12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Фрайтер19

Литературное чтение

Тема: С.Я. Маршак

«Угомон», «Школьнику на память»

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака, его произведениями , развития речи, памяти и логического мышления.

Планируемые результаты:

- Предметные: читают стихотворения С. Маршака; определяют героев стихотворения; читают по ролям; декламируют стихотворение хором; самостоятельно читают наизусть.

- Личностные: развивать интерес к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха; воспитывать уважение к окружающим; правилам хорошего тона.

Универсальные учебные действия:

(метапредметные): осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;

осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

характеризуют героя стихотворения:

умеют формулировать свое мнение и позицию.

Тип урока: решение учебной задачи.

Основные содержание темы, понятия и термины:

С.Я. Маршак «Угомон», «Школьнику на память».

Выставка книг.

Образовательные ресурсы:

Выставка книг С.Я. Маршака, портрет С.Я. Маршака, смайлики.

Ход урока

Ι. Организация начала урока

- Здравствуйте, ребята! Садитесь удобно, пожалуйста. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!

- Проверим готовность к уроку (1 мин).

ΙΙ. Постановка учебной задачи

Целеполагание

На доске буквы Самуиляковлевичмаршак записанные в обратном направлении.

- Кто такой С.Я. Маршак? (писатель и поэт)

- Сегодня познакомимся с жизнью и творчеством С.Я. Маршака, с его произведениями (обращают внимание на выставку книг).

ΙΙΙ. Изучение материала урока

Знакомство с писателем (3 мин)

С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах (портрет).

-Вглядитесь в это лицо. Что бы вы сказали об этом человеке? (Это человек с добрыми глазами, он любит детей).

Его имя знакомо всем с детства. Он родился в городе Воронеж. В городе есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одаренный человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком.

Знакомство со стихотворением «Угомон» (3 мин)

- Что обычно говорят расшумевшимся детям? (успокойтесь, перестаньте, угомонитесь).

- Посмотрите внимательно на доску и попробуйте составить слово из слогов, составив которое вы прочитаете название стихотворение (Угомон)

-Как вы думаете, кто такой Угомон? (Тот, кто всех успокаивает ). Если мы заглянем в словарь, то узнаем, что «угомон» - разговорное слово успокоение от шума, возни.

3. Чтение стихотворения хорошо подготовленным учеником наизусть. (1 мин)

4. Словарная работа. (4 мин)

- Все ли слова в стихотворении были понятны?

- Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение?

«нынче» - сегодня, «бушует» - проявляет себя буйно, с необычной силой, «бас» - мужской низкий голос.

- Особенно интересно название стихотворения «Угомон» (Дети предлагают свои версии его значения).

5. Физ. минутка (2 мин)

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда умчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал.

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад

А потом ты покатился

И назад не воротился.

6. Подготовка к выразительному чтению (5 мин).

Речевая разминка.

- Прежде чем вы прочтете текст по ролям, посмотрим, какие предложения в нем встречаются?

(Вопросительные, восклицательные, диалог).

Вопросительные предложения необходимо читать, как будто вы задаете вопрос, с выделением голосом одного главного слова (Прочитать первое предложение).

Восклицательное предложение следует читать, с эмоциональной окраской. Мы уже знаем содержание произведения, поэтому , при чтении, голосом должны передать как шумно ребята «успокаивали»друг друга.

Важно выделять при чтении слова автора и героев. Обратить внимание на темп чтения. О зависит, от содержания. Вначале скорый, ближе к концу, с появлением «Угомона» темп чтения снижается, голос понижается.

- Слова Угомона напечатаны лесенкой. Как вы думаете почему? (Чтобы после каждой строчки делать небольшую паузу).

- На что похожи слова Угомона? (Они похожи на пословицу).

- Повторим ее хором и возьмем эту пословицу за правило!

7. Чтение по ролям. (3 мин).

8. Физ. Минута (2 раза) для глаз (1 мин).

9. Работа в парах (5 мин).

Класс делится на группы по 2 человека. Каждой группе учитель раздает отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Школьнику на память».

- Прочтите отрывок и расскажите, о каких правилах поведения рассказывает автор и какие советы дает ученикам?

Учащиеся читают в группе отрывок, обсуждают и советуются. Отвечает один ребенок из группы.

ΙV. Закрепление (3 мин)

С.Я. Маршак написал много о школе, но не только стихотворений, но и загадок. (Читают дети).

1. Игра «Угадай-ка»

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей.

(Буква)

Это книга не простая:

По ней буквы изучаю

(Букварь)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы друзья, не бейте нас!

(Часы)

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

Аза что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(Мяч)

Как безлиственная ветка,

Я, пряма, суха, тонка

Ты встречал меня не редко

На страницах букваря.

(Единица)

Игра «Доскажи словечко»

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все …

(Алфавит)

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная …

(Задача)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, …

(Карандаш)

Портфель у меня

Не велик и не мал:

Лежат в нем задачник,

Букварь и …

(Пенал)

Если все ты будешь знать,

То получишь в школе …

(Пять)

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна …

(Тетрадь)

V. Итог урока. Рефлексия.

- С произведениями ,какого автора мы работаем на уроке?

(С.Я. Маршак)

- С какими его стихотворениями познакомились?

(«Угомон», «Школьнику на память»)

- Чему учат нас стихотворение «Угомон» (Правильному отношению и уважению друг к другу).

- А стихотворение «Школьнику на память» (Правила поведения в школе)

- Выразите свое настроение, продолжив предложение:

- Мне понравилось …

- Особенно запомнилось …

- Оказывается, что …

- Ребята, для нас С.Я. Маршак приготовил пожелания:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие

Пусть каждый день

И каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам не дешево.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

(Дерево настроения).

Составила учитель начальных классов

МОУ «Свободненская школа»

Фрайтер Елена Оттовна

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.