12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Покас Светлана Сергеевна203
Россия, Приморский край, с. Павло-Федоровка

Всероссийский конкурс педагогический статей «Как поднять успеваемость: личный опыт»

Стремлюсь к успеху каждого ученика

Как поднять успеваемость современного ученика? Этот вопрос волнует каждого учителя.

В век информационных технологий школьники стали меньше читать художественных текстов, с трудом излагают свои мысли и многие получают невысокие отметки на уроках. Что же делать?

Я думаю, преподаватель должен так строить уроки, чтобы дети были заинтересованы в изучаемом материале, чтобы они сами были участниками учебного процесса и могли раскрывать свой творческий потенциал, которым, я уверена, наделён от природы каждый ребёнок.

Чтобы заинтересовать школьников, вызвать устойчивый интерес к урокам литературы, я использую нестандартные формы уроков. Это урок-исследование, урок-путешествие, урок-творчество, урок-турнир (викторина, конкурс), урок-суд, литературная гостиная.

Мои ученики часто делают иллюстрации к произведениям, которые читают. Давно установлено, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. В рисунках они выражает себя, своё ощущение мира и представление о нём.

Все иллюстрации к художественным произведениям обязательно анализируются в классе. Ребята рассматривают рисунки, высказывают своё мнение и, конечно, получают оценки за свою работу.

Вот некоторые детские работы.


t1652874413aa.jpg


М.М. Пришвин "Времена года"

t1652874413ab.jpg


К.Г. Паустовский "Тёплый хлеб"

Особое место на уроках отводится игровым технологиям. Такая работа пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности и, конечно, желание получить высокую оценку. На уроках литературы я использую игры различного типа, а жанр произведения, конкретное содержание текста, цель занятия помогают избрать форму игры.

Например, работая по теме "Загадки" в 5 классе, учащиеся не только разгадывают загадки, но и сочиняют свои. Причём, представляя их одноклассникам, дети самостоятельно руководят этим процессом в классе. За такую работу все получают высокие оценки.

Примеры загадок

1. Холодный горох, падающий с неба. (Град)

2. Кто стоит в шляпе на одной ноге? (Гриб)

3. Живёт в сарае с красным гребешком. (Петух)

4. Мужик, который живёт в улье и ничего не делает. (Трутень)


t1652874413ac.jpg

То же самое происходит при изучении темы "Частушки". Пятиклассники не только знакомятся с жанром устного народного творчества, но и сами сочиняют частушки и исполняют в классе под музыкальное сопровождение. При этом они одеваются в соответствующие костюмы или их элементы. Урок превращается в праздник, концерт, который не может не нравиться. Всё это даёт толчок к развитию творческих способностей учащихся, воспитывает в них чувство прекрасного, и каждый ребёнок желает получить высокий балл за свою работу.

Примеры детских частушек

Наш бесхитростный куплет

Пропоём все вместе

Про любимых педагогов,

Только вы не смейтесь.


Наша Олюшка-историк

Учит Родину любить.

И за это нашу Олю

Надо нам благодарить.


Как пейзаж нарисовать,

Лучик неба синего

Нас с терпеньем обучает

Анна свет Васильевна.


Мы всех любим педагогов,

Хоть шутили мы сейчас.

Пусть прибавит этот смех

Вам здоровье и успех.


t1652874413ad.jpg

t1652874413ae.jpgМои ученики сами сочиняют сказки и оформляют их в виде книжечки. Текст сказки помещён внутри.

Мужик и говорящий Осёл

Как-то раз захотел мужик сходить на ярмарку за товаром. Обошёл все ряды и, накупив целый воз вещей, отправился домой.

Едет по дороге и видит: у обочины стоит Осёл.

- Здорово, мужик! - говорит Осёл.

Мужик испугался, выпучил глаза и смотрит.

- Что-то странный какой-то мужик попался: все со страху помирают, а этот смотрит, - продолжал Осёл.

