12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Токарева Елена Николаевна837
Место работы МАОУ "Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Россия, Пермский край, Усолье
4

Технологическая карта урока «Личные местоимения. Лицо и число местоимений»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  Учитель: Токарева Е.Н.
Учебный предмет: русский язык 9 класс
Тема урока:  Личные местоимения. Лицо и число местоимений.
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Цели урока:
Образовательная цель:   повторить понятие «местоимение», личные местоимения; способствовать формированию умения определять действующее лицо, находить в предложениях местоимения, определять лицо, род и число местоимений; использовать личные местоимения в предложениях.
Развивающая цель:  развивать умение анализировать, обобщать; обогащать активный словарь; создавать условия для воспитания навыка самоконтроля,  чувства взаимопомощи.

Воспитывающая цель: воспитывать бережное отношение к животному миру Пермского края.
Ресурсы:  учебник «Русский язык 9 класс» Н.Г. Галунчикова, Э.Я. Якубовская; рабочие тетради по письму; мультимедийная презентация, индивидуальные карточки для работы, для оценивания и рефлексии..

Этап урока, 
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые БУД

Оргмомент.

Здравствуйте!

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Откройте тетради, оформите начало работы.

Во время урока мы будем оценивать свою работу сами. В этом нам поможет оценочный лист, который лежит у каждого на парте.

   

Этап  1
МОТИВАЦИИ

 Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")

 

Разговаривают ли с нами деревья, цветы, реки и облака? Первобытный человек в этом не сомневался. Природа говорит, предупреждает, грозит, пугает или поощряет. Вот солнце дружески подмигивает из-за туч. А вот прячет в них свои лучи. Гром громко окрикивает непослушного. Современный человек утратил связь с природой. В этом причина многих наших бед.

Вы, наверное, знаете, что 2017 год объявлен годом экологии. И этот урок русского языка мы свяжем с этим понятием.

Кто знает, что такое экология?

Эколо́гия   наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Для разминки пальцев и ума запишите в тетрадь слова из словаря, вставляя пропущенные буквы.

..тчизна, ..кре..ность, ист..зать, изв..ржение, и..ц..лять, лан..афт.

- Проверьте по слайду.

Оцените свою работу: без ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3.


 


 


 


 


 


 


 


 

Работают с определением.

 


 


 

Записывают слова из словаря.

Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап  2
АКТУАЛИЗАЦИИ И  ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Цель:  подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы:

Чужую беду руками разведу.

Других не судите, на себя поглядите.

За болтливым языком не поспеешь и босиком.

Глядеть глядим, а видеть - ничего не видим.

- Определите действующее лицо.

- Назовите часть речи.

- Что такое местоимение?

- Чем отличаются данные местоимения?

- Сформулируйте тему урока.

 

 

 

 


 


 


 

Отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод о необходимости дальнейшего  изучения местоимения.

 

 

 Коммуникативные:
- умение слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап  3
ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Приём «Слепая таблица»

 

1 лицо

2 лицо

3 лицо

       
       


 


 


 

Оцените свою работу с таблицей.

Знакомство со «Слепой таблицей».

       
       
       


 

Учащиеся пробуют распределить местоимения из пословиц в графы таблицы.

Оценивают работу.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Этап 4
ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Предложить сформулировать цель урока.
Слайд

 

Формулируют цель: Цель – учиться находить местоимения в тексте, определять лицо и число местоимений (используя таблицу).

 

Этап 5
РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Слайд
Проказница.

На лесной поляне играют лисята. Они радостно кувыркаются в траве. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка. Малыш испугался и кинулся с поляны. От страха он не заметил откоса и бросился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами. Лисёнок свалился на поросят. Они завизжали, захрюкали и разбежались. Один бросился в кусты малины. А там медведь сидит и ягоды ест. Косолапый заревел и бросился к реке. Мчится медведь берегом. Только подошвы мелькают. Остановился он только на поляне. Там раньше лисята играли. Поднял мишка голову и увидел белочку.

Сидит белочка и сосновую шишку грызёт. Это она – проказница шишку уронила и переполох в лесу устроила.

Найти и подчеркнуть местоимения, написать лицо и число. (1 абзац – первой группе обучающихся – со средней скоростью работы, 2 абзац – быстроработающим обучающимся, 3 абзац – слабым обучающимся)

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работают самостоятельно.

