12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ГОЛОВАЧ ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА50

Урок 74. Двойная роль букв е, ё, ю, я


Класс: 5.

Предмет: русский язык.

Учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и д.р. – М.: Просвещение, 2013.

Название раздела: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Цели урока: 1) знать, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать 1 и 2 звука; уметь называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; 2) развивать умение обозначать звуки на письме транскрипцией, познавательный интерес к русскому языку; 3) воспитывать любовь к природе, к русскому слову и речевой культуре.

Технологии: системно-деятельностный подход, проблемное обучение, игровая, (ИКТ) информационно-коммуникативная технология, элементы здоровьесберегающей технологии.

Время реализации: 40 мин

Тип урока: урок объяснения и усвоения нового материала

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Формы деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран для проекции слайдов.

Оборудование (подручное): карточки, толковые и орфоэпические словари, доска, мел, учебники.

Наглядно-дидактические материалы: презентация отдельным файлом в приложении, карточки-задания дифференцированного характера после плана урока в приложении на 8, 9 страницах.

Методическая литература: Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Г.А. Богданова.- М.: Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы: 1) http://alexey-savrasov.ru/kartina/18.php ;

2) http://1001kartina.su/2011/12/14/zimnyaya-doroga-alekseya-savrasova/

3) http://www.kidly.ru/besedy-o-iskusstve/k-f-yuon-konec-zimy-polden.html

4) http://www.zavuch.info/methodlib/401/

Ход урока.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.(Слайд 1 с темой урока и целями.) Сегодня на уроке мы выясним, какие две роли выполняют буквы «е», «ё», «ю», «я», научимся различать буквы и звуки, называть звуки, обозначаемые буквами «е», «ё», «ю», «я»


II. Актуализация прежних знаний.

- На доске и на слайде (на 2 слайде по щелчку появляется предложение на фоне репродукции картины А. Саврасова «Зимняя дорога») записано предложение с пропущенными буквами… Ребята, кто скажет, какие буквы мы должны вставить в слова и почему? … (Орфографическая работа) … прочитай нам, (имя ученика), пожалуйста, предложение… Это первая строчка из стихотворения известного русского поэта 19 века. Кто назовёт этого поэта?.. (А.С. Пушкин.) Название стихотворения? (Зимний вечер.) (На 2 слайде по щелчку появляются название стихотворения и его автор.) ъ

Теперь задания к данному предложению.

Работа (индивидуальная) у доски и за партами по карточкам проводится одновременно. После объяснения индивидуальных заданий проводится лексическая работа (фронтальная).

Затем проверка индивидуальных работ (по мере выполнения) с комментариями сильных учеников и оценкой.

Работа (индивидуальная) у доски.

А) Подчеркнуть грамматическую основу предложения, уже записанного на доске с пропущенными буквами, и надписать над словами части речи, которыми они являются. (1 ученик –«сильный»- из 1 группы)

Буря мглою н..бо кро..т, вихр.. сне..ные крутядеепр… (Деепричастный оборот заранее отмечен, деепричастие обозначено и указано об изучении этой части речи в 7 классе).

Б) Выписать из данного предложения указанные виды словосочетания. (2 ученика –«хорошисты»- из 2 группы)

(сущ. + глаг.) – глагольное словосочетание. Ответ: Небо кроет (сущ. + глаг.) – глагольное с/с.

(сущ. + прилаг.) – именное словосочетание. Ответ: Вихри снежные (сущ. + прилаг.) – именное с/с.

В) Выполнить разбор слова по составу - разбор № 2. (1 ученик -«слабый»- 3 группа)

Снежные

Работа (индивидуальная) за партами по карточкам.

Г) Выполняют задания по карточкам 2 ученика (за партой).

Карточка № 1. (1 ученик из 2 группы.)

Вставьте пропущенные буквы и графически объясните орфограммы.

В..сёлые п..мощники, приш..л п..раньше, про..ба посп..шить, чудес(?)ная мес(?)ность.

