Сценарий мероприятия по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Цветик - семицветик»
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЛУЧШУЮ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ ПО МОТИВАМ СКАЗОК
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК»
Автор: Куркина Елена Евгеньевна, педагог-психолог МДОУ "Детский сад № 36", г. Ярославль, высшая категория
Цель: формирование навыков безопасного поведение при пожаре.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.
2. Учить адекватным действиям в ситуации пожара.
3. Обобщить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров.
4. Запомнить номер телефона пожарной части.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию у детей потребности в заботе о своей безопасности и безопасности окружающих.
2. Развивать чувство товарищества.
Развивающие:
1. Развивать быстроту реакций, внимание.
2. Развивать навыки саморегуляции своего поведения.
3. Развивать умение оценивать ситуацию и находить решение в соответствии с правилами пожарной безопасности.
4. Формировать уверенное поведение у детей в экстремальных ситуациях.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о причинах пожара и правилах поведения при пожаре;
- рассматривание сюжетных картинок на тему: «Причины пожара»;
- рассматривание картинок о профессии пожарного;
- дидактические игры «Огнеопасные предметы».
Оборудование:
Проектор, ноутбук, видеофрагмент, дидактическая игра «Огонь друг или враг», телефон, повязка на глаза.
Декорации: скамейка, рисунки с изображением огня, цветик-семицветик.
Костюмы: детский костюм пожарного, платье для девочки Жени, платье, платок, очки для бабушки.
Музыкальное сопровождение: ритмичная музыка.
Актуальность мероприятия
В дошкольном возрасте неумение прогнозировать последствия своего поведения, любознательность, подвижность, эмоциональность, непонимание подстеригающих ребенка опасностей, часто приводит к печальным последствиям. Трагические случаи пожаров убеждают в необходимости осуществления работы с детьми по формированию у них безопасного поведения при пожаре. Содействовать формированию культуры безопасного поведения при пожаре целесообразно именно в дошкольном возрасте.
К сожалению, большинство детей не знают, что им нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть. А если и знают, то в стрессовой ситуации могут забыть правила, по которым надо действовать.
Ребенок может спрятаться под кровать, в шкаф, не пытается убежать тогда, когда это можно сделать. Может просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели. Такое поведение связано с тем, что дошкольники в силу своего возраста не способны осознать степень опасности, которой они подвергаются.
Задачи формирования культуры безопасного поведения при пожаре оптимально помогает решать игра, так как это ведущий вид деятельности у дошкольников. Дети всегда запоминают информацию в виде игре легче и быстрее, поэтому нужно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, обыгрывая эти ситуации. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Правильное поведение в экстремальных ситуациях является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Поэтому важно не просто рассказать детям о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Важно так же психологически подготовить ребенка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.
Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик» позволит детям не только закрепить правила поведения при пожаре, но и психологически подготовить их к данной ситуации за счет ее проигрывания.
Приняв участие в игре, дети открывают в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления. Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг к другу в выполнении заданий.
Данное мероприятие направлено на отработку навыков поведения при пожаре.
Ход мероприятия:
Дети заходят в музыкальный зал. Занимают места в зале. В зале декорации: скамейка, деревья.
Ведущий:
- Ребята, сегодня я приглашаю вас посмотреть сказку «Цветик-семицветик».
Звучит веселая музыка.
Ведущий:
- Жила девочка Женя. Как обычно утром она оделась, позавтракала и в отличном настроении пошла в школу.
В музыкальный зал под бодрую веселую музыку в припрыжку заходит девочка. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает.
Ведущий:
- Вдруг Женя остановилась и на глазах появились слезы. Она вспомнила, что сегодня в школе учитель будет спрашивать всех про правила пожарной безопасности. А она совсем не готова. И так ей стало грустно, что она села на лавочку и плачет.
Вдруг откуда ни возьмись – старушка.