 

 

 Выбирают представителя, дающего ответ за группу. Представитель проговаривает вслух. Все проверяют. Оценивают работу.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Этап 6
ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ 
С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализацией проекта, когда учащиеся объясняют свой выбор при работе с текстом.

Странички Красной книги.

Теперь мы познакомимся с некоторыми животными и растениями, которые занесены в Красную книгу Пермского края:

Задание для групп: отредактировать (подготовить к печати) страницы Красной книги Пермского края, заменив, где нужно, имена существительные – названия животного местоимениями.

У каждого растения и животного существует своё место в этом мире, и мы не должны причинять вред их жизни и развитию. К сожалению, списки Красных книг с каждым годом пополняются, что является тревожным сигналом. С нашей стороны требуется оберегать природу, делать всё, что в наших силах, чтобы животные и растения не исчезали.

( задание в приложении)


 


 


 


 

Выполняют, 1 выходит к доске, называет представителя, объясняет выполнение задания, прикрепляет к доске.

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Этап 7
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

 

Работа с учебником.

Стр.100 упр.127 – выписать местоимения в таблицу на доске, определить лицо и число.

Выполненяют упражнение с последующей проверкой в интерактивном режиме

 

 

 

Оценивание работы.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. 

Этап 8
ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

 

Самостоятельно стр.100 упр.128.

 

 

 Самостоятельная работа.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Этап 9
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 А сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

 Скажите, о какой части речи мы говорили сегодня на уроке?

 Какие местоимения относятся к 1 лицу? Какие местоимения относятся ко 2 лицу? Какие местоимения относятся к 3 лицу?

 У местоимений какого лица и числа различают род?

 Скажите, с помощью какого местоимения человек указывает на самого себя? (я)

 Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к другу, однокласснику? (ты)

 Какое местоимение вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам? (вы)

 С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола, который не участвует в разговоре? (он)

 Какое местоимение вам поможет указать на предмет среднего рода? (оно)

 С помощью какого местоимения можно назвать всех или многих, о ком говорят? (они)

- Подсчитайте общее количество баллов за урок, поставьте себе оценку.

- Я благодарю за активную работу …, оценки учителя за урок.

- У вас на партах есть карточки, на которых изображены знаки. Поднимите !, если вам на уроке всё было понятно и вы довольны своей работой. ? поднимите те, кому выполнение заданий далось с трудом и после урока остались вопросы по данной теме.

- До новых встреч!

 


 


 


 


 


 


 


 

Отвечают на вопросы.


 


 


 


 


 


 


 


 

Оценивают работу.

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 

Приложение:

Обыкновенная медянка

Змея/ она средней величины: длина тела не более 70 см. Зрачок круглый. Окраска верхней стороны тела от желто-бурого или медно-красного до серого цвета. На спине обычно рисунок из одного-двух рядов вытянутых поперек мелких пятен. Узкая темная полоска проходит от ноздри через глаз. Змея / она имеет характерную поведенческую особенность - способность сворачиваться в плотный комок и прятать голову внутрь его.


 

2. Орлан - белохвост

Крупнейшая птица края: длина тела до 1 м, размах крыльев свыше 2,5 м. Орлан / он не похож на других хищных птиц Прикамья. В Усольском р-не, где орланов достаточно много, бытуют своеобразные названия этой птицы: «летающая доска» и «фуфайка», поскольку в полете орлан-белохвост / он выглядит как сплошное летящее крыло, а рыхлое оперение вблизи напоминает ватную одежду.

Хвост очень короткий, у молодых птиц имеет ту же окраску, что и все тело, и становится белым, когда орлан / он достигает возраста 5 лет.

3. Беркут

это самый большой тип орлов в этом регионе, рост крупной особи достигает более 90 см, а размах крыльев примерно 2,5 м. Беркут / он несет службу лесника для своей среды обитания. За счет предпочтений хищника в еде, а именно, пристрастия к падали, происходит очищение территории от гнили. Из стада беркут / он, как правило, выбирает самое больное животное, тем самым делая популяцию более здоровой. Беркут / он относится к первой категории в разделе "животные" Красной книги Пермского края, и к