12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Владыкина Елена Николаевна1105
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «Начальные классы»

Цель урока: сформировать у учащихся представления о фразеологизмах.

Образовательные задачи:

  • Познакомить школьников с фразеологизмами;
  • Показать особенности функционирования в речи фразеологических оборотов;
  • Научиться находить их в тексте и объяснять их значение;

Развивающие задачи:

  • Развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи;
  • Развивать речь учащихся, чтобы она была эмоциональной, логичной, лаконичной;
  • Способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать внимательное отношение к слову и интерес к изучению русского языка;
  • Создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре;
  • Воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей;

Формируемые УУД:

  • Познавательные: выполнение универсального логического действия: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов; классификация объектов; извлечение информации из текста; представление информации в форме схемы-модели;
  • Регулятивные: определение темы и цели урока, выдвижения версий решения проблемы, через работу по предложенному плану, через самооценку;
  • Коммуникативные: оформление своей мысли в устной и письменной речи, аргументированное отстаивание своей точки зрения, организацию учебного взаимодействия в паре и группе, уважительное отношение к позиции одноклассников.

8. Оборудование: карточки для выполнения заданий;  лист для рефлексии; презентация к уроку; экран; проектор.

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач урока.

- Начинаем наш урок. Я хочу, чтобы он был не только деловым, но и сохранил наше хорошее настроение. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте, вас ждёт успех!

- Может быть, моё приветствие вас удивило? Чем? Все ли вам понятно в моем пожелании? Какие необычные слова вы услышали? А как вы их поняли? /Встретились особые обороты, устойчивые выражения, слова с переносным значением. Обобщить ответы учащихся./ Значит, как мы будем работать? /Учащиеся объясняют значение фразеологизмов./

- Сегодня мы продолжаем открывать тайны родного языка, и будем говорить о таких выражениях в нашей речи. А кто знает, как называются эти необычные обороты? /…/  Такие словосочетания называются фразеологизмами. Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос. Какова тема нашего урока? Какие задачи мы с вами можем решить на уроке? (на доске – слова-подсказки: узнать, выяснить, находить, уметь, научиться). /Учащиеся формулируют задачи/

  1. Ознакомление с новым материалом.

- Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились такие устойчивые сочетания. Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой-то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы. В русском языке существуют  слова, например: за, пояс, заткнуть. Они  могут употребляться в составе  свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс. Но только выражение заткнуть за пояс является фразеологизмом со значением: превзойти кого-либо в чём-либо.

- Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать.

- А сейчас вы сами попробуйте собрать фразеологизмы (работа в парах):  на носу, совать, нос, повесить, водить, с носом, за нос, нос, оставить, задирать, зарубить, нос. После проверки и обсуждения вместе с детьми формулируется вывод 1.

Вывод 1: Фразеологизм – это устойчивое, неделимое сочетание слов:

- всегда одни и те же слова;

- нельзя заменить одно слово другим;

- порядок слов нельзя менять.

  1. Словарная работа.

- Вам нужно услышать во фразеологизме словарное слово, записать его, обозначив орфограммы: как об стенку горох, ветер в голове, дать берёзовой каши, стреляный воробей, считать ворон, медведь на ухо наступил, сапоги каши просят, как кошка с собакой, трещит как сорока, яблоку негде упасть, как корова языком слизала.

 Ученики работают в тетрадях с взаимопроверкой по критериям-линейкам: правильность выбора (В), написание (П), орфограммы (О).

- Какие фразеологизмы вы можете объяснить? Если вы не знаете значение фразеологизма, обратитесь к словарям. Как же будет называться словарь, в котором мы можем узнать значение фразеологизма? /Фразеологический словарь/ Учитель показывает разные фразеологические словари.

  1. Работа по теме урока.

- Продолжим наши наблюдения. Почему такие объявления «Вставляю палки в колеса», «Куплю хорошо подвешенный язык», «Обучаю игре на нервах» вызовут улыбку? /…/

Ученики подбирают к фразеологизмам их значения (устная фронтальная работа): не бросать слов на ветер, заячья душа,  мухи не обидит, ветер в голове, вылетело из головы,  повесил нос, задирать нос – легкомысленный, зазнаваться, приуныл, добрый, не говорить впустую, трусливый, забыл). В итоге совместно формулируется вывод 2.

Вывод 2: Фразеологизмы

- употребляются в переносном значении.

- можно заменить одним словом – синонимом.

- Сравните предложения (Девочка плакала. - Девочка ревела как белуга. Ребёнок  испуган. - Ребёнок  как осиновый лист дрожал. Дедушка дремал. - Дедушка клевал носом.). Сделайте вывод о роли фразеологизмов в русском языке и литературной речи. Продолжите фразу “Фразеологизмы делают нашу речь…”

Вывод 3: Фразеологизмы – это украшение речи. Они делают её образной, выразительной, эмоциональной и яркой.

