Статья на тему «Путь совершенствования педагога дошкольного учреждения»
Всероссийский конкурс на лучшую статью «Основы профессиональной компетентности педагога»
Статья «Путь совершенствования педагога дошкольного учреждения»
(опыт работы)
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Покинут счастьем будет тот, кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко. Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади
Если глубоко вдуматься в слова древнего персидского поэта и мыслителя, то можно соотнести данные фразы к формированию личности современного педагога и поразмыслить о личностном росте педагогов и их профессионализме.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», в процессе реализации ФГОС большое внимание уделяется личности и квалификации педагога образовательного учреждения. На данный момент заниматься образованием и воспитанием детей может только дипломированный специалист, имеющий соответствующую квалификацию и категорию.
С моей точки зрения, на сегодняшний день в образовательной системе должны работать только профессионалы своего дела. Современный педагог является личностью, которая почти ежедневно соприкасается с детскими душами и имеет огромное влияние на их развитие, воспитание. Поэтому, педагог является важным человеком в современном мире, от которого зависит, каким будет наше общество в дальнейшем.
Все это знают и понимают. Встает лишь вопрос: «А, где же их взять, профессионалов своего дела?»
У каждого педагога любой образовательной организации свой путь развития, своя дорога к профессионализму, успеху или неуспеху. Молодой специалист образовательного учреждения, закончив учебное заведение, начинает трудовую жизнь (и не всегда гладко, успешно). Преодолеть все трудности рабочих моментов ему помогает желание качественно осуществлять трудовые функции (с учетом должности и «Профессионального стандарта педагога и современного воспитателя»). Огромную роль играет уровень развития и личная мотивация педагога и, конечно же, опытные коллеги. Если же происходит наоборот, то «сухая ветвь» долго не задерживается в образовательном учреждении.
Я, как практикующий психолог, хочу рассказать об основных аспектах профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение в нашем учреждении построено на позициях личностно-ориентированного и гуманистического подходов к подрастающему поколению.
Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения включает целый арсенал компетенций (профессиональных и личностных качеств, способностей, знаний и умений по решению психолого-педагогических задач в воспитательно-образовательном процессе своей деятельности). Но этого мало, следует «идти в ногу со временем», постоянно заниматься самообразованием, быть позитивным и творческим человеком, с любовью относиться ко всем людям.
Безусловно, компетенции помогают качественно осуществлять функции и поставленные профессиональные задачи. Каждый уважающий себя педагог знает, что такое профессиональные компетентности, но не каждый готов их осваивать. Вот здесь-то и выходят на первый план функции психолога – просвещение и консультирование специалистов дошкольного учреждения.
Роль психолога в дошкольном учреждении имеет немаловажное значение: психологическая помощь всем участникам образовательных отношений по актуальным вопросам, диагностика, коррекция, консультирование и просвещение специалистов.
Главное, создать условия, при которых воспитатель начинает понимать себя и других, обнаруживает ресурсы для своего развития и самостоятельно принимает решение во всех насущных психолого-педагогических вопросах.
Быть психологом – это значит любить свою профессию, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать личности становиться лучше и счастливее. А для того чтобы осуществлять психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений нужны знания (теоретические и практические), опыт и активная позиция (инновационный режим профессиональной деятельности).
В связи с этим, нарастает потребность в участии специалиста-психолога в разнообразных семинарах, курсах повышении квалификации.
Пройденный мною онлайн-семинар «Развитие профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО», оказался отличным подспорьем в работе с кадрами. Участие в онлайн-семинаре «Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания в ДОУ» позволило расширить знания по взаимодействию педагогов с семьей.
Последовательная и системная работа в данном направлении профессиональной деятельности (на протяжении уже многих лет) эффективно решает множество вопросов: как повысить активность педагогов и родителей, мотивировать их на самообразование и расширить спектр психолого-педагогических компетенций, развить творческий потенциал и коллективный интеллект всех участников образовательных отношений.
А начинается процесс деятельности с пресловутого анкетирования педагогов «Выявление способности педагогов к саморазвитию». Цели методик направлены на активизацию самоанализа, развития и мотивацию педагогов дошкольного учреждения. Ознакомиться с данными методиками можно в публикации «Диагностический инструментарий по работе с педагогами» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/01/26/otsenka-realizatsii-potrebnostey-pedagogov-v-razvitii
В процессе анкетирования воспитателей:
оценивается, выявляется реализация потребности и способности каждой личности в развитии;
происходит выявление факторов стимулирующих и препятствующих их развитию;
определяется степень владения навыками самостоятельной работой.
По результатам деятельности составляются рекомендации, осуществляется практическая помощь, заполняются педагогами таблицы по самообразованию, изучаются выявленные затруднения воспитателей и выстраивается план по их устранению.
Вся целенаправленная экспертная деятельность позволяет эффективно установить причинно-следственные связи, конструктивно разрешить все проблемные ситуации и конфликты, повысить уровень психолого-педагогических компетенций не только педагогов, но и помощников воспитателей, укрепить профессионализм и личностный рост молодых специалистов, предупредить эмоциональное выгорание, активизировать «самопомощь».
Актуальным средством в формировании профессиональных компетенций и развития личности педагога, укреплению навыков саморегуляции и самопомощи являются интерактивные формы работы с педагогами дошкольного учреждения (тренинги, флеш-тренинги и мастер-классы, видео-лекции и прочее).
В конце каждого учебного года проводится анкетирование «Партнерское взаимодействие воспитателя с педагогом-психологом» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/anketa_dlya_vospitatelej_dou_partnerskoe_vzaimodej_164027.html, результат которого позволяет проанализировать качество сотрудничества, определить уровень профессионального роста специалистов дошкольного учреждения и в дальнейшем усовершенствовать план совместной работы по освоению компетенциями.
Как показывает практика, процесс просветительской деятельности с участниками образовательных отношений носит системный характер на пути к профессионализму. Внутренний резерв личности педагога безграничен в вопросах самопознания, саморазвития, самообразования и мотивации. Было бы желание!
Следует продолжать расширять спектр использования интерактивных ресурсов в психолого-педагогическом сопровождении педагогов, совершенствовать знания по психосоматическому здоровью личности посредством новых психолого-педагогических технологий, активно использовать интроспекцию в развитии личности каждого специалиста дошкольного учреждения.
Закончить свое выступление мне хочется словами А.С. Макаренко: «…наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Вот почему от личности воспитателя, его профессионализма, знаний, модели общения с окружающими людьми зависит и будущее каждого воспитанника детского сада.
Быть профессионалом своего дела не так-то уж и трудно. Просто нужно иметь активную жизненную позицию, постоянно совершенствовать уровень личностного роста, повышать свои профессиональные компетенции.
Источники
Интернет ресурс:
1. Цитаты.
https://urok.1sept.ru/articles/592850
https://agniyainteralia.blogspot.com/p/blog-page.html
2. Картинки.
3. Диагностический инструментарий по работе с педагогами.
4. Анкета для воспитателей ДОУ «Партнерское взаимодействие воспитателя с педагогом-психологом».
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/anketa_dlya_vospitatelej_dou_partnerskoe_vzaimodej_164027.html
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Галина Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Волкова Надежда Павловна
Кияйкина Наталья Федоровна
Колышкина Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна