12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анпилогова Любовь Николаевна1614
" Сейте разумное, доброе, вечное" Учитель
Россия, Воронежская обл., село Лозовое
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

Статья «Опыт работы. Взаимодействие работы школы и родителей»

«Опыт работы. Взаимодействие работы школы и родителей»

 Подготовила: учитель I КК

                                                   Анпилогова Л.Н.

 



 

 

                «От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский/

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и школа– два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность нужно вести систематически и целенаправленно.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка можно начать работу с анкетирования «Сотрудничество школы и семьи».

Уважаемые родители!

Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Наде­емся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших учеников - ваших детей.

1. Нравится ли Вам наша школа? Да. Не совсем. Нет. (нужное подчеркните)

2. Доверяете ли Вы классному руководителю Вашего сына или дочери?

Да. Не совсем. Нет. (нужное подчеркните)

3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?

Доброжелательные. Равнодушные. Неприязненные. Конфликтные. (нужное подчеркните)

4. Есть ли единство педагогических требований у Вас и педагогов к Вашему ребенку? Да. Не совсем. Нет. (нужное подчеркните)

5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у Вас дома в текущем году?

6. Какова была цель визита?

7. Обстановка в семье непосредственно после визита учителя.

Спокойная беседа родителя с ребенком. Ребенка похвалили. Ребенка поругали. Ребенка наказали. Конфликт между родителя. (нужное подчеркните)

8. Посещаете ли Вы родительские собрания в школе? Регулярно. Иногда. Нет (нужное подчеркните). Если не посещаете, то почему?

9. Помогают ли Вам родительские собрания в воспитании Вашего ребенка? Да. Не совсем. Нет. (нужное подчеркните)

На основе собираемых данных анализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, необходимо выбрать тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Разрабатывается критерий, который называется «включенностью»родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Анкета для родителей "Общественная оценка и поддержка школы родителями"

1. Какие качества личности должна воспитывать школа? (Отметьте 1-3 качества.)

·      Самостоятельность

·      Коммуникабельность

·      Трудолюбие

·      Целеустремленность

·      Уважение

·      Дисциплинированность

·      Милосердие

·      Объективность Другое_

·      Интеллектуальное совершенствование

·      Доброта

·      Честность

·      Ответственность

·      Доверие

·      Гуманность

·      Любознательность

2. К чему должна подготовить школа вашего ребенка? (Отметьте 3 пункта в порядке их значимости для вас.)

·      К продолжению образования.

·      К трудовой жизни.

·      К самостоятельной деловой жизни.

·      К семейной жизни.

·      К профессиональной карьере.

·      К общественно-политической деятельности.

·      К жизни по общепринятым нормам морали и нравственности.

·      К бережному отношению к своему здоровью.

·      К сотрудничеству с другими людьми.

3. Какое жизненное правило, на ваш взгляд, должен усвоить ребенок, входя во взрослую жизнь? (Отметьте 1-3 правила.)

·      Быть самостоятельным 

·      Уметь брать ответственность на себя 

·      Надеяться только на себя 

·      Образование можно купить 

·      За все надо платить 

·      Быть внимательным к людям

·      Трудности впереди

·      Выход всегда есть

·      Ничего не дается даром

4. В какой степени школа решает следующие проблемы:

Обеспечивает высокое качество знаний.

·      Хорошо решает

·      Решает частично

·      Не решает.

Предлагает различные программы дополнительного образования.

·      Хорошо решает

·      Решает частично

·      Не решает.

Четко организует жизнь детей в школе.

·      Хорошо решает

·      Решает частично

·      Не решает.

Бережно относится к ребенку.

·      Хорошо решает

·      Решает частично

·      Не решает.

Учитывает запросы и интересы детей.

·      Хорошо решает

·      Решает частично

·      Не решает.

Уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятель­ности детей.

·      Хорошо решает

·      Решает частично

·      Не решает.

Способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между учащимися.

·      Хорошо решает

·      Решает частично

·      Не решает.

Участвует в общественной жизни города.