Мужик опомнился и говорит:

- В жизни не видал такого животного. Пошли ко мне жить. Будешь у меня вместо собаки воров да гостей непрошеных отпугивать, а я кормить тебя буду, ухаживать.

Осёл недолго думал, ведь пищу самому тяжело добывать. Особенно зимой. Согласился.

С тех пор пошла дружба у мужика и Осла. Друг друга и до сей поры выручают.

На своих уроках я часто практикую групповую работу. В группы учащиеся объединяются с разным уровнем знаний: и сильные, и слабые. И задания им даются разной сложности, чтобы работал каждый ученик. Эти группы на одних уроках занимаются поиском, на других они исследователи, на третьих – критики. Ребята учатся высказывать своё мнение, общаются друг с другом и критически относятся к самим себе.

Кроме того, учащиеся объединяются в группы по собственному желанию. Так происходит при инсценировании басен И.А. Крылова в 5 и 6 классах. Дети сами репетируют постановку в течение нескольких дней и на уроке представляют её на суд одноклассников.

Ребята с большим удовольствием инсценируют разные басни И.А. Крылова: "Ворона и Лисица", "Свинья под Дубом", "Два мальчика», "Волк и Ягнёнок". Такая работа вызывает у школьников большой интерес, и каждый знает, что будет оценён по достоинству.

t1652874413af.jpg

У меня нет цели сделать из детей артистов. Я пытаюсь "раскрепостить" школьников, добиться от них свободного, творческого осмысления всего, что они делают, стараюсь, чтобы учащиеся получали удовольствие от работы и верили в себя.

В 9 классе, декламируя наизусть "Плач Ярославны" из "Слова о полку Игореве", а в 10 классе монолог Катерины из пьесы А.Н. Островского "Гроза", девушки создают сценический образ, используя костюмы. Это помогает им глубже раскрыть содержание текста. При этом дети помогают себе мимикой, движением рук, головы. Учащиеся делают это с огромным удовольствием: они играют, творят.


t1652874413ag.jpg


Мои ученики представляют на уроках литературы и сцены из драматургических произведений. Так, показывая некоторые явления из комедии Н.В. Гоголя "Ревизор", дети знакомятся со спецификой театрального искусства, глубже и пристальнее всматриваются в художественное произведение, раскрывают индивидуальные способности, что способствует эмоционально-образному восприятию мира, активизирует познавательный интерес и желание учиться лучше.


t1652874413ah.jpg


Каждый учитель знает, как непросто открыть ребёнку глубину поэзии, научить выразительно читать стихотворения, вкладывая в них свою душу. Для меня важно пробудить в детях порыв души, дать им понять, что творчество - это великая сила, которая служит человеку независимо от возраста. На уроках литературы дети не только читают стихотворения наизусть, но и комментируют их, учатся видеть образные средства языка. Старшеклассники читают художественные произведения при свечах, под музыкальное сопровождение. А некоторые потом сами пробуют писать стихи.

Мои ученики регулярно принимают участие в школьных, муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах чтецов, представляют своё поэтическое творчество, пишут сочинения и всегда занимают призовые места.

Дети повествуют о родителях, школе, учителях, экологии, различных праздниках, даже обращаются к президенту. Материалы по изучению родного края, села становятся основой для сочинений. Ниже представлена работа старшеклассницы, которая стала лучшей в региональном конкурсе.

Павло-Федоровка 124 года назад

Приморский край – чудесный, своеобразный уголок нашей великой Родины.

Когда-то Приморье называли краем земли, ведь, чтобы добраться сюда на почтовых перекладных, требовались месяцы, поездом ехали не один десяток дней, а самолётом летели сорок-шестьдесят часов. Сегодня «край земли» - это чисто географическое понятие. Именно здесь родились мои предки, родилась и живу я. Это моя любимая малая родина.