Старушка:
- Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя:
- Я не подготовила уроки и получу двойку. Я ничего не знаю о том, как вести себя во время пожара!
Старушка:
- Ничего, не плачь, я тебе помогу. Есть у меня один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
Ведущий:
- С этими словами старушка подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
Старушка:
- Этот цветик не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
Женя:
- Спасибо! А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!
Старушка уходит. Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Хочу все знать про правила поведения на пожаре!
Ведущий:
- Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась в детском саду!
Меняются декорации: скамейку убрать.
Женя:
- Это вправду удивительный цветок! Здравствуйте! Меня зовут Женя. Ой, а где это я оказалась?
Ведущий:
- Женя, ты в 185 детском саду. Как ты здесь оказалась?
Женя:
- Я загадала, чтобы все знать про правила поведения на пожаре! А почему я здесь оказалась?
Ведущий:
- Потому что наши ребята много знают про правила поведения на пожаре и про обращение с огнем. Правда ребята?
Дети:
- Да!
Ведущий:
- Женя, поиграй с нами и ты увидишь.
Игра «Топаем, хлопаем»
Ведущий:
Кто из вас заметив дым
Набирает «01»? (хлопают)
Кто свечей не зажигает
И другим не разрешает? (хлопают)
Дым увидев, не зевает
И пожарных вызывает. (хлопают)
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил утюг? (топают)
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом,
Там играет он с костром. ( топают )
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает. (хлопают)
Таня с Ниною играют,
На печи газ зажигают. (топают)
Клим увидел: дом горит.
Мальчик «01» звонит. (хлопают)
Женя:
- Да, ребята, молодцы. Вижу, что знаете вы много. Теперь и я запомнила, как нужно поступать, а как нет. Теперь я все знаю про пожарную безопасность и если окажусь на пожаре, то всех спасу.
Женя быстро сорвала лепесток и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Хочу побывать на настоящем пожаре.
Ведущий:
- Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, земля закружилась под ногами, как волчок. Женя оказалась в доме, где кругом был огонь.
В это время девочка Женя уходит, на экране воспроизводится видеофрагмент: комната, где нарисован огонь и испуганная Женя кричит и плачет: «Ай, мамочки, как страшно!». Женя берет цветик-семицветик, вырывает зеленый лепесток, кидает его и громко кричит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтоб я сейчас же очутилась с ребятами в детском саду! И в тот же миг она очутилась в саду.
Ведущий:
- Ребята, Жене очень страшно. Давайте ее успокоим. Как это можно сделать? (ответы детей)
Игра «Покажите страх»
Ведущий:
- Ребята, Жене было очень страшно, кругом был огонь. Покажите, как ей было стало страшно:
сжались в комочек, застыли;
брови подняли вверх;
глаза широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелиться;
рот приоткрыли;
голову втянули в плечи;
руками вцепились в стул, будто боимся упасть;
задрожали, зубами застучали;
слова сказать не можем. Бррр! Как страшно.
- Давайте, чтобы не было страшно, мы все обнимемся.
Ведущий:
- Женя, зачем ты полезла в пожар?
Женя:
- Я подумала, что уже все знаю. Но там так страшно, что я даже растерялась и не знала, что надо делать.
Ведущий:
- Ребята, скажите, что надо делать самое первое, если случился пожар?
Дети:
- Самое первое - позвонить по телефону.
Ведущий:
- Назовите мне номер телефона пожарной охраны.
Дети:
- «01».
Ведущий:
- Что нужно сказать по телефону пожарным?
Дети:
- Адрес, что случилось.
Подвижная игра «Сообщи о пожаре»
Если вдруг произошла с тобой беда,
Если в доме появился сильный дым,
Не теряйся и не бойся никогда
Набери по телефону 01.
Сейчас вы покажите, как будете себя вести, если вдруг у вас случился пожар.
Выходят двое детей: один подбегает, берет трубку, набирает номер, другой ребенок берет трубку и они разговаривают. Ребенок сообщает нужную информацию. (Как зовут, что случилось, адрес.)
