12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Брагина Елена Васильевна26

Описание урока:

Представлен урок по алгебре для 9 класса в соответствиями с ФГОС ООО и ориентированный на работу с учебником Алгебра 9 класс под редакцией А.Г. Мордковича. Учащиеся за время урока, работая в группах, заполнят таблицу, которая может служить опорным конспектом при дальнейшем изучении темы. Работа в группах способствует развитию познавательной деятельности и коммуникативной компетенции.

Тема урока: Степенная функция с целым показателем.

Цели:

 

1)В направлении личностного развития:

Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии современного общества;

Развитие логического мышления, культуры речи;

Воспитание качеств личности, обеспечивающих способность принимать самостоятельные решения:

Развитие интереса к математическому творчеству;

2)в метапредметном направлении:

Создание условий для приобретения первоначального опыта к математическому моделированию;

 

3)в предметном направлении:

систематизировать и расширить знания учащихся о степенных функциях с целым показателем; построить графики степенных функций с различными по виду целыми показателями, рассмотреть свойства функций, сравнить, проанализировать;

Учебник: Математика, 9 класс, учебник для общеобразовательных школ, А. Г. Мордкович. М.6 Мнемозина, 2011г.

 Оборудование: Презентация «степень с целым показателем» (презентацию использовала готовую из интернет ресурсов).

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока.

3.Актуализация опорных знаний.

Устная работа:

Вычислите: 2 3, 3-2, (2/5) -2, 1,7 0 , 0 -2

Сформулируйте определение функции; приведите примеры формул, задающих функций.

Учитель формулирует определение степенной функции с целым показателем.

Даны формулы: y = 2x + 3; y= x-4, y = x; у=1/х, y = x 12, y = 5x 6-1; y = x0,

y = x 5/6, y = x 2, y= x 3 , y = 6x – 45/x, у = х 17,

Выберите среди них те, которые имеют вид у = х r

Чему равно число r в каждом случае?

Свойства и графики каких функций данного вида мы уже знаем?

y = x 2 , у = x 3 и у=1/х, у=х.

На экране появляется 1 блок презентации по теме: «Степенная функция», где

учащиеся видят формулы и графики знакомых функций.

Учитель просит перечислить основные свойства этих функций (выборочно).

Предлагает вспомнить, в каких науках они встречались со степенями, из каких источников они об этом знают.

Степенные функции встречаются на страницах учебников физики, химии, биологии. Там, где рассматриваются различные процессы. Например, в физике, закон изменения объёма газа в зависимости от плотности происходит по свойствам степенной функции. Математика учит, как работать с формулами и свойствами степенной функции.

Давайте построим графики некоторых степенных функций, а именно: y= x4, y= x-4, y= x-3, y= x5 .

На доске формулы функций y = x 2 , у = x 3 и у=1/х, у=х.

На какие пары можно разбить эти формулы (так, чтобы одна формула была знакомая, другая – нет)?

4 Изучение нового материала.

Работа в группах:

Группа № 1: y = x 2 и y= x-2

Таблица№1

х

-2

-1

-1/2

0

1/2

1

2

y= x-2

             

Группа № 2: y= x 2 и y= x 4

Таблица№1

х

-2

-1

-1/2

0

1/2

1

2

y= x 4

             

Группа № 3: y= x 3 и y= x-3

Таблица№1

х

-2

-1

-1/2

0

1/2

1

2

y= x -3

             

Группа № 4 : y= x 3 и y= x 5

х

-2

-1

-1/2

0

1/2

1

2

y= x 5

             

Свойства функции

Таблица№2

Свойства функции

y =x 3

================================

y =x 5

Прогноз I по графику

Область определения

( -∞; +∞)

   

Чётность

Нечётная

   

Монотонность

Возрастает

   

Ограничен-ность

Неограниченна

   

Наибольшее, наименьшее значение функции

Не существует

   

Непрерывность

Непрерывна

   

Область значений

( -∞; +∞)

   

Выпуклость

Выпукла вверх при

х < 0,

выпукла вниз при х > 0

   
     

Свойства функции

Таблица№2

Свойства функции

y =x 2

================================

y =x -2

Прогноз

y =x-2

По графику

Область определения

( -∞; +∞)

   

Чётность

чётная

   

Монотонность

Убывает при х ≤ 0, возрастает при х ≥ 0

   

Ограниченность

Ограничена снизу

   

Наибольшее, наименьшее значение функции

У наим. = 0

   

Непрерывность

Непрерывна

   

Область значений

[0; +∞)

   

Выпуклость

Выпукла вниз при

x< 0,

выпукла вниз при х > 0

   
     
     
     
     
     
     
     

Учащимся предлагается приготовиться для работы в группах. Группы сформированы заранее. Четверым учащимся (сильным) было предложено сформировать группы .