На заре 20 века наш край назывался Уссурийским. Благодатные условия природы, климат, щедрая земля начали привлекать внимание царского правительства. Приморье было мало заселено, поэтому для охраны его границ начали создавать казачьи поселки из забайкальских, донских и кубанских казаков.

Так родился посёлок Павло-Фёдоровский, ныне - село Павло-Фёдоровка. Официальной датой основания Павло-Фёдоровки является 1895 год, но селение возникло намного раньше.

Первыми поселенцами были семьи вольных казаков-запорожцев Полтавской и Черниговской губернии. Их было немного, всего 7 семей. Позже стали подтягиваться и другие. Среди них была семья казака Ерёменко Трофима Иосифовича, моего прапрапрадеда. Ехали они в наши края южными морями во Владивосток. До места примерного назначения добирались на подводах. Сопки, которые предстали перед ними, были покрыты сплошным густым лесом. У подножия протекала небольшая, но богатая рыбой речка. Дикого зверья, чтобы прокормить семью, тоже было достаточно.

Вначале поселенцы построились на реке Белой. Им жилось очень трудно: место новое, необжитое, кругом лес и дикие звери. Земля не была подготовлена к обработке, семян не хватало, скотины тоже. Весной речка сильно разливалась и заливала пашни, которые находились возле берегов.

Но постепенно жизнь налаживалась. Женщины, дети, старики занимались хозяйством, казаки охраняли границу. Наказным атаманом был Борис Гаврилович Проценко. Есть сведения, что силами станичных казаков была разбита банда хунхузов Кривого Феня, терроризировавшая местное население.

Прибывали новые поселенцы. С ними приехала и семья моего второго прапрапрадедушки, Рудящего Григория Ананьевича, который служил сначала в Спасске - Дальнем.

Поселение на реке Белой просуществовало до 1895 года. Согласно рассказам старожилов в этом году селение посетил генерал-лейтенант Павел Фёдорович Унтербергер, который сообщил казакам о строительстве железной дороги и, возможно, посоветовал переселиться с реки Белой поближе к железнодорожным путям. Казаки так и сделали.

Они обосновали новое место. Именно в честь военного губернатора Приморской области, первого наказного атамана Уссурийского казачьего войска Павла Фёдоровича Унтербергера и получил своё наименование посёлок Павло-Фёдоровский.

Станица находилась в окружении трёх сопок, справа протекал небольшой рукав реки Белой. Сейчас это река Шмаковка. Казаки принялись за строительство своих домов, им помогали китайцы, которые тоже жили в этих местах. На каждую казачью семью тогда выделялось сто соток земли, но с условием: в случае войны каждая из семей должна была быть в полной боевой готовности.

В середине села находилась небольшая сопка, на которой казаки решили поставить церковь. Они вручную снесли вершину, расчистили площадку, но генерал-губернатор отговорил начинать там строительство, сказав, что старикам трудно будет подниматься в гору. В 1908 году церковь возвели у подножия сопки, которой позже дали название Школьная. Рядом отвели место под кладбище.

До наших дней расчищенная площадка полностью не заросла, а с высоты Школьной сопки открывается замечательный вид на всю Павло-Фёдоровку. Наши учителя регулярно приводят туда учеников и рассказывают об истории нашего села.

В 1908 году в селе построили церковно-приходскую школу, в которой обучались 35 мальчиков и 12 девочек. Немного позже открылся и магазин. Жители села занимались земледелием, рыбалкой, охотой, животноводством. Хозяйства, в основном, были крепкими.

До революции в Павло-Фёдоровке проживало 1200 человек. Весть о свержении царизма в 1917 году дошла и до жителей нашего села, но советская власть была объявлена в 1921 году. Над церковью водрузили красный флаг, колокол сняли и открыли сельский клуб.

В 1929 году образовались пионерская и комсомольская организации. В этом же году был создан колхоз имени Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии. В Павло-Федоровке на тот момент было 377 дворов, но только 25 семей сами вошли в колхоз. Началась коллективизация, как и по всей нашей стране. Это было очень тяжелое время. Многие жители села уходили в Китай. После раскулачивания осталось 105 семей.