Весёлые помощники, пришёл пораньше, просьба поспешить, чудесная местность.


Карточка № 2. (1 ученик из 3 группы.)

Разделить слова на 2 группы, направляя их стрелочками: 1) ь – обозначает мягкость согласного,

2) ь – является разделительным знаком.

ель, вьюга, воробьи, листья, пеньки, просьба, серьёзная.

Проверка задания с помощью слайда 3.

- Ребята, четыре слова из этой карточки нам понадобятся для последующей работы по теме урока и мы их увидим на следующем слайде.

Д) Лексическая работа (фронтальная). Работа с толковым словарём (словарь заранее дан ученику, страница заложена, слово помечено). Слово Мгла. ( Слайд 4)

- Ребята, поднимите руки те, кто знает значение слова «мгла» из нашего предложения?.. А теперь сверимся со словарём…


Проверка индивидуальных работ (по мере выполнения) с комментариями сильных учеников и оценкой.


III. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы (создание проблемной ситуации).

- Гласных звуков – 6. Букв – 10. Посмотрим на слайд! (На слайде 5 даны гласные буквы и звуки.) Наша цель – выяснить, куда делись 4 гласные буквы. Куда они спрятались? «Хитрые» буквы…

Исследовательская работа.

- Представьте такую ситуацию: Вы укололись о хвою ели и вскрикнули: … «Ель!» Нам отчётливо будет слышится в начале слова [й’э] ль. (На 5 слайде появляется слово «ель», затем последующие слова) Вскрикнем: «Ёж!» … Скажем: «Яма!» … «Юла» …

- В слове «кроет» нашего предложения есть буква «е». Как звучит это слово? (1 ученик произносит слово по звукам, потом на сладе 4 появляются слова из разобранного предложения.)


Ель - [й’э] ль, кро[й’э]т, въ[й’э]зд, [нэ]бо

Ёж - [й’о] ж, серь[й’о]зная

Яма - [й’а] ма, листь[й’а]

Юла - [й’у] ла, мгло[й’у], вь[й’у] га, кру[та]


- Посмотрите на слайд и подумайте, в каких случаях гласные буквы «е», «ё», «ю», «я» в словах при звучании дают два звука, а в каком – только один. Кто сейчас сможет выразить свои мысли по поводу наших «хитрых» букв? … (Ответы учеников.)

Вывод учителя о двойной роли гласных «е», «ё», «ю», «я» с помощью таблицы на слайде 6.

t1608387373aa.jpg

Чтение правила учеником на стр.142

IV. Закрепление материала.

IV.1. Выполнение упр. 310.Чтение задания 1 учеником. 3 позиции -3 колонки. Учитель делит часть доски на три колонки и комментирует: «Выписываем по три слова в колонки: в первую колонку слова, в которых гласные «е», «ё», «ю», «я» стоят в начале слова, во вторую – после гласной, в третью – после разделительного «ъ» или «ь».

1) ем, ёлка, юг, ясный 2) боец, приём, каюта, стоят 3) отъезд, съёмка, вьюга, обезьяна

Задание по рядам (групповая работа) у доски: заполнить первую колонку – 1 ряду, 2 – 2 ряду, 3 – 3 ряду. (По 3 слова в каждую колонку.)


Вывод: Буквы «е», «ё», «ю», «я» в 1 колонке обозначают 2 звука, во 2 колонке - 2 звука, в третьей - 2 звука.

Вывод ученика о двойной роли гласных «е», «ё», «ю», «я» с помощью таблицы на слайде 7.


V. Орфоэпическая работа по слайду 8.

t1608387373ab.jpg

VI. Физкультминутка.

- Выполним зарядку для глаз. Вам (обращаясь к классу) нужно будет сидеть «с прямой спинкой», смотреть на экран и следить глазами за движущимися предметами.

