12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дурнева Светлана1030
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург


«Внеклассное мероприятие

с использование игровых приёмов по снятию

эмоционального напряжения школьников»

   Эффективность работы по снятию психоэмоционального напряжения у детей школьного возраста во многом зависит от правильной организации досуговой деятельности с рациональным чередованием активного и пассивного отдыха.

   В моей практике был опыт применения различных методик в работе с детьми младшего школьного возраста. Многие приемы я практикую уже давно (Арттерапия - широко известна в педагогической практике. К основным методам арттерапии относятся: музыкотерапия, изотерапия, театротерапия, танцетерапия, игротерапия); есть техники, которые только осваиваю: методы в которых существенная роль отводится развитию формированию умения понимать себя, правильных приемов самоанализа и др.: Метод отвлечения, Метод самоприказа, Метод сосредоточения (О.И. Жданов «Методы снятия нервно психического напряжения»)

   Проработав воспитателем начальных классов в уникальной гимназии 15 лет, могу отметить, что использование игровых приёмов в своей практике очень часто помогало мне выйти из затруднительных ситуаций.

   Но, начну по порядку. Прежде всего хочу уточнить в чём же уникальность нашей Гимназии 8! А вот в чём - у нас школа полного дня! В ней объединены две школы - общеобразовательная и школа искусств! И я как воспитатель - работаю с ребятами после уроков во время их посещения блока искусств. Воспитательный процесс также осуществляется по программе воспитательной работы Гимназии. Нагрузка, как вы поняли, у ребят огромная - целый день уроки в двух школах с 8 утра до 18 часов вечера, а иногда и позже! Взрослый не каждый выдержит, а тут ребёнок - 9 -10 лет! Вот и ищем выход!!!

   Для воспитателя важно не упустить момент, когда нервное напряжение переходит в нежелательное состояние, которое уже представляет опасность для неустойчивой психики ребенка. Надежными ориентирами при этом могут быть проявляемые детьми чувства излишней радости, азарта, гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда и т. п. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социальной среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

   С целью улучшения психологической атмосферы в классе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам - в свободной деятельности, во время прогулок, https://cloud.mail.ru/public/sudc/e69YMMhMa (Прогулка с учителем) откликаясь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности https://cloud.mail.ru/public/xxnz/qxTcPMwhh (Снимаем стресс). Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха https://cloud.mail.ru/public/9ogM/ABykg38MB (Листотерапия)

   Моя педагогическая практика показывает, что не надо искать и разрабатывать какие- то специальные мероприятия для создания благоприятной эмоциональной атмосферы в классе! Изучи интересы детей и ДЕЙСТВУЙ! https://cloud.mail.ru/public/xCDg/omEq7etJo

   (Инсценировка " Будем здоровы")

   Опираясь на труды известных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.) и проводя наблюдения заметила, что в этом учебном году, в классе учебная деятельность перешла на второй план, так же оказал влияние на поведение и психоэмоциональное состояние детей и приближающийся переходный возраст. На первый план вышли личностные и межличностные отношения и их проблемы. Главными вопросами стали: почему я такая(ой) не красивая(ый)? У меня странные уши, глаза и т.д. Почему он(она) со мной не хочет общаться? Почему у него(её) получилось, а у меня нет? Эти «копания» детей в своем внутреннем мире и натолкнули меня на разработку комплекса мероприятий.

Например: Мы придумали игру «Мой день!». Данная игра помогает детям, испытывающим трудности в общении с окружающими, снять психоэмоциональное напряжение. Ребёнок может ощутить себя важным, значимым для одноклассников.

" Мой день!"

   Первый опыт: «День Ивана!» - мальчик застенчивый, стеснительный, но в этот день все одноклассники исполняют его желания и поручения, все играют в игры, развлечения, предложенные ребенком.Проводим выставки творческих работ ребенка, узнаем о его увлечениях. Многие ребята из класса заранее готовятся к «своему дню». А если ничего не придумал, то помогут друзья - у которых всегда много идей. Но выбор за Иваном! Конечно - есть подводные камни - некоторые ребята пытаются воспользоваться свалившейся на них «властью» - но ведь я рядом! И всегда «незаметно» можно откорректировать желание ребёнка! Игра помогла ребёнку раскрепостится, стать уверение. Научила принимать решения не только за себя, но и за окружающих.

    В нашей педагогической практике мы, волей или неволей, делим детей на «сильных» и «слабых» в формировании эмоциональной сферы. В разряде «слабых» часто оказываются дети, постоянно уходящие в виртуальную реальность, играя в телефоне.  Здесь большую помощь оказывают игры, которые дети придумали сами. Особенно актуально в нынешний век высоких технологий.

« Моя настольная компьютерная игра»

   Берётся за основу любая (но предпочтение отдаётся любимой!) компьютерная игра и на ее основе составляется новая - придуманная самим ребёнком! Лучше всего, если она будет настольной! Благодаря этой идеи (которую мне подкинули сами дети!) у нас в классе уже есть несколько игр ! А как ребята с удовольствием в них играют!

