12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лавренева Оксана Евгеньевана335
педагог- организатор дополнительного образования, высшая категория, стаж работы 27 лет
Россия, Мурманская обл., г.Оленегорск
2

Сценарий литературно-музыкального вечера «Выстраданная победа»



Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшее внеклассное мероприятие, посвящённое 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне










Сценарий

литературно-музыкального вечера

«Выстраданная победа»




Автор: Лавренева Оксана Евгеньевна,

педагог-организатор

муниципального учреждения

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»









г. Оленегорск

2020 год


Аннотация

Литературно-музыкальный вечер «Выстраданная победа» предназначен для организации внеурочной работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, пробуждения интереса к истории страны на примере родного края. Организуется с привлечением представителей общественных ветеранских организаций. Данная форма поможет сделать мероприятие интересным и запоминающимся. В сценарии учитываются познавательные интересы школьников данной возрастной категории. Он ориентирован на воспитание чувства ответственности и гордости за историческое прошлое и настоящее страны на примере малой родины.

Данная методическая разработка рекомендована учителям, работающим с учащимися среднего и старшего школьного возраста, педагогам-организаторам, классным руководителям.

Цели и задачи:

1. Знакомство с героическим прошлым нашей страны на примере Заполярья.

2. Формирование представлений о воинском и гражданском долге, верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности.

3. Формирование потребности в сохранении исторического и культурного наследия родного края.

4. Повышение информационной культуры учащихся.

5. Воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма.

6. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

7. Развитие выразительной устной речи учащихся, коммуникативных умений и навыков, сценической культуры.

Форма и методы:

Литературно-музыкальный вечер (с использованием видео презентации) (Приложение); словесный, наглядный.

Участники: ведущие - актив детского общественного объединения «Продвижение», ансамбль авторской песни «Реут», солистка танцевального коллектива «Free Dance».

Аудитория: учащиеся ЦВР в возрасте 12-17 лет, представители городских общественных организаций «Дети войны», «Земляки», «Совет ветеранов войны и труда».

Материалы и оборудование: буклеты «На Мурманском направлении»; проектор, презентация «Выстраданная победа», музыкальная аппаратура, тематические фонограммы.

Ожидаемые (полученные результаты):

- информационная насыщенность учащихся знаниями об исторических событиях края в годы Великой Отечественной войны;

- проявление у школьников заинтересованности в изучении истории своей Родины, края;

- получение со стороны учащихся и гостей эмоционального отклика.


Ход мероприятия

ФОНОГРАММА 01

СЛАЙД 1

ВЕДУЩИЙ: Уже много лет нашей Победе! И начала она свой отсчет 9 Мая 1945 года! Для нас это историческая дата. Но, как дерево врастает в землю своими корнями, так и мы, люди, врастаем в историю своею памятью. Ведь история для нас не просто даты, это наша кровная связь со временем.

В 1: И нет такого периода в нашей истории, который не оставил бы следа в душе народа, который не преподнес бы нам Великого Урока Памяти.

В 2: Одним из таких уроков Памяти стала для нас Великая Отечественная война. Мы хотим быть верны этой памяти!

СЛАЙД 2

ВЕДУЩИЙ: Две тысячи семьсот километров... Не так уж и много, правда? Если поездом - двое суток, самолетом около трех часов, а дорогами войны - четыре года.

В 3: Долог был путь к победе. Но наша страна, которая ранее называлась Советский Союз, одержала победу над фашизмом. Русский народ вышел победителем из смертельного поединка, а Германия была наголову разгромлена.

ВЕДУЩИЙ: Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война.

В 3: Советские воины прошагали тысячи километров, чтобы освободить нашу страну и страны Европы от фашистов.

ПЕСНЯ «Эх, дороги…»

СЛАЙД 3

В 1: Нам немногим больше 14 . Мы родились и выросли на мирной земле и хорошо знаем, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома.