·      Хорошо решает

·      Решает частично

·      Не решает.

5. Как складываются ваши отношения:

с педагогическим коллективом:

·      Доброжелательно

·      Нейтрально

·      Напряженно

с классным руководителем:

·      Доброжелательно

·      Нейтрально

·      Напряженно

с учителями-предметниками:

·      Доброжелательно

·      Нейтрально

·      Напряженно

с администрацией школы:

·      Доброжелательно

·      Нейтрально

·      Напряженно

6. Кем вы ощущаете себя в школе? (Выберите 1 вариант или допишите свой.)

·      Партнером.

·      Зависимым человеком.

·      Влиятельным человеком.

·      Другое _____________________.

7. Если вы оказываете помощь школе, то укажите, в какой форме.

·      В организации отдельных культурных и спортивных мероприятий.

·      В работе Управляющего совета.

·      В руководстве кружком или секцией.

·      В посильном финансировании некоторых мероприятий.

·      В обеспечении учебными пособиями, книгами.

·      В работе родительского комитета класса.

·      В хозяйственных вопросах.

·      Другое________________________

8. Готовы ли вы участвовать в создании образовательной программы школы?

·      Да.

·      Нет.

9. Что вы вкладываете в понятие "хорошая школа"?__________________



Позднее выделяются качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.

  Родители  лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

        Родители  исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

       Родители  критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

       активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей

        заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов

        равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Отсюда появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Наглядно – информационное направление

Наглядно-информационное направление включает в себя:

         родительские уголки

         папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»

         семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»

         библиотека – передвижка

         фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»

         фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Папа, мама, я – дружная семья»

         семейный вернисаж «Лучшая  семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,
 «Учись быть папой»

         эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»

         копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала нам активизировать родителей мы используем, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм  отнесены проведение таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный  комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу  проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. В этих же мероприятиях мамы и папы имели возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку, (например, в игре «Устами младенца»). Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей

1 Дни открытых дверей

2. Кружки

3 КВН, викторины

4 Праздники

5 Семейные конкурсы

6 Выпуск газеты

7 Концерты         

8 Оформление групп

9 Соревнования

Результативность

Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.

Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями.

Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.

Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей.

Проводятся организованные выходы на лыжню в выходные дни. Родители активно участвуют в “Днях здоровья”. Повысилась личная заинтересованность родителей в занятиях физкультурой вместе с детьми, у нас появились целые спортивные семьи - на соревнования и физкультурные праздники приходят не только родители, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники и т. п. Все дружно болеют не только за свои команды, но и за команды соперников, а потом дружно пьют чай в помещении столовой и обсуждают наиболее интересные моменты соревнований.

С целью морального стимулирования наиболее активных родителей по итогам года выпускаются стенгазеты в группах, на общем родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации МДОУ, выпускается фотогазета “Самые спортивные”, “Самые активные». Цели работы с родителями:

Дать родителю «почувствовать себя человеком».

Повышение у родителей чувство собственной компетентности.

Преодоление состояния кризиса у родителей.

Интеграция родителей путем обсуждения «обычных» родительско-детских проблем воспитания, обучения, поведения. Это дает родителям детей с особыми потребностями возможность почувствовать себя, в первую очередь, родителями, и только во вторую - родителями особого ребенка.

 Методы работы с родителями могут быть разными по форме, но направлены на решение одних и тех же задач. К таким методам относятся:

Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей.

Проигрывание ситуаций. Обучение родителей элементарным психологическим представлениям (небольшой лекционный курс).

Детские игры с родителями.

 Существует методы позволяющая выстраивать отношения с родителями.

Первый - «Давайте познакомимся!». На этом этапе знакомство родителей с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом и раскрывает перед ними возможности совместной работы.

Второй этап - «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.

Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско - педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.

Формы работы могут быть индивидуальными, групповыми и семейными. Мы проводим консультации, консилиумы специалистов; группы общения родителей

Приемами взаимодействия с родителями являются:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.

Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.