Лента настроения

   В кабинете расположена лента настроения класса. Ребята называют её - Плёнка. Длинная полоса бумаги в форме кинопленки, на которой у каждого учащегося есть свой кадр с окошечком. В каждый кадр вставлена "пленка" с изображениями эмоционального состояния - Смайлик - весёлый, спокойный, грустный. Для более яркого выражения настроения используем смайлики «Очень злой сегодня» и «Самый лучший день». (Приложение 1). Ребенок в течении дня может его передвигать в зависимости от настроения. И если на плёнке много грустных смайликов - это сигнал для меня.

    Эта идея с киноплёнкой возникла не просто так. Начиная работать с первоклассниками, завожу с ними «Тетрадь настроения». Лист делится на четыре части. Сверху ребята пишут дату, под ней рисуют тех же смайликов. Иногда они так увлекаются, что создают целые сюжеты на маленьком квадратике! Отлично помогает для снятия эмоционального напряжения у ребят, попавших в новый коллектив.

   И все таки, использование арттерапии и её модулей в организации деятельности класса наиболее способствуют инициации резервных возможностей, развитию эмоциональной сферы и творческой активности детей. К их разряду я отношу мини- спектакли на разные темы.

Сценарий внеклассного мероприятия

Театрализованная мини- сценка

В гости к королю Жирафу.

Актуальность: содействие ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию.

Цель: взаимодействовать сплочению коллектива, вовлечение детей в групповую работу.

Задачи:

1) представление детям опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации;

2) открывать новые формы сотрудничества друг с другом;

3) способствовать психологическому раскрепощение учащихся;

4) развивать чувство уверенности в себе, умение импровизировать.

Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер

Участники: ученики класса.

Продолжительность: 20-25 мин.

Действующие лица: Ведущий, король Жираф, Слоны, Обезьянки, Кенгуру, Львы, Медведи, Волки, Гепарды, Лисы, Грусть (можно использовать воображаемый образ и не давать роль ребёнку) жители страны «Хохотляндия»

Материалы: надувные шары, листы цветной бумаги, клей. ножницы, трафареты лапок гепарда, картон, скотч

Предварительная подготовка.

В творческой мастерской ребята создают отличительные элементы животных - голова и шея Жирафа, гриву Льва + один для подарка Жирафу (уши Слона; когти Медведя (сделать из картона или техникой оригами); хвост Лисы; отпечатки лап Гепарда. Оформляют трон для Жирафа, рисуют название страны « Хохотляндия». Проводя театрализованные мини - спектакли мы с ребятами стараемся не учить текст, используем импровизацию. Коллективно читаем сценарий и распределяем роли, обыгрываем характер героя, разбираем основные моменты. Заранее продумываем выход животных (ребята изображают свой вид - получая радость от своих творческих способностей). Потом приступаем к работе над декорациями и костюмами, подбираем музыку. Работая над элементами костюма, дети вживаются в роль и обсуждают как будут играть. Назначаем дату и проводим! Получается неожиданно и интересно.

Начало действия.

Ведущий: Ребята, сегодня мы отправимся в страну «Хохотляндия», там живут самые весёлые и постоянно хохочущие жители. Правит этой страной - король Жираф. Вы готовы к путешествию! (ответы детей). Отправляемся!

Игра " Паровозик"

      Дети двигаются под музыку за ведущим то ускоряясь, то замедляя движение.

Ведущий: Вот мы и пришли в страну «Хохотляндия». Но странно, правда ребята, как здесь тихо. Вот и король этой страны - давайте спросим у него что случилось. (обращается к королю Жирафу, который сидит на троне и чуть не плачет)

- Здравствуйте ваше хохотляндское величество! Правитель самой весёлой страны! Мы пришли к вам из далекой страны «Зоопарк» с дарами. Почему вы такой грустный?

Жираф: Приветствую вас чужестранцы, рад что вы посетили мою страну! Но вы пришли в плохое время - на нас напала ГРУСТЬ. И все жители перестали веселиться и хохотать. (Выбегает Грусть и всех окутывает плохим настроением. Жители громкими звуками начинают реветь, стонать и изображают на лице полное отчаяние) Вот, слышите! Пора менять название страны на «Грустляндия».

Выходят слоны, издавая приветствующие рыки.

Слон: Приветствую вас! Подождите, не принимайте скорых решений. Мы прибыли к вам с дарами. Может они вам помогут.Примите от нас – уши Слона, которые помогут вам услышать всё что происходит в королевстве.

Игра " Уши слона"

Жираф одевает уши, крутит головой и показывает, что ничего не слышит. Один из Слонов отходит и шёпотом произносит слово, Жираф повторяет. И так несколько раз. С каждым словом Жираф улыбается всё больше и больше!

Жираф: Отличный подарок! Благодарю вас Слоны.

Выходят Обезьянки, с ужимками и кривляясь

Обезьяна: О, великий государь, великой страны! Прими и наш дар - умение всегда быть в хорошем настроении.

