12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Меркулова Наталья Вячеславовна79
6

Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

Тема: Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания.

Тип урока: обобщение.

Цель: систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное».

Задачи:

- закрепить умение определять грамматические признаки имени существительного;

- выявить уровень усвоения знаний по теме;

- коррегировать процесс мышления на основе грамматических упражнений.

- воспитывать положительную мотивацию к учебе.


Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Учитель: Добрый день, добрый час, очень рада видеть вас.

Ученики хором: мы пришли сюда учиться……

  1. Опрос даты, дня недели.

Учитель: Назовите дату, день недели.

Учитель: все ли готово к уроку? Перечислите, что лежит у вас на партах.

Ученики: карточки, ручка, карандаш…

Учитель: Это настоящий набор для творчества. Внимание на экран!

(Создание сюрпризного момента: просмотр мультфильма «Если видишь на картине нарисованы слова…..)

Учитель: Любите ли вы рисовать?

Учитель: Сегодня на уроке русского языка будем рисовать не пейзаж и натюрморт красками, наша картина будет письменная. Как вы думаете, при помощи чего мы будем создавать картину?

Ученики: при помощи слов.

Учитель: картину будем писать на рабочих листах, которые лежат перед вами. Чтобы она получилась красивая и аккуратная, выполним пальчиковую гимнастику (Лесенка).

Учитель: Пропишите в верхней строке рабочего листа буквосочетания.

ВИТЕ                                                             ЛЬНОЕ

ЕСТ                                                               СУЩ

  1. Тема. Цель. Целеполагание.

Учитель: соедините буквосочетания, которые писали, и вы узнаете тему картины и тему урока.

Ученики: тема «Существительное».

Учитель: в желтом овале запишите тему - СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

Учитель: Ребята, вы изучили часть речи «Существительное», узнали его значение и признаки. Сегодня повторим и закрепим всё, что вы знаете и умеете, чтобы ваша речь была грамотной и красивой.

Работать будем по плану в виде ступенек. Чтобы подняться вверх, нужно выполнить задание. Написанная вами картина (рабочий лист) покажет, что вы знаете и умеете.

Учитель: Сейчас мы в самом начале работы над написанием картины.





Итог

 


Число

 


Род

 


Собственное

нарицательное

 


Одушевленное

неодушевленное

 

Значение

 

 








  1. Работа по теме.

Учитель: чтобы подняться на первую ступеньку нужно выполнить задание. Скажите, что такое имя существительное? Я начну, а вы продолжите.

Учитель: Напомню, имя существительное – это не только те предметы, которые мы видим вокруг себя, но и те, которые нельзя потрогать. Например, (что?) ветер, счастье.

Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов? Проверим, как вы усвоили значение существительных. Я назову несколько существительных, вы подберите обобщающее название к ним.

Стрекоза, бабочка, комар, светлячок (Насекомые)

Гроза, радуга, туман, роса  (Явление природы)

Стук, крик, скрип, шорох, свист (Звуки)

Радость, грусть, любовь, злость  (Чувства)

Учитель: Молодцы! Повторили, что обозначает существительное.

  1. Упражнение.

Учитель: Предлагаю приступить к написанию картины. Задание № 1 в голубой рамке

Дано существительное с обобщающим значением. Прочитайте. Прочитай, Вика, вслух.

Ученик: ПРОФЕССИЯ

Учитель: На экране слова. Выберите и запишите существительные относящиеся к обобщающему слову – профессия.

Строитель  швея  повар  каша, кирпич  игла, нитки весна

Учитель: для Димы, Дениса, Сони - другое задание: написать обобщающее название для слов, которые вам прочту. (записать их ответы на черновике, чтобы они списали в раб.лист) Строитель  швея  повар  – это…

Ученики: выполняют работу.

Проверка.

Учитель: для проверки поменяйтесь работой с соседом. Сравните работу на листе со слайдом. Поставьте фломастером «+» рядом со словом, если оно записано верно. Если ошибка, поставьте рядом с этим словом «-».