Жизнь продолжалась. В здании церковно-приходской школы проходили занятия, только школа уже называлась начальной. Затем строение пришло в негодность, и в 1939 году на том же месте силами крестьян и казаков, которые остались в селе, была построена неполная средняя школа Когда она отрылась, добавились ученики из соседних сёл: Авдеевка и Шмаковка.

Мало документов сохранилось с той поры, но из воспоминаний моих родственников и односельчан я знаю, что школа имела своё подсобное хозяйство: огород, две лошади и две коровы. В школьной столовой кормили два раза в день. Два дня давали кашу, два дня суп, два дня картошку с селёдкой. Первый выпуск учеников был в 1936 году.

Школа, в которой я учусь, была построена в 1977 году, в ней обучаются дети с 1 по 11 классы.

Много воды утекло с тех пор, как первые поселенцы обосновали село Павло-Фёдоровку, но их потомки до сих пор живут здесь. Идёт время, меняются люди, но казачий менталитет, дух тех далеких предков до сих пор присутствует в жителях пограничного села. Они всегда стояли и стоят на страже нашей Родины: уходили на фронт защищать односельчан от немецких захватчиков, служили в советских войсках, которые помогали освобождать Китай от японских интервентов, несут дозор и по сей день на двух заставах, расположенных рядом с селом.

Я являюсь потомком двух казачьих семей, которые более 124 лет назад приехали в это замечательное место и остались тут.

Сейчас в Павло-Федоровке есть средняя школа, Дом культуры, детский сад, почта, несколько магазинов. Жители села трудятся в СХПК «Краснореченский», развивая животноводство и растениеводство.

Я очень люблю место, в котором родилась и живу, и горжусь земляками, достойно несущими звание павло-фёдоровцев. Я уверена, что моё село будет жить и процветать не одну сотню лет!


Конкурсы чтецов посвящаются Дню Матери, Всемирному Дню поэзии, Дню Победы. В течение нескольких лет школьники принимают активное участие во Всероссийском конкурсе чтецов "Живая классика", становятся победителями муниципального тура и показывают своё мастерство на региональном уровне.

t1652874413ai.jpg t1652874413aj.jpg


Кроме кропотливой работы на уроках мы с детьми регулярно проводим литературные гостиные в честь юбилеев со дня рождения известных писателей и поэтов. На таких праздниках ученики узнают больше информации о классиках, читают наизусть стихотворения, инсценируют отрывки из произведений.

В инсценировках принимают участие и учителя, что даёт положительный результат в творческом развитии школьников, так как дети учатся у взрослых мастерству исполнения роли и получают огромное удовольствие от сотрудничества. За такую работу все "артисты" получают отличные оценки.


t1652874413ak.jpg


Интересные моменты на уроках и внеклассных мероприятиях я стараюсь фотографировать и снимать на видео, что позже становится основой для различных презентаций, которые показываются учащимся и их родителям. Это становится дополнительным стимулом для школьников достичь ещё больших успехов в своей деятельности.

В результате систематической работы на уроках литературы и во внеурочной деятельности мои ученики стали более успешными. Видны положительные результаты: дети стали больше читать, грамотнее говорить, заметно повысилась успеваемость учащихся, выросло качество знаний по литературе.

Можно сделать вывод, что я иду в правильном направлении. Я стремлюсь к успеху каждого ученика и получаю удовольствие от своей работы. Успехи моих детей - это и мои успехи.


t1652874413al.jpg

Список литературы


Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.

Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.

Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. С-П: Паритет, 2003

Цветкова Г.В. Литература. 5 - 11 классы: проектная деятельность учащихся. - Волгоград: Учитель, 2012

Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера: 7 - 11 классы. - М.: ВАКО, 2006




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.