Жираф: Как это?

Обезьянки: Смотри и учись.

(звучит веселая музыка и Обезьянки танцуют и веселятся. Жираф вскакивает и начинает танцевать с ними. Могут присоединится все желающие)

Выходят Львы

Лев: Любезный Жираф, все знают, что Грива - это отличительный признак правителя, короля. Прими от на её в подарок!

Протягивают Жирафу гриву. Он пытается её надеть на себя, но у него ничего не получается. Крутит в руках и не знает куда её деть. Львы приходят на помощь, предлагают научить Жирафа делать Гриву.

Грива из бумаги.

   Выходит четное количество участников, делятся на пары. Берут цветную бумагу (выбирают цвет по желанию), клей, ножницы. Делают полоску шириной 10 см и длиной - по размеру головы одного из участников (оставить 3 - 5 см для склеивания деталей). Нарезают полоски и приклеивают к уже изготовленной детали. Чем больше полосок, тем гуще грива. Ребята одевают гриву и изображают Львов.

Выходят Кенгуру

Кенгуру: Приветствую тебя, о великий! Прими же и наш дар - умение прыгать высоко и ловко! Посмотри, как это прекрасно. владеть таким умением!

Игра «Прыжки по кругу»

Все участники встают в круг спиной друг за другом и под музыку начинают прыгать. Ведущий громко называет вид, например – «Медведи». Все медведи должны выпрыгнуть в центр круга. Игра проводится несколько раз.

Выходят Волки

Волк: Подошла очередь нашего подарка! (Все дружно завывают)

Игра «Громкий хор»

Включается мелодия, любой тональности, но без слов. Все виды животных «поют» - издают звуки животных, которых играют в сценке(ребята сами выбирают звук, который будут издавать!)

Выходят Медведи

Медведь: Хороший день у тебя король! Столько даров получил, не откажись и от нашего! (Протягивает ему Когти) ( Приложение 2)

Игра «Подними»

По кабинету раскидывают надувные шарики, игроки пытаются поднять шарик при помощи Когтей. Жираф и все желающие могут принять участие в игре.

Жираф: (тяжело дыша, садится на трон) Порадовали!

Выходят Гепарды, изображая грациозность

Гепард: Здравствуй, Жираф! Считаю, что наш подарок тебе больше всего нужен! Смотри.

Игра «По следам»

В кабинете раскладывают отпечатки следов Гепарда на разном расстоянии (Приложение 3), игроки переступают со следа на след пока не пройдут все. В данной игре, ребятам, встретившимися на пути, надо договорится, кто кого пропустит.

Жираф: Нужное умение! Если учесть, что в нашей стране много маленьких рек и озёр.

Выходят Лисы

Лиса: Король, посмотри - какой у меня великолепный, пушистый хвостик! Мы хотим подарить тебе такой же.

Жираф: Зачем мне Лисий хвост, даже такой красивый? Может покажите, что им можно делать?

Игра " Достань предмет"

На столе размещают мелкие предметы. Участники при помощи хвоста стараются их скинуть. Расстояние от ребенка до стола - один шаг.

Все вокруг смеются.

Жираф смотрит вокруг себя и понимает, что дары принесли хороший результат. Все жители его страны снова веселятся и хохочут! Да и у него поднялось настроение.

Жираф: Благодарю, вас жители далёкой страны " Зоопарк" за спасение моего народа. Ваши подарки вернули им жизнерадостность и улыбки! Оставайтесь моими гостями подольше!

Звучит веселая музыка. Все танцуют и веселятся.


Ссылки для проведения театрализованного мини - спектакля.

Видео "Танец Обезьянки"

https://youtu.be/H3StRyjtM4A

Видео " Танец Лягушонка" - можно использовать  по окончанию мероприятия.

https://youtu.be/X3YXLFbWhJY


Литература:

 1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. М.: Педагогика, 2003. 316 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Психолог, 2001. 284

3. Гальперин Я.Г., Жданов О.И. Технология психологической самозащиты. Стресс – дистресс – проблема XX века. – М., 1997.

4. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] О.А. Карабанова – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 190 с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

6. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. - М., 1983.

7. Прихожан, А.М., Работа с тревожными детьми [Текст] / А.М. Прихожан – Москва-Воронеж, 2005. – 223 с

8. Рогов, И.Г. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст/ И.Г. Рогов – М.: «ВЛАДОС» 1995.

9. Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология "Открой себя". М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000

10. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции [Текст] / З. Фрейд – М.: "Наука", 1989г. 



Приложение 1


Изображение смайликов для «Ленты настроения           


%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.png                      %D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2_%281%29%281%29.jpg

%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8C_%282%29.jpg                            %D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2_%282%29.jpg


%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8C_%281%29.jpg




Приложение 2


                


Пошаговая инструкция «Когти Медведя»



t1644900529aa.gif



Приложение 3


Трафарет лапы Гепарда.

t1644900529ab.gif









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Дурнева Светлана, 26.03.22 в 15:57 0Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.