VII. Самостоятельная работа по заданию на слайде 9, на 5 минут. Отметить, что подобное задание – упр. 312 будет задано дом для 1, 2 групп.

t1608387373ac.gif

Через 5 мин. Проверка по слайду 10.

t1608387373ad.jpg

Среди данных слов оказались и такие, которые мы не смогли записать ни в первую колонку, ни во вторую. Почему согласные не смягчаются? (Ответ: В русском языке есть согласные, не имеющие пары по мягкости – твёрдости…)

Вывод о том, что гласные «е», «ё», «ю», «я» могут стоять и после твёрдых непарных согласных.


VIII. 1. Вывод по теме урока с опорой на слайд 11.

VIII. 2. Закрепление правила. Игра «Третий лишний» (записи на слайде 12).

- В каждой строчке вам будут даны по 3 слова. Если лишним по количеству звуков в буквах е, ё, ю, я Вы сочтёте слово, которое в ряду стоит слева – и слева от вас, то поднимете левую руку, если справа – правую руку, если посерединке – примите «позу Наполеона» - скрестите руки перед собой.

- Итак, лишнее слово в строке «А»? (Дети принимают позу, соответствующую ответу.)

- В строке «Б»? … В строке «В»? … В строке «Г»? …

Ответы выделены красным цветом:

А. Яма, семья, зарядка.

Б. юла, крючок, каюта.

В. Ёлка, поёт, мёд.

Г. Ель, съел, небо.


Задание на дом с объяснениями (слайд 13).

Параграф 61 изучить, правило со стр.142 выучить

Упр. 311 – III гр., 312 – I, II гр.

Х. 6. Закрепление материала. (Слайд 14.) Учащиеся заменяют одним словом данные на слайде 15 высказывания и выполняют экспресс-тест (слайды 16, 17).

t1608387373ae.jpg

t1608387373af.jpg

ХI. 1. Вывод урока по стихотворению А.С. Пушкина «Зимний вечер» (слайды 18, 19) и рефлексия.

- Ребята, кто желать сказать, что он узнал на этом уроке? Начинаем свои предложения словами «я на этом уроке узнал…», «я научился…», «мне захотелось…» … (Вывод урока.)

ХI. 2. Устное мини-сочинение (составление предложений) по картине А. Саврасова «Зимняя дорога»

t1608387373ag.jpg

- Перед Вами репродукция картины А. Саврасова «Зимняя дорога». Какие ассоциации, мысли у Вас появились? Выскажитесь …. А кто подобную картину видел в жизни? И где?... Когда?... (Рассказы учеников о поездках, деревенском пейзаже, времени года…)

ХI. 3. Выставление оценок с комментариями.

ХI. 4. Если осталось время до конца урока, учащиеся могут выполнять тест






Приложение.

Карточки для индивидуальной работы.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Карточка № 1.

Вставьте пропущенные буквы и графически объясните орфограммы.

В..сёлые п..мощники, приш..л п..раньше, про..ба посп..шить, чудес(?)ная мес(?)ность.



- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -


Карточка № 2.

Разделите слова на 2 группы, направляя их стрелочками:

1) ь – обозначает мягкость согласного, 2) ь – является разделительным знаком.

ель

вьюга

воробьи

листья

пеньки

просьба

серьёзная.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -


Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я» учителя

Данная тема по тематическому плану рассчитана на 1 час и входит в общий раздел «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Целесообразность урока объясняется программными требованиями: учащиеся должны показать знания о двойной роли букв «е», «ё», «ю», «я»: в каких случаях они могут обозначать 1 и в каких – 2 звука, умение называть звуки, обозначаемые буквами «е», «ё», «ю», «я» и обозначать их на письме транскрипцией.

Цель урока соответствует программным требованиям, содержанию материала, возрастным и психологическим особенностям детей, необходимому уровню подготовки обучающихся, месту в системе уроков по данной теме.

Цели урока: 1) знать, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать 1 и 2 звука; уметь называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; 2) развивать умение обозначать звуки на письме транскрипцией, познавательный интерес к русскому языку; 3) воспитывать любовь к природе, к русскому слову и речевой культуре.