Учитель: поднимите руку, кто нашел ошибку у соседа? Какую?

Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием. Выполнив его, повторили, что сущ может обозначать названия конкретных предметов и обобщающее название.

Учитель: Эльман прикрепи картинку (картинка с учениками) на первую ступень.

2 ступень

Учитель: Ребята, почему имя существительное отвечает на два вопроса: КТО? ЧТО?

Ученики: одуш. и неодуш.

Учитель: Какие имена существительные называются одушевленными?

Ученик: на вопрос кто? отвечают существительные, которые обозначают людей, животных, насекомых и других существ. правило на стр. 117

Учитель: проверим, кто самый внимательный. Встаньте около своих парт. Я буду называть вам слова. Если существительное одушевлённое, то хлопните в ладоши над головой 3 раза, если неодушевлённое попрыгайте на месте тоже три раза.

Лейка, окно, карась, зверь, ящик, муха, конура, коза, жук, лопата, рыба, платок, кролик.

Учитель: молодцы, вы внимательно слушали и верно определили одуш или неодуш сущ.

Продолжим писать картину. На столе зеленая карточка со стихотворением.

- Послушайте внимательно стихотворение, о чём оно.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- В этом стихотворении есть существительные одуш и неодуш. – они выделены жирным шрифтом.

Работать будем на рабочем листе в серой рамке под номером 2.

Ваша задача - выписать одушевленные существительные в колонку с вопросом КТО? Неодушевленные - в колонку с вопросом ЧТО?. Задание понятно?

Учитель: приступаем к работе.

Выполнение работы учащимися

Индивидуальное задание для Сони, Димы, Дениса: эти же карточки со словами прописать на рабочем листе.

Учитель: проверим работу. Вика, прочитай одушевленные существительные. На какой вопрос они отвечают?…,

Ответ

Учитель: Илья, прочитай неодушевленные существительные. На какой вопрос они отвечают

Ответ

Учитель: какой вывод о сущ можно сделать по этой таблице?

Ученики: одушевленные существительные отвечают на вопрос Кто?, неодушевленные на вопрос Что?

Учитель: на какую ступеньку поднялись? С каким признаком

Ученик: «Одушевленные и неодушевленные»

Учитель: Соня, подними «учеников» на следующую ступеньку нашего плана,

3 ступень

Учитель: вспомним следующий признак имении существительного.

Ученики: существительные бывают собственные и нарицательные.

Как пишутся собственные существительные?

Ученик: с большой буквы.

Учитель: как пишутся нарицательные существительные?

Ученик: с маленькой буквы.

Учитель: поиграем? «Найди пару». У вас на партах карточки сиреневого цвета с именами существительными: собственными и нарицательными. Прочитайте слово на своей карточке и найдите у одноклассников подходящую по смыслу карточку, после чего становитесь у доски в паре. Например, пара: посёлок                        Междуреченский

Условия понятны? Выполняем.

Учитель: молодцы, сделайте шаг вперед у кого карточки с нарицательными сущ, сделайте шаг вперед, укого в руках карточки с собственными сущ.

 Закрепим знания о правописании нариц и собств сущ на нашей картине. Задание № 3 в зеленой рамке. Денис С., прочитай вслух предложение. Спишите предложение, выбирая заглавную или строчную букву из скобок.

У доски работает Эльман. Остальные ребята - в рабочих листах.

Алеша (В,в)асильков нарвал букет (В,в)асильков.

- Эльман почему ты в первом случае написал с большой буквы?

- почему во втором случае написал с маленькой буквы?

Учитель: сверим задание с доской. У всех так? Молодцы. Из вас получаются замечательные художники.

Учитель: Какой признак о сущ повторили, выполнив это задание? Сформулируйте (расскажите) правило.

Ученики: имя собственное пишем с большой буквы, нарицательное – с маленькой буквы.

Учитель: Поднимаемся еще на одну ступеньку. (попросить любого ученика)

4 ступень

Учитель: какие еще признаки есть у имени существительного?