В 2: Мы видели, как строят новые дома. Но даже не подозреваем, как легко они разрушаются под градом бомб и снарядов.

В 3: Мы знаем, как обрываются сны, но нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как твой утренний сон.

СЛАЙД 4

ФОНОГРАММА 02

ВЕДУЩИЙ: Я родилась через 26 лет после самой кровопролитной в мире войны. Я войны не знаю. (Все участники композиции повторяют: и я, и я, и я…). Она постепенно уходит в прошлое, но останется в нашей памяти.

В 1:

Прошла война, ушла за поворот,

В чехлах стоят армейские знамена.

И жизнь, и время движутся вперед,

Остались только 27 миллионов.

В 2:

Остались в поле брани навсегда,

Легли живой дорогою Победы!

За нас легли, за то, чтоб никогда

Нам этой боли в жизни не изведать.

В 1:

Но хранить память о той войне мы просто обязаны!

СЛАЙД 5

В 3: Давайте перелистаем назад страницы книги под названием Великая Отечественная. В нашем родном краю, Заполярье, она стала особым испытанием не только боевого мастерства и воинского профессионализма рядовых и командиров, но стойкости и мужества всех жителей - тружеников Мурманской области.

ВЕДУЩИЙ:

Отрывок стихотворения Николая Колычева «У Алеши».

Сколько было их, отважных,

Вставших на фашистов рать!

Им, наверное, было страшно,

Было больно – умирать.

Скалы крася кровью красной,

Здесь, под вражеским огнем,

Ради жизни бились насмерть –

Потому мы и живем…

СЛАЙД 6

В 1: Немецко-фашистские захватчики по плану «Барбаросса» хотели захватить незамерзающий порт, завладеть нашими природными богатствами. Они не взяли в расчет стойкость, мужество и силу духа защитников, этой суровой, неприветливой, но такой родной земли.

В 2: Враг прошел лишь 50 километров. Это единственный участок государственной границы по всей линии фронта, которую враг не пересек.

СЛАЙД 7

ВЕДУЩИЙ: Из-за сложного рельефа и заболоченной местности нельзя было использовать в полном объеме военную технику для наступления, поэтому враг наносил удары с воздуха. Бомбежки продолжались по 16 часов в сутки.

В 3: Фашисты забросили на Кольский полуостров элитные бригады горных егерей, в расчете быстро захватить Мурманск и отпраздновать взятие города 3 июля в гостинице «Арктика». Этим планам не суждено было сбыться.

СЛАЙД 8

ФОНОГРАММА 03

В 1: Чтобы оценить тяжесть войны на Севере, представьте: гранит, сопки, поросшие мхом и карликовыми березками. Пурга, затем мороз, и все покрывается ледяным панцирем, а бойцы, вдавливаясь в скалы, вступают в смертельную схватку с врагом.

В 2: Суровость Кольского края окружает человека, заставляет приспосабливаться и находить выходы и все под непрерывным огнем авиации, пулеметов и минометов.

ВЕДУЩИЙ: Знали люди, что война - это пропасть, это гибель... Но, веря в них и победу над врагом, каждый день сотворяя свой подвиг жизни в тылу, матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, надеялись и писали письма.

СЛАЙД 9

Этот маленький белый листок посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог часто думать в бою обо мне,

Не давая пощады врагу, чтоб в землянке порой находясь,

Знал: любовь я твою берегу, вспоминаю тебя каждый час.

Знаю я: презираешь ты смерть ради нашей с тобою любви,

И мне хочется чуть посмотреть на черты дорогие твои.

Но ведь, милый, грохочет война, рыщет враг по просторам родным,

И любовь наша, наша судьба проверяется в дыме войны...

Не тоскуй же, герой дорогой! Этим самым хочу я сказать:

Далеко ты, но в сердце с тобой вижу я дорогие глаза...

Ветер песню мою унесет, чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждет и любовь, и победу твою!

