12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дягилева Татьяна Александровна219
Россия, Свердловская обл., Нижний Тагил
2

Статья на тему «Внеурочная деятельность как фактор формирования коммуникативной компетенции младших школьников»

Автор статьи:

Студент ГБПОУ СО «НТПК №1»

Курочкина Татьяна Александровна

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: внеурочная деятельность, коммуникативная компетенция.

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции в начальной школе. Представлена актуальность проблемы, характеристика коммуникативной компетенции, особенности компетенции в младшем школьном возрасте, рассмотрены методы обучения, формирующие коммуникативную компетенцию, характеристика внеурочной деятельности в начальной школе. Так же проанализирован педагогический опыт по формированию коммуникативной компетенции в начальной школе, где доказывается возможность ее формирования у младших школьников во внеурочной деятельности.

Статья

В современном обществе общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения обучающихся является развитие коммуникативных способностей. Это отражено в требованиях к результатам освоения образовательной программы начального общего образования в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО): «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» [6].

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что «программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования при получении начального общего образования; связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию» [6].

Достижение данных требований становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые формируют не только в учебной деятельности, но и во внеурочной.

Начальное образование сегодня - это фундамент для формирования коммуникативных навыков младшего школьника. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить готовность и способность к сотрудничеству обучающегося с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми [1].

В Федеральном Государственном образовательном стандарте второго поколения коммуникативная компетентность определяется как умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входят способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.) [3].

С учетом цели коммуникативной деятельности младших школьников определяется содержательный компонент, который включает:

  • эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
  • когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
  • поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.) [5].

Коммуникативная компетенция младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми: большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне (ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет). В общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе относят традиционные методы, методы активного обучения, тренинги, методы дистанционного обучения. Эти методы обучения имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении. Для развития коммуникативной компетенции обучающихся наиболее приемлемым и рациональным является интегрированный подход. Это комбинация методов обучения. [4].

В соответствии с ФГОС НОО коммуникативные компетенции личности формируются не только в процессе урочной, но и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность, направленная на формирование коммуникативных компетенций младших школьников, обладает определенной спецификой. К числу таких особенностей следует отнести, во-первых, преобладание диалогических, дискуссионных форм взаимодействия учителя и учащегося; во-вторых, широкое участие в подготовке, проведении и рефлексии происшедшего на занятии самих обучающихся; в-третьих, метапредметную и личностную проблематику; в-четвертых, деятельностную структуру, предполагающую активность младшего школьника, наличие конечного результата; в-пятых, педагогическое разнообразие форм. Наиболее популярными формами внеурочной деятельности, способствующими эффективному формированию коммуникативных компетенций младших школьников, можно назвать внеурочные аудиторные занятия, образовательные путешествия, сценические действа (спектакль, акция и т.д.), игры и соревнования, квесты, досугово-развлекательные мероприятия. Тематика их разнообразна, содержание преимущественно развивающее [7].

Так, Ащина Наталья Владимировна, учитель высшей квалификационной категории, подтвердив актуальность формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности провела диагностику, направленную на самооценку развития коммуникативной компетенции обучающихся 2 «А» класса МАОУ «СОШ № 1» имени Сергея Бондарева. Диагностика показала, что 64% обучающихся испытывают трудности в коллективных выступлениях. 32% считают, что они не слишком общительны, но умеют слушать и знают некоторые правила общения. И только 4% считают, что они могут общаться.

После диагностики самооценки уровня коммуникативного развития, она провела обследование обучающихся в этом же классе по критериям оценки уровня речевого развития обучающихся, составленными учителями-логопедами Богаковой С.Е., Князьковой Т.Н., Плоскиной О.В., Лысюк С.Н., Телковой.

По данным обследования высокий уровень – имеют только 16% обучающихся (4 человека). Эти обучающиеся активны в общении, умеют слушать и понимать речь, строят общение с учётом ситуации, легко входят в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражают свои мысли, средний уровень – 28% (7 человек) – слушают и понимают речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Ниже среднего – 32% (8 человек) - слушают и понимают собеседника, но сами неохотно вступают в диалог, затрудняются вести его, участвуют в диалоге пассивно (отвечая на вопросы), не всегда ясно и последовательно выражают свои мысли. Низкий 16% (4 человека) - малоактивны и малоразговорчивы с детьми и педагогами, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их. Очень низкий – 8% (2 человека) - неактивны и неразговорчивы.

По результатам диагностик, педагог начала работу по формированию коммуникативной компетенции младших школьников посредством внеурочной деятельности [2].

Направления системы организации ее внеклассной работы:

 

  • организация проектной деятельности учащихся (данное направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами);
  • организация работы с одаренными детьми.

 

В организации исследовательского проекта педагог пользуется УМК «Я - исследователь» А.И.Савенкова. Предлагаемое учебное пособие помогает включить младшего школьника в собственный исследовательский поиск, помогает не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от постановки проблемы до представления и защиты полученных результатов.

А в выявлении направленности интересов и склонностей младших школьников педагог ориентируется на «Методику одаренности младших школьников» (А.И.Савенков).

Так же, Наталья Владимировна использует современные педагогические технологии:

 

  • технология развития критического мышления (ТРКМ) авт. Шамова Т.И., Давыденко Т.Н.;
  • технология проблемного диалога (Е.Л.Мельникова).

 

Работая по данной системе в течение трех лет, педагог провела промежуточное мониторинговое исследование коммуникативной компетенции младших школьников.

Результаты исследования:

 

  • высокий уровень – 17%;
  • средний уровень – 61%;
  • низкий уровень – 21%.

 

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в начальной школе оптимальна [2].

Внеурочная деятельность школьников – понятие, включающее все различные виды деятельности младших школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, социализации.

Можно отметить, что внеурочная деятельность оказывает особое влияние на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальной школы. Личность младшего школьника развивается в общении, творчестве и неформальной обстановке, вместе с тем, внеурочная деятельность развивает коммуникативные умения младших школьников, их мыслительные способности и дарования, склонности детей, расширяет их кругозор и воспитывает в них высокие нравственные качества.

Список литературы:

 

  1. Анохина Н.В. Введение Федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах / Н.В Анохина // Вестник образования. – 2011. – № 11. – С. 51–58.
  2. Ащина Н.В. Система работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности» [Электронный ресурс] / Н.В. Ащина // Система работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности»: [сайт]. ‑ URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/12/01/sistema-raboty-po-teme-formirovanie.
  3. Захарова Т.В., Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Игнатьева Н.К., Киргизова Е.В., Бахор Т.А. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20413.
  4. Исакова Ж.Т. Формирование коммуникативной компетентности учащихся [Электронный ресурс] / Ж.Т. Исакова // Формирование коммуникативной компетентности учащихся: [сайт]. ‑ URL: https://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-703337.html.
  5. Ковыренкова Л.Ф. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников [Электронный ресурс] / Л.Ф. Ковыренкова // Формирование коммуникативной компетенции младших школьников: [сайт]. ‑ URL: https://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnoy-kompetencii-mladshih-shkolnikov-1049304.html.
  6. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: утвержден приказом Министерством Образования и науки РФ от 17.10.2013г., / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.
  7. Чеботарева Н.М. Формирование коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Н.М. Чеботарева // Формирование коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности: [сайт]. ‑ URL: https://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnih-kompetenciy-mladshih-shkolnikov-sredstvami-vneurochnoy-deyatelnosti-1467346.html.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.