Ученик: существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Учитель: какие слова помощники помогают определить ж.р?,

Ответы

Учитель:м.р.?,

Ответы

Учитель: ср.р.?

Ответы

Учитель: сейчас будем работать парами. У кого на рабочем листе красный квадрат, подойдите к первой парте (дополнительные парты рядом с доской), у кого зеленый – ко второй парте, у кого желтый– к третьей. Распределите книги (на книгах написаны существительные ) по портфелям (м.р. ж.р. ср.р.)в соответствии с их родом. Денис и Дима, задание для вас похожее.

Выполнение задания.

Учитель: по часовой стрелке поменяйтесь местами. Проверьте задание ваших одноклассников. Еще раз поменяйтесь партами и проверьте задание следующей пары. Вернитесь за свою парту. Ничего не изменилось? Значит, ошибок не нашли, и задание выполнено верно. Садитесь на свои места, продолжаем писать картину.

- Найдите на рабочем листе задание № 4 в оранжевой рамке.

- Прочитайте про себя словосочетания.

- Вика, прочитай громко и чётко вслух.

- Задание - найти имена существительные, указать их род сверху карандашом. Задания понятно?

Задание для Димы, Дениса, распределить слова по колонках, которые у вас на картинках.

Самопроверка. Проверьте правильность выполнения задания по записи на слайде. Верно – руки

Учитель: скажите, как определить род существительного?

-Молодцы, картина становится все красивее.

Поднимемся еще на одну ступеньку. (Денис)

5 ступень

Учитель: о каком признаке существительного мы не сказали?

Ученик: существительное изменяется по числам.

Учитель: каких два числа имеют существительные?

Ученики: множественное и единственное.

Учитель: следующее задание № 5 в розовой рамке.

- Послушайте текст.

Я люблю лесные цветы. Когда приходит весна, мы на целый день уходим в лес, греемся на солнце, собираем подснежники в букеты.


- О чём говорится в тексте?

- Настя, прочитай вслух выделенные слова.

- Задание: запишите выделенные существительные в два столбика – 1 столбик – ед.ч., 2 столбик – мн.ч.

Учитель: Илья, прочитай слова, которые ты записал в 1 столбик - остальные проверяют у себя.

- Илья выполнил верно. Поднимите руку, кто выполнил так же.

-  Катя, прочитай слова 2-го столбика. Поднимите руку, кто выполнил так же.

Учитель: Если существительное обозначает один предмет, значит, оно стоит в каком числе? Если существительное обозначает два или несколько предметов, то оно стоит …?

Учитель: Поднимемся еще на одну ступеньку. (Вика)

  1. Итог

Учитель: вспомните тему нашего урока.

Ученик: Существительное.

Учитель: какая цель была поставлена на уроке?

Ученик: повторить и закрепить знания о признаках имени существительного.

Учитель: как вы думаете, мы достигли цели урока?

Ответы

Докажите. Назовите, какие признаки сущ сегодня повторили. При ответе опирайтесь на ступени.

- Посмотрите на рабочие листы – это настоящие письменные картины на тему «Существительное». Как много вы уже знаете об этой части речи. Вы показали хорошие знания и умения.

Учитель: ребята, мы с вами подвели итог урока, поднялись почти на самый верх (фигурки учеников перемещаю на ступеньку «Итог»). Но посмотрите, почему одна ступенька (верхняя) без надписи? Как вы думаете? Разве мы сегодня все узнали о имени существительном? Потому что в пятом классе мы еще не все узнали о сущ. О других его признаках будем узнавать в следующих классах.

Ответы

Учитель: Белая ступенька - символ новых знаний. Знания, которые вы получите на следующих уроках, на уроках в старших классах. Всегда есть к чему стремиться.

Возьмите фигурки. (у мальчиков – ученик, у девочек - ученица) Прикрепите фигурку на ту ступень, где задание для вас было самым интересным.