Первоопределяющим плана урока является целеполагание и мотивация обучения. При составлении содержания учебного материала я исходила из целей урока и общедидактических принципов обучения: учёт возрастных особенностей, доступность, систематичность и последовательность в формировании ЗУН, научность.

Для создания мотивационной среды приобретения знаний применялись такие методы, как эмоциональное поощрение, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, сотрудничество в деятельности.

Стремление к успеху способствует активности учащихся на уроке, позволяет создать ситуацию, когда ребёнок может правильно ответить. Вместе взятые дидактический и психологический принцип обучения способствуют прочному усвоению знаний и достижению целей урока

Исходя из целей урока и принципов обучения, выстраивалась система методических приёмов или технология урока. Методические приёмы способствовали как решению педагогических задач, так и задач из области психологии: привитие устойчивой мотивации к знаниям через познавательную активность. В данном случае мною был определён тип урока – объяснение нового материала и сочетание различных методов, приёмов и форм проведения занятий:  работа фронтальная, индивидуальная (у доски, по карточкам), в группах; создание проблемной ситуации, исследовательская работа, игровая и практическая, самостоятельная работы, комментирование работ одноклассников.

Достижению поставленных целей и более чёткой реализации используемых мною методических приёмов способствовало использование оборудования урока: компьютер, проектор, экран. Применение ИКТ на уроке увеличило объём выполняемой работы, следовательно, к теме удалось подойти с разных сторон, повысило скорость выполнения заданий, активизировало познавательную деятельность учащихся и усилило воспитательные функции урока.

Знакомство с новой темой началось с постановки цели урока и интриги: указать автора предложения и назвать источник-произведение, для создания эмоционального настроя. Были организованы повторение изученного с целью подготовки к восприятию, усвоению нового материала. Содержание заданий было сориентировано на дифференцированную работу.

При изучении нового материала шло наблюдение над языковым материалом, введены элементы исследовательской работы. Учащихся были вовлечены в активную работу по восприятию и осмыслению нового материала.

При закреплении материала использовались задания, обеспечивающие процесс первичного закрепления знаний и умений, применения их на практике: выполнение упражнения из учебника, задания на слайде (подобное – домашнее задание к следующему уроку), устное сочинение по репродукции картины А. Саврасова, тестирование в форме игры, что позволяет детям расслабиться, то есть используется здоровьесберегающая технология, что актуально сейчас, на уроке проведена и физкультминутка для глаз .

В конце урока был проведён инструктаж о выполнении домашнего задания (домашняя работа при этом соответствовала целям и задачам урока). Поставлены оценки и прокомментированы.

Таким образом, на всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Считаю, что содержание урока и применяемые приёмы организации ученической деятельности способствовали формированию новых знаний учащихся, которые потребуются при контроле знаний, в конечном счёте, при подготовке к ГИА и ЕГЭ, формированию умений применять знания во вновь созданной ситуации.

В целом само содержание урока, применение дидактических и психологических принципов решают следующие проблемы: дисциплины, объективного оценивания, создания благоприятного психологического климата, организации ученической деятельности на уроке.

Интенсивность урока с учетом физических и психологических особенностей обучающихся была оптимальной. Поставленные цели были достигнуты.

Основные этапы урока

Организационный момент Мотивация к учебной деятельности..

Актуализация прежних знаний.

Объяснение нового материала (исследовательская работа с выводом).

Закрепление материала (выполнение тренировочного упражнения с выводом).

Орфоэпическая работа.

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой по слайду и выводом-правилом, который в учебнике отсутствует, но относится к теме урока.

Вывод-правило по теме урока и закрепление его игрой «Третий лишний».

Домашнее задание с объяснениями.

Закрепление материала с помощью экспресс-теста.

Вывод урока и рефлексия, выставление оценок с комментированием.

6



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.