость, гнев и т. д. Языковая интонация сообщает способ предложения: повествовательный, повелительный, восклицательный или вопросительный.

Для работы над выражением вы можете создать небольшие карточки, на которых изображены простые эмоции (радость – гнев – страх – печаль), затем вы предлагаете учащемуся нарисовать эмоцию наугад. Читая ранее представленное предложение, учащийся пытается воплотить нарисованную эмоцию. Затем других учащихся просят угадать эмоцию. Это упражнение также можно выполнять в подгруппе учащихся, чтобы уменьшить стресс от выступления перед классом. Желательно скрывать лицо ребенка во время чтения предложения, чтобы не давать визуальных подсказок. Действительно, если ребенок подхватывает радость и широко улыбается, это может быть частью ответа. Цель упражнения состоит в том, чтобы передать чувство только через голос.

Вы также можете предложить учащимся изменить свои эмоции, когда они читают более длинное предложение. Разделив предложение на две части, вы можете предложить учащимся имитировать первую эмоцию для первой части предложения, а затем вторую для завершения предложения.

Работа над языковой интонацией не так уж и отличается. Действительно, формы предложения различаются по тону, чтобы указать, является ли это восклицательным или невосклицательным предложением. В одном и том же высказывании может иметь место несколько вариаций. Для этого голос может оставаться ровным или повышаться.

Упражнение здесь состоит в том, чтобы просто познакомить учащихся с этой идеей повышения и понижения голоса, что немного похоже на прогулку в горах. Чтобы проиллюстрировать эти изменения, вы можете нарисовать интонационные стрелки, указывающие на эти вариации. Подчеркните, что голос всегда повышается во время восклицания.

Работа над ритмом

Ритм или скорость чтения – важный показатель беглости чтения. Чтобы сделать это понятие, более осязаемым для учеников, советуем провести аналогию с водой. Темп чтения можно обхяснить ребятам ассоциациями. Сравните чтение с течением воды: «чтение по капле», «чтение по водопаду» и «чтение по руслу реки».

Скорость «чтения по капле» при незакрытом кране. При такой технике чтения скорость низкая, слова слишком разделены, много длинных пауз.

«Чтение по водопаду» слишком громкое и быстрое. Подобно потоку водопада, ученик читает слишком быстро, и слова уже не различимы. В этом типе чтения мы почти не находим пауз.

Наконец, «чтение по руслу реки» представляет собой более плавное и просодическое чтение. Как и в случае с рекой, здесь есть перепады скорости, чтение течет плавно и приятно слушать.

Просодия является неотъемлемой частью чтения. Тем не менее, его редко преподают ученикам, несмотря на его влияние на беглость и, возможно, понимание прочитанного. Важно помнить об этом и оставлять немного время на упражнения на проработку просодии. Всегда акцентируйте внимание на устную речь, поскольку она представляет собой ворота к этому навыку, а затем выделяйте элементы, влияющие на просодию, то есть пунктуацию, чтобы предложить визуальную и конкретную поддержку последней во время чтения вашими учениками.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.