 (пропустим вперед девочек)

  1. Рефлексия

Учитель: я приглашаю всех подойти с картинами ко мне. (выстраиваются у доски с рабочими листами в руках) Вы все отлично потрудились. Я поставлю высокую оценку.

А сейчас предлагаю немного пошептаться (собраться в кружок, прорепетировать песню, текст на обратной стороне рабочего листа. С песней заранее познакомить)

Ну а сейчас, дорогие друзья, гости, у нас целая галерея письменных картин, приглашаем вас на выставку.

Дети поют, гости подпевают (текст гостям тоже заранее раздать, чтоб на веселой нотке закончить)))

Если видишь на картине нарисованы слова,

или дети, иль учитель,

Белый мел или доска,

Или книги, или парты,

Или слышится звонок,

То картина наша с вами

Называется «УРОК»!












Рабочий лист ученицы 5а класса

_______ марта.


вите                                   льное                            


ест                                           сущ                             

____________________.












№ 1





№ 2





Кто?

Что?

Строитель






Швея






Повар







№ 3

Алеша Васильков нарвал букет васильков.


       .



№ 4


Пятый класс,    родная деревня,   красивое  блюдо





№ 5

     Я люблю лесные цветы. Когда  приходит весна, мы на целый день уходим в лес, греемся на солнце, собираем подснежники в букеты.

Ед.ч.

Мн.ч.


















Рабочий лист ученика ___класса ________________________________

_______ марта.


вите                                                     льное                                     

ест                                                      сущ                                      

____________________.












ПРОФЕССИЯ



Кто?

Что?














Алеша (В,в)асильков нарвал букет (В,в)асильков.


    .




Пятый класс,    родная деревня, красивое  блюдо


радостная встреча, раннее утро, воскресный отдых.



 

       Я люблю лесные цветы. Когда  приходит весна, мы на целый день уходим в лес, греемся на солнце, собираем подснежники в букеты.


 

Ед.ч.

Мн.ч.

 



 



 










 







Рабочий лист ученика ____класса_______________________________

_______ марта.


вите                                   льное                            


ест                                           сущ                             

____________________.












№ 1





№ 2





Кто?

Что?

Строитель






Швея






Повар







№ 3

Алеша Васильков нарвал букет васильков.


       .



№ 4

Он мой                   Она моя                  Оно моё

    Класс,       деревня,        блюдо,

Она моя                         Оно моё                  Он мой

    встреча,           утро,           отдых.



№ 5

     Я люблю лесные цветы. Когда  приходит весна, мы на целый день уходим в лес, греемся на солнце, собираем подснежники в букеты.

Ед.ч.

Мн.ч.








Ханты-Мансийский

округ

Кондинский

район

Леуши

село

Волгоградская

улица

Ах

река

поселок

Междуреченский


Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.


Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.



Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.



Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.



Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.



Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.








Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.



Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.



Есть много интересных слов,


Их знаете давно.

                               Кто?       Что?

Вот, например, собака, стол,

   Что?       Кто?         Что?

Часы, жираф, окно.


И долго можно говорить


Про разные предметы.

                              Кто?      Что?

Возьмём слова утюг, пенал,

    Кто?                     Что?

Ребёнок и конфеты.


И будем с ними мы дружить,


Писать, читать, произносить.



Есть много интересных слов,


Их знаете давно.

                               Кто?       Что?

Вот, например, собака, стол,

   Что?       Кто?         Что?

Часы, жираф, окно.


И долго можно говорить


Про разные предметы.

                              Кто?      Что?

Возьмём слова утюг, пенал,

    Кто?                     Что?

Ребёнок и конфеты.


И будем с ними мы дружить,


Писать, читать, произносить.






























 

















Итог


Число


Род


Собственное

нарицательное

Одушевленное

неодушевленное

Значение
































Если видишь на картине

нарисованы слова,

или дети, иль учитель,

Белый мел или доска,

Или книги, или парты,

Или слышится звонок,

То картина наша с вами

Называется «УРОК»!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.