В 3: В письмах слова простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Солдаты знали, как эти письма ждут дома!..

СЛАЙД 10

Выступление методиста ЦВР, Батиной Н.А.

(Из писем и воспоминаний ее дедушки, Чеченина Мартина Яковлевича, участника военных действий в Заполярье)


ТАНЕЦ «Письмо солдата»

ВЕДУЩИЙ: Письма с фронта. Маленькие рассказы о том времени. Письма, как голоса. Нет уже в живых их авторов, а письма говорят о любви, о доме, о детях. Писавшие не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык - не до того было им тогда. Письма с передовой. Вслушайтесь в их голоса. Никто не мог знать, что они окажутся «похоронками».

ФОНОГРАММА 04

СЛАЙД 11

«…Какое счастье, родная…вы все живы и здоровы! Правда, живется тебе нелегко. С болью в сердце представляю себе похудевшую, бесконечно родную мордочку Вовика, тебя - усталую, грустную.

Родная! Любимая моя! Верю, ты человек сильный, большой воли. Напряги ее, всю без остатка, как напрягает волю боец на передовой, идя в атаку. Как хотелось бы, хотя б на минуточку увидеть всех вас, крепко-крепко обнять тебя, Вовика, маму, папу…»

Твой Сержик, 25.12.41

Сергей Константинович Хрянин скончался в госпитале 14 апреля 1942.

В 1: «…Привет мама, папа, Антошка! Пишу письмо в поезде. Едем уже трое суток… Нас 3 батальона…

За меня можете не волноваться: жив, здоров, не болею и вам того же желаю. Зря не беспокойтесь за меня, ничего со мной не случится…»

Ваш Вова, 18 декабря 1944 года

Владимир Чебыкин 19 января 1945 года смертельно ранен во время боя.

В 2: «Моя дорогая жена Аня тоже попала в руки фашистов в сентябре 1941 года… Я буду мстить и уничтожать фашистскую сволочь до единого. За кровь моего брата, за мою любимую жену, за весь наш трудовой народ, который временно находится в оккупации у фашистских мерзавцев. Скоро придет день, когда наш могучий трудовой народ освободится от фашистского ига и почтит память погибших бойцов за свою любимую, дорогую родину…»

Ваш Александр, 12 мая 1942 года

Александр Петров, подводник, погиб в сентябре 1942 года


ПЕСНЯ «Последнее письмо»

В 3: Письма были необходимы солдату, они помогали ему в трудную минуту, согревали теплом любящего сердца. Помогали забыть хоть ненадолго обо всех ужасах войны, заряжали новыми силами и мечтами. Ведь возможно через минуту снова в бой…

СЛАЙД 12

ВЕДУЩИЙ:

Однообразных сопок склоны.

Болота. Ветер. Скудный мох.

Три года трудной обороны!

Другой бы выдержать не смог.

А ты стоял. Ты все невзгоды

Ночей полярных испытал,

Но на безумства непогоды

И на удел свой не роптал.

Ты в камни врос, и враг твой тоже

Зарылся в камень от свинца;

И – бездорожье, бездорожье,

И валуны, им нет конца.

В 1: Побеждать приходилось не только врага, но, напомню, и стихию, шторм, снежные заряды, тридцатиградусные морозы, туманы и бездорожье.

СЛАЙД 13

В 2: Очень помогали нашим воинам оленетранспортные подразделения. Из частей и соединений в них отбирали людей, знакомых с оленеводством. Выгоды оленей упряжки были неоспоримы: на санях легко по бездорожью можно было добраться к месту боевых действий.

СЛАЙД 14

В 3: В начале войны противник на Севере имел превосходство в войсках и авиации. Военно-воздушные силы Северного флота были невелики - всего 116 самолетов, в основном устаревших типов. И мы фактически могли использовать только три аэродрома. Запасные аэродромы и посадочные площадки лишь строились. Ударной авиации, по существу, не было.

