12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лилия Булатовна1066 Работаю школьным психологом 13 лет. Консультирую детей, их родителей, преподавательский коллектив. Россия, Татарстан респ., Казань |
Статья на тему «Нарушения сенсорной интеграции у ребенка: симптомы и средства помощи»
Статья на тему «Нарушения сенсорной интеграции у ребенка: симптомы и средства помощи»
Сенсорная интеграция – одна из составляющих полноценного развития ребенка. Чтобы в памяти сохранилось новое понятие, его название, ребенок должен его увидеть, услышать, попробовать на вкус и потрогать. Только тогда в мозгу формируется связь. Процесс восприятия у ребенка и взрослого отличается. Взрослые воспринимают мир разумом, а дети – эмоциями. Познание ребенка 3-5 лет проявляется прежде всего в развитии восприятия, образного (знаков, символов) мышления и сознательной деятельности.
Нарушения сенсорной интеграции было бы легче распознать, если бы трудности у всех детей были одинаковыми. Но у каждого свой набор трудностей.
Симптомы нарушений сенсорной интеграции
Чрезмерная чувствительность (гиперчувствительность) или недостаточная чувствительность (гипочувствительность) к тактильным, зрительным, слуховым раздражителям, а также к движению, например, избегание прикосновения к песку, каше; избегание задач с пластилином, рисование пальцами; трудности в манипулировании предметами с помощью столовых приборов, ножниц; нерегулярное удержание пишущего инструмента; гиперчувствительность к звукам, свету; трудности в обучении письму или чтению; трудности в понимании и выполнении команд или чрезмерное желание выполнить команды; трудности с переписыванием с доски, пропуск букв или слогов при письме; трудности в различении левой и правой стороны тела, особенно когда нет времени думать об этом; несоблюдение дистанции при общении с другим человеком.
Преувеличенный или недостаточный уровень движения.
Нарушение мышечного тонуса (гипертонус или гипотонус).
Слабая координация движений (включает мелкую и крупную моторику).
Неуклюжесть движения.
Трудности с концентрацией внимания, импульсивность.
Быстрая утомляемость.
Избегание социальных контактов.
Задержка развития речи и движений, трудности в обучении.
Слабая организация поведения, неспособность планировать свои действия.
Сенсорная интеграционная терапия применяется в нескольких направлениях:
Посредством развивающих игр и сенсорных занятий, направленных на развитие пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.
Посредством игр и упражнений, направленных на развитие у ребёнка социального восприятия: восприятия человека, восприятия его действий, движений, в том числе мимики и речи, себя и сверстников.
Через продуктивную деятельность: рисование, аппликацию, лепку, конструирование и другие рукоделие.
Через общение с ребенком в обычной повседневной деятельности.
Внимание детей раннего возраста – кратковременное, неустойчивое, основанное на образном мышлении, поэтому используется множество элементов игры. Именно активная игра, яркость, динамичность, неожиданность побуждают ребенка активно участвовать в процессе, развивают сенсомоторику и интеллект.
Правильно подобранный стимул может побудить ребенка отреагировать на него. Программы терапевтической сенсорной интеграции предоставляют такие стимулы, а также основаны на внутренних и естественных потребностях каждого ребенка. Удовольствие от движения помогает мотивировать ребенка и позволяет обрабатывать сенсорную информацию, особенно визуальную.
Вестибулярный аппарат также играет важную роль в биологических процессах мозга. В терапии, основанной на сенсорной интеграции, большое внимание уделяется стимуляции вестибулярной системы.