  1. Физкультминутка. Покажите часть тела, о которой идёт речь во фразеологизме.
  1. Её можно потерять (голову) – НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ВЛЕВО И ВПРАВО
  2. Их нужно держать на макушке (уши) – МАССАЖ  УШЕК
  3. Ими машут, как мельница (руки) – КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУКАМИ
  4. Их нельзя класть в рот (пальцы) – ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ
  5. С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги) - ПРИСЕДАНИЕ

- Ну что же, пора снова браться за работу. На ваших карточках 9 фразеологизмов с разными значениями:  бить баклуши, в поте лица, водить за нос, втирать очки, гонять лодыря, засучив рукава, не покладая рук, обвести вокруг пальца, сидеть, сложа руки.

Учащиеся выписывают фразеологизмы: 1-ый ряд со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «работать старательно».

- Что объединяет фразеологизмы, попавшие в один столбик? Как их можно назвать /Синонимы/? А как можно назвать фразеологизмы 1 и 3 столбиков /Антонимы/?

Вывод 4: Существуют фразеологизмы-синонимы и  фразеологизмы-антонимы.

6. Индивидуальная работа по карточкам.

- Предлагаю проверить свои знания по новой теме, выполнив самостоятельно задания.

1. Найдите и подчеркните одинаковым цветом фразеологизм и его значение.

а) устать
б) перекусить 
в) мешать 
г) победить, превзойти

1) заткнуть за пояс
2) заморить червячка
3) волочить ноги
4) вставлять палки в колёса


2. Выделите «лишний» фразеологизм в каждой строчке (тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов). Запишите букву «лишнего» по порядку, прочитайте получившееся слово /БРАВО/.

1. а) как сельдей в бочке   б) кот наплакал   г) повернуться негде   д) яблоку негде упасть

2. р) никуда не годится   л) все как на подбор   н) один к одному   м) молодец к молодцу

3. п) на краю света   с) за тридевять земель   т) не ближний свет   а) рукой подать

4. е) на всех парусах   ж) в мгновение ока   в) черепашьим шагом   з) во весь дух

5. о) сложа руки   к) засучив рукава   ф) не покладая рук   ц) работать рука об руку

7. Итог урока.

- Итак, наш урок подошёл к концу. Проанализируем его. Какие задачи мы поставили в начале урока? Удалось ли нам их решить? /Мы узнали, что такое фразеологизмы, выяснили, для чего они используются в языке, умеем находить их в высказываниях, текстах, объяснять их значение, учились правильно употреблять их в речи./

- Подводя итог нашей работе, хочу сказать, что вы сегодня смотрели в оба, мотали на ус и поэтому все задания выполнили хорошо. Надеюсь, что вы всегда будете держать слово, болеть душой за дело, подходить к людям с открытой душой!

8. Домашнее задание (1 или 2 – на выбор, на выполнение 3 задания даётся неделя).

  1. Выписать   5 фразеологизмов из басен И.А. Крылова. Уметь объяснить их значение.
  2. Придумайте увлекательный рассказ о событии, которое могло с вами произойти, выбрав нужные из фразеологизмов: голова идёт кругом; дух захватывает; мороз по коже; валиться с ног; ждать у моря погоды; гора с плеч; на седьмом небе; ни жив, ни мёртв; не показать вида; опустить руки; принять близко к сердцу; сгореть от стыда; сквозь землю провалиться; язык проглотил.
  3. Примите участие в создании «Классного фразеологического словаря», оформив одну страницу (формат А4). Содержание: 1 фразеологизм, его значение и происхождение, рисунок к нему, примеры высказываний или текста с этим фразеологизмом, интересное задание с ним (ребус, анаграмма, шифровка, стихотворение, частушка).

9. Рефлексия «Всяк молодец на свой образец».

Оцените свою работу:

1. Встаньте, если вы на уроке не хлопали ушами.

2. Сядьте, если вы на уроке били баклуши.

3. Поднимите руки вверх, если вы не гоняли лодыря.

4. Опустите руки, если вы работали в поте лица.

5. Повернитесь направо, если вы работали через пень колоду.

6. Похлопайте в ладоши, если у вас сегодня всё горело в руках.

«Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок: 1. интересно     2. скучно     3. безразлично

Я на уроке: 1. работал     2. отдыхал     3. помогал другим

Итог: 1. понял материал     2. узнал больше, чем знал     3. не понял

Список литературы:

  1. Волина В.В. Фразеологический словарь. Серия: Хочу все знать. – Дидактика Плюс, 2000.
  2. Волков С.В. Детский фразеологический словарь в картинках. – М.: АСТ Астрель, 2010.
  3. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь. М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  4. Усачёв А.А. Великий могучий русский язык. Крылатые слова в стихах и картинках. – М.: Дрофа-Плюс, 2011.
  5. http:// festival.1september.ru
  6. http:// razumniki.ru/frazeologizmy

http:// zanimatika.narod.ru/Book_Kril_frazi
Презентация к уроку
PPT / 4.79 Мб


Сценарий урока
DOC / 82 Кб

Опубликовано в группе «Начальные классы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.