СЛАЙД 15

ВЕДУЩИЙ: Северный флот также имел к началу войны сравнительно немного кораблей. Эскадренных миноносцев было всего восемь, а подводных лодок - пятнадцать. Не хватало и хорошо оборудованных баз. Для стоянки кораблей приходилось использовать гавани Мурманска и бухты Кольского и Мотовского заливов. Увеличивать число кораблей пришлось за счет гражданских судов. Их срочно переоборудовали в сторожевые корабли и катера, минные заградители, катера-тральщики, плавучие базы. Конечно, многие из них не отвечали требованиям, предъявляемым к военным кораблям, но в военных сражениях они ничем им не уступали.


ПЕСНЯ «Прощайте скалистые горы…»


ВЕДУЩИЙ: В северном море или побеждают, или погибают. Незамерзающее Баренцево море - море холодное. Море лютое, беспощадное к людям и к кораблям. Температура воды в нем редко превышает 10-12 градусов. В морозную погоду в Кольском заливе сильно парит, и видимость снижается до предела. Один вид парящей воды в сильный мороз вызывает мурашки на теле, если вы даже тепло одеты. Человек, неожиданно оказавшийся в воде, гибнет, не продержавшись в ней и десяти минут. И в этих условиях нашим морякам приходилось воевать! Сколько же жизней море поглотило?

В 1: За годы войны мужество и стойкость стали национальными чертами советских людей. И в условиях сурового Заполярья эти качества проявлялись наиболее ярко.

СЛАЙД 16

ВЕДУЩИЙ: Случаи героизма были типичными для защитников Заполярья.

В 2: При отходе советских войск необходимо прикрыть этот маневр. На сопке остаются несколько солдат и сражаются до конца: повезет – останешься жив, не повезет – погибнешь. Многие солдаты повторили подвиг Александра Матросова, закрыв амбразуру вражеского дота своим телом.

В 3: У летчиков героизм тоже проявлялся по-разному. Одни бесстрашно шли на таран вражеских самолетов, другие - направляли поврежденную машину на скопление вражеской техники или на колонну немцев.

ФОНОГРАММА 05

ВЕДУЩИЙ: Многие наши земляки встретили смерть на полях сражений, в небе, на воде и под водой.

СЛАЙД 17

Бабиков Михаил Васильевич, ефрейтор - пограничник, погиб в 1942 г., ему было 24 года.

Гаджиев Магомет Имадутдинович, командир дивизиона подводных лодок, погиб в 1942 году, ему было 35 лет.

Подстаницкий Александр Витальевич, стрелок-радист, поэт, журналист, погиб в 1942 году, ему был 21 год.

Бочков Иван Степанович, летчик-истребитель, погиб в 1943 году, ему было 28 лет.

Хлобыстов Александр Степанович, летчик-истребитель, погиб в воздушном бою 13 декабря 1943 год, ему было 25 лет.

Саша Ковалев, юнга Краснознаменного Северного флота, совершил подвиг в мае 1944, закрыл своим телом пробоину в обшивке корабля, погиб, ему было 15 лет.

В 1: Около ста пятидесяти участников боев стали Героями Советского Союза. Трое – летчик Сафонов, катерник Шабалин и разведчик Леонов – удостоены этого звания дважды.

В 2: Сегодня их имена остались в названиях улиц, памятниках, обелисках. Улицы города Мурманска носят название героев войны. (Гаджиева, Капитана Тарана, Капитана Копытова, Бабикова, Хлобыстова, Подстаницкого, Халатина).

СЛАЙД 18

В 3: Памятники героям Великой Отечественной войны, установленные в Мурманске: 6-й героической комсомольской батарее, Анатолию Бредову, Полярной дивизии, мемориал Защитникам Советского Заполярья.

ВЕДУЩИЙ: А какой памятник установлен в нашем родном городе Оленегорске? (Ответы детей) Памятник неизвестному солдату.


