12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кизилова Инна Владимировна58
Россия, Ставропольский край, село Тугулук
3

Технологическая карта открытого урока русского языка по теме «Краткие имена прилагательные»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» с. Тугулук

Грачевского муниципального района

Ставропольского края

Технологическая карта

открытого урока русского языка по теме

«Краткие  прилагательные»
Презентация к уроку
PPTX / 2.1 Мб

 

                                                           Разработчик:

Кизилова Инна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ 8 с Тугулук

Грачевского муниципального района

                                                       Ставропольского края

 

2019 год

 

 

 

 

 

Тема урока: «Краткие прилагательные»

Класс: 6

УМК: учебник русского языка для 6 класса под редакцией Рыбченковой Л.М., М. Дрофа, 2013 г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

Образовательные: формирование навыков опознавать полную и краткую формы имен прилагательных и определять их грамматические особенности и синтаксическую роль.

Развивающие: формирование умения различать полную и краткую формы имён прилагательных, определять их синтаксическую роль; формирование коммуникативных навыков и способности к конструктивному сотрудничеству, развитие мыслительной деятельности учащихся.

Воспитательные: формирование самостоятельности при работе; чувства патриотизма, любви к Родине, природе.

Планируемые результаты:

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

- формировать умения работать с информацией, с поэтическим текстом;

-выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД:

- формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:

- формировать умения прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность;

- оценивать и корректировать свои знания и своего собеседника.

Личностные УУД:

- формирование способности к самоопределению, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

 

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, компьютер, рабочие листы, презентация, фишбоун ( скелет рыбы).

Межпредметные связи: литература, информатика и ИКТ, английский язык.

Методы и приёмы: индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная

Используемые технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые, опережающее обучение.

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 

Планируемые результаты (УУД)

 

Организационный момент

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

— Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. 
 

 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим, самоопределение и самовосприятие.

Мотивация учебной деятельности

 

- Давайте с вами познакомимся. Назовите своё имя и черту характера.

- Меня зовут Инна Владимировна. Я, творческая и активная….

 

- Ребята, а слова какой части речи помогли вам так точно и красочно описать себя?

- Правильно. Это прилагательные.

 

 

Каждый учащийся называет своё имя и черту характера.

 

 

 

 

 

Самостоятельно называют часть речи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

 

- На предыдущих уроках вы уже говорили об имени прилагательном. Давайте вспомним, что это за часть речи. На столах у каждого рабочий лист. Запишите в нём число, классная работа. Ребята, перед вами фишбоун. Кто знает, что означает слово «фиш» в переводе с английского языка? Правильно. А означает оно рыба, «боун» – кость – «рыбная кость». Вам нужно сейчас вспомнить всё, что вы знаете об имени прилагательном и заполнить скелет ключевыми словами и фразами. В голове рыбы запишем название части речи.

 

 

 

 

 

 

- Ну что, вперёд? Давайте начнём с главного! Дайте определение имени прилагательного.

 

- Назовите начальную форму имени прилагательного. (Именительный падеж единственного числа мужского рода)

-Молодцы!

 

По ходу работы детей заполняет фишбоун.

 

- Скажите, с какой частью речи и в чём согласуются имена прилагательные? (С существительным в роде, числе, падеже)

- Какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении? ( Они могут быть определением и сказуемым).

 

Переводят слова с английского языка и составляют словосочетание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют определение.

 

 

 

Называют морфологические признаки прилагательного.

 

 

 

 

 

 

Называют часть речи и признаки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка учебных целей

 

Организует погружение в проблему.

Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю распределить слова на группы. Данную работу вы выполните в рабочих листах.

Приём «Классификация»

Яркая, ярка, весёлая, весела, интересная, интересна, удивительная, удивительна, увлекательная, увлекательна.

– Давайте проверим вашу работу. А по какому принципу распределили слова? Сверьте со слайдом. Прилагательные полные и краткие.

- Молодцы! Правильно.

- Ребята, а как вы считаете, что мы можем описать при помощи данных прилагательных?

- Как вы уже, наверное, догадались, тема нашего урока «Краткие прилагательные»

- А какую цель мы поставим перед собой на уроке?

- Мы заполнили с вами лишь третью часть фишбоуна. А можете ли вы сходу заполнить всё остальное.

Распределяют слова на две группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аргументируют свои ответы. Называют прилагательные полные и краткие.

 

 

Предлагают варианты ответов.

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель урока.

 

 

Дают ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока, цели.

«Открытие» новых знаний

 

- Организует учебное исследование, предлагая поработать со стихотворением Н.Заболоцкого «Над морем», чтобы закончить работу с фишбоуном.

Вопросы

Полное

Краткое

На какие вопросы отвечают?

 

 

Как изменяются прилагательные?