Учитель: вы получили готовый рисунок известного вам графика, незаполненную таблицу для второго графика, таблицу для записи свойств функций и план работы.

Обратите внимание на то, что в таблице можно добавлять свои значения, убирать лишние, в таблице свойств сначала запишите свойства, используя только формулу (прогноз), затем допишите свойства по графику. В презентации найдите соответствующий блок, проверьте построение графика и записанные свойства, постройте график на доске и заполните общую таблицу.

Подготовьтесь к выступлению.

Задание:

1.Запишите некоторые свойства функции y =x5, используя только формулу (прогноз).

2.Заполните таблицу значений х и у, №1.

3. Постройте график функции y =x5

в той же системе координат.

4.Завершите заполнение таблицы №2, свойства функции y =x5.

5.Найдите свой график на слайдах компьютера, проверьте правильность своей работы.

6.Изобразите график на плакате и запишите свойства на доске в общей таблице.

7.Сравните свойства двух функций, проанализируйте. Найдите общие свойства и различия, обведите те свойства, которые оказались одинаковыми.

8.Подготовьтесь к выступлению.

5.Выступления.

От каждой группы выступает представитель с сообщением.

Составление общей таблицы.

Свойства функции

y = x 2n

n – число натуральное

y = x 2n +1

n – число натуральное

y = x -2n

n – число натуральное

y = x -(2n-1)

n – число натуральное

Область определения

       

Чётность

       

Монотонность

       

Ограниченность

       

Наибольшее, наименьшее значение функции

       

Непрерывность

       

Область значений

       
         
         
         

После работы таблица принимает вид:

Свойства функции

y = x 2n

n – число натуральное

y = x 2n +1

n – число натуральное

y = x -2n

n – число натуральное

y = x -(2n-1)

n – число натуральное

Область определения

R

R

x ≠ 0

x ≠ 0

Чётность

чётная

нечётная

чётная

нечётная

Монотонность

Убывает на

(-∞; 0] и возрастает на [0;+∞)

Возрастает на

(-∞; +∞)

Убывает на

(-∞; 0) и возрастает на (0;+∞)

Убывает на

на (-∞; 0) и на (0;+∞)

Ограниченность

Снизу

нет

Снизу

нет

Наибольшее, наименьшее значение функции

y наим.=0

нет

нет

нет

Непрерывность

непрерывна

непрерывна

нет

нет

Область значений

[0; + ∞ )

( - ∞; + ∞)

(0;+ ∞ )

( - ∞;0)U

(0; + ∞)

Линии похожи на …

параболу

Кубическую параболу

Ветви гиперболы

гиперболу

Симметрия графика

Относительно

оси ординат

Относительно начала координат

Относительно

оси ординат

Относительно начала координат

Особенные точки

(0;0), (1;1)

(0;0), (1;1)

(1;1)

(1;1)

Выпуклость

Выпукла вниз на (-∞; 0] и [0;+∞)

Выпукла вверх на

(-∞; 0] и вниз на [0;+∞)

Выпукла вниз на (-∞; 0)

и на (0;+∞)

Выпукла вверх на

(-∞; 0) и вниз на (0;+∞)

Сравнить свойства функций, сделать вывод.

6. Закрепление.

Изобразите схематично

графики функций y= x 304 , y= x -206 , y= x -395 ,

y= x 111 , y= x 0 .

Результат посмотреть сразу.

7.Заполнение анкет по самооценке своей деятельности на уроке.

6.Домашнее задание: построить, прочитать и сравнить графики и свойства функций по выбору:

графики функций другой группы по выбору;

y= x-3 и y= x-5, (повышенной сложности)

y= x-2 и y= x-4, (повышенной сложности)

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.