Стоят монументы. Стихами и в прозе

Взывают к потомкам святые слова.

Но память живет не в граните и бронзе,

А в людях – без нас эта память мертва.

СЛАЙД 19

В 2: Но не только на фронте приближали Великую Победу, но и в тылу…

В 1:

И все же мы вправе думать и верить,

Что здесь, в Заполярье, как там на войне,

Готовя погибель фашистскому зверю,

Мы все, что могли, отдавали стране…

И знали мы: пусть не теперь, а когда-то,

Когда отшумит боевая гроза,

Мы, вспомнив военную быль комбинатов,

При слове «в тылу», не опустим глаза…


ВЕДУЩИЙ: Мы вновь и вновь воздаем дань глубокого уважения и признательности всем, кто воевал и защищал Кольский Север, кто работал на прифронтовых предприятиях, ловил и перерабатывал рыбу, ремонтировал корабли. Ни при каких обстоятельствах русские люди не пали духом.

Воспоминаниями делятся представители

городских общественных организаций «Дети войны», «Совет ветеранов войны и труда»

СЛАЙД 20

В 3: Ратный подвиг защитников Кольской земли – и фронтовиков, и тружеников тыла – увековечен медалью «За оборону Советского Заполярья».


ПЕСНЯ «Отгремели бои…»

ФОНОГРАММА 06

ВЕДУЩИЙ: Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Говорят, что война на земле появляется тогда, когда вырастает поколение тех, кто о войне ничего не помнит и не знает. Наш долг – оставить будущим поколениям не выдуманную, а правдивую историю, со всеми её страшными страницами, удобными и неудобными. Тем более что живых свидетелей Великой Победы осталось так мало, а желающих цинично «переписать и переиначить» нашу недавнюю историю становится всё больше.

Герой не гибнет, умирая,

Вторая жизнь ему дана –

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

Горечью и болью наполняются наши сердца. Нам не вернуть погибших, не повернуть время вспять, нам остаётся одно – хранить память.

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига русского солдата.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ ФОНОГРАММА 07

В 1: Забыть прошлое - значит, предать память о людях, погибших за счастье Родины.

В 2: Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя.

В 3: Если за каждого погибшего во Второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

ФОНОГРАММА 08

ВЕДУЩИЙ:

Слышны нам до сих пор звоны капели

Победной той и ранней той весны.

Как хорошо, что вновь скворцы запели,

Как хорошо на свете без войны.

Как хорошо проснуться до рассвета,

Как хорошо, что ночью снятся сны.

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.


Вместе: «Никто не забыт, ничто не забыто…».

Пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и нашей с вами жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу Великую Родину.


Список Интернет-ресурсов


  1. Википедия [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Дата обращения: 10.03.2019).
  2. Государственный архив Мурманской области [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.murmanarchiv.ru/index.php/ (Дата обращения: 13.03.2019).
  3. Инфоурок [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://infourok.ru/ (Дата обращения: 23.03.2019).
  4. ЛитЛайф [Электронный ресурс] //Режим доступа:   https://litlife.club/ (Дата обращения: 26.03.2019).
  5. Мурманский морской торговый порт. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.portmurmansk.ru/ru/ (Дата обращения: 03.04.2019).
  6. wwwFLOT.com [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://flot.com/history/events/kolsky.htm (Дата обращения: 04.04.2019)
  7. Роза ветров. Север [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://murmansk-nordika.blogspot.com/ (Дата обращения: 16.04.2019).
  8. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/05/08/literaturno.doc (Дата обращения: 16.04.2019).
  9. x-minus.me [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://x-minus.me/ (Дата обращения: 30.04.2019).

​​​​​​​

Дата проведения:  9 мая 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Кузнецова Оксана Владимировна, 29.03.20 в 10:09 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Рождённая в Мурманске в семье подводника, просто не могла не прочитать Вашу публикацию! Содержательность, точность, логичность при составлении материала, конечно, заслуживает похвалы!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.