 

 

Какую синтаксическую роль выполняют в предложении?

 

 

 

Н. Заболоцкий

Над морем

Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.

- Найдите в стихотворении имена прилагательные.

- Определите, какие это прилагательные  -  полные или краткие.

- На какие вопросы они отвечают? (Каков? Какова? Каково? Каковы?)

- Выпишите одно полное и краткое прилагательное с существительным. Просклоняйте их.

Тяжёлый виноград Виноград прозрачен Неподвижных скал Виноград ал

- К какому выводу пришли? (Ответы детей: полные прилагательные изменяются по падежам, родам (ед. ч. ) и числам, а краткие – только по числам и родам ( в ед. ч.)

- Подчеркните прилагательные как члены предложения.

- Сделайте вывод.

(Ответы детей, проверка по слайду)

- Молодцы. А сейчас откройте учебники и проверьте себя. Давайте потренируемся в образовании кратких прилагательных. (Работа с упр. 338 учебника Л.М. Рыбченковой) Данную работу мы выполним по вариантам: 1 вариант будет работать с первыми 5 прилагательными (лёгкий, правильная, грустное, старый, простой); 2 вариант с остальными 5 прилагательными (сухое, радостная, высокий, глупый, умная). А затем мы проверим ваши работы.

 

 

 

Регулятивные:

умение анализировать, целеполагание

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

 

Минута релаксации.

(Звучит музыка «Море»)

 

 

 

(Звучит музыка «Море»)

- А сейчас отдохните, закройте глаза и представьте, что вы идёте по берегу Чёрного моря, слышите шум прибоя. На берег набегают шаловливые волны и медленно откатываются назад. Чайки летают над морем и зовут вас в неизведанные дали. Откройте глаза и продолжите рассказ своими впечатлениями. Добавьте по одному предложению, чтобы у нас получился связный текст.

- А когда я думаю о море, часто представляю берег, покрытый жёлтым сыпучим песком и склон горы с колючим кустарником.

Сыпучий песок, колючий кустарник

- Давайте образуем от данных прилагательных краткую форму. Что у нас получилось? (Сыпуч(Ь), колюч (Ь).

- Ребята, а как вы считаете, после шипящих на конце кратких прилагательных Ь пишется или нет.  Я предлагаю вам обратиться к учебнику и самостоятельно узнать о правописании кратких прилагательных с основой на шипящий.

Работа с учебником на стр. 37.

.

- А чтобы закрепить правописание кратких прилагательных с основой на шипящий, выполним упражнение 339.

 

- Как же пишутся краткие прилагательные с основой на шипящий? Заполнение фишбоуна.

Ребята, посмотрите, какая рыбка у нас получилась. Но почему она не совсем заполнена. (Ответы учащихся). А потому, что впереди будут уроки, на которых вы узнаете много нового о прилагательном: познакомитесь со степенями сравнения и разрядами имён прилагательных.

 

Учащиеся закрывают глаза и представляют морской берег. Затем добавляют по 1 предложению в описание моря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образуют краткую форму.

 

 

 

 

Ответы учащихся. Работа со словосочетаниями.

 

 

 

 

 

 

 

выходят к доске, записывают предложение и объясняют правописание слов)

 

 

 

 

 

Вывод: у кратких прилагательных мужского рода после шипящих не пишется ь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. Личностные: самоопределение

 

Рефлексия

- Молодцы! Вы хорошо поработали. А хотите проверить свои знания? Я предлагаю вам тест, который называется «Волна».

Я буду зачитывать вам определения по теме, если вы считаете, что ответ верный,    рисуете волну вверх, если неверный – вниз.

 

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета. (+)

Имена прилагательные могут быть полными и краткими.(+)

Краткие прилагательные бывают обстоятельствами. (-)

Краткие прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.(-)

В кратких формах имён прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.(+)

Прилагательное «жгуч» - полное.(-)

- Ребята, оцените работу соседа по парте. Сравните волну в тетради и ту, по которой плывёт наша золотая рыбка. Эта рыбка - результат ваших знаний, усвоенных по теме «Имя прилагательное».

Критерии оценки:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 - 3 ошибки – «3»

Подведение итогов урока.

- Ребята, а достигли ли мы цели урока?

Наш урок подошёл к завершению, я надеюсь, что он открыл для вас новые знания и принёс радость общения друг с другом.

- Спасибо за активную работу на уроке.

Выставление оценок.

 

Познавательные:

рефлексия

Регулятивные:

оценивание собственной деятельности на уроке

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Домашнее задание (дифференцированное)

1 уровень: придумайте небольшое стихотворение, обязательно употребляя в своем тексте краткие прилагательные.

2-3 уровень: упр. 341

 

Записывают домашнее задание.

 


 

Презентация к уроку
PPTX / 2.1 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.