Женя:
- Теперь я точно все поняла. Буду знать, как нужно поступить. И с такими ребятами рядом ничего не страшно. Даже если бы сейчас начался пожар, я бы ничего не испугалась. И вдруг Женя оторвала лепесток и произнесла:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Хочу, чтобы все ребята увидели, какая я все так смелая и не боюсь огня.
Поставить декорации огня.
Ведущий:
- Ребята, смотрите огонь! При пожаре в помещении опасен не только огонь, но и дым. Чем опасен дым? Для того, чтобы в дыму было легче дышать, нужно взять любую ткань, тряпочку, смочить её и приложить к носу и рту.
Игра «Дым»
Представим: в комнате огонь, вы испугались. Прячьтесь все от огня, залазьте под стулья. Спрятались? Огонь все сильнее, дыма всё больше, пожарные уже едут, а от дыма уже ничего не видно, и в комнату заходит пожарный, чтобы посмотреть есть ли кто (заходит ребенок ) Пожарный ходит по комнате - никого нет, он никого не нашел, вы же спрятались, он уходит ,а что случится с детками?
Дети, помните! Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении, не забивайтесь в углы, шкафы; зовите на помощь.
Вам нужно спрятаться, а потом кричать, чтобы вас обязательно нашел пожарный. Один ребенок переодевается в пожарного, ему завязывают глаза. Дети должны кричать «Я здесь!», стараясь, чтобы его нашли.
Чтоб не допустить беды,
Правила запомни ты:
Не прячьтесь при пожаре, опасен очень дым,
Из дома выбирайтесь, звоните 01.
Игра «Уходим от огня»
Когда увидишь огонь, надо постараться выбраться из здания.
Декорации огня устанавливаются в разных частях зала. Детям надо построиться подальше от огня и добраться до определенной метки.
Ведущий:
- Все выбрались из дома. Молодцы, все ушли от огня.
Ведущий:
- Женя, хорошо, что наши ребята такие смелые, ловкие, быстрые и смогли уйти от огня. Но нельзя играть с огнем он может быть очень опасным.
Женя:
- Извините, меня!
Ведущий:
- Какую пользу приносит огонь?
Дети:
- За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.
Ведущий:
- А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?
Дети:
- От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.
Ведущий:
- От чего бывают пожары?
Дети:
- Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит.
Дидактическая игра «Огонь друг или враг»
Ведущий:
- Посмотрите, на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола мы положим карточки, где огонь друг, а на другую сторону – где огонь враг.
Дети раскладывают карточки, следует обговорить иллюстрации (Приложение 1).
Женя:
- Я все поняла, огонь может быть и полезным и опасным. Ребята, вы мне очень помогли. Теперь я точно буду знать, как вести себя при пожаре. И не получу сегодня двойку. Вы очень смелые. А сейчас я хочу, чтобы вы все превратились в хвастунишек и рассказали, с чем лучше всего вы сегодня справились.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Хочу, чтобы ребята превратились в хвастунишек.
Игра «Хвастунишки».
Каждый ребенок хвалит себя за то, что у него получилось лучше всего. Это нужно для придания детям уверенности в себе, своих действиях при пожаре.
Женя:
- Ребята, я хочу поблагодарить вас за помощь.
Женя оторвала лепесток и произнесла:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Хочу, чтобы здесь для ребят появились вкусные подарки.
Принести коробку с подарками для ребят (это могут быть съедобные подарки или игры в группу на противопожарную тематику).
Женя:
- А мне пора возвращаться. До свидания!
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Хочу, вернуться домой.
Девочка Женя уходит.
Список информационных источников:
1. Катаев В.П. Цветик-семицветик. Издательство «Яблоко». – 2017 г.
3. https://ppt-online.org/705998
Приложение 1
Примеры картинок для игры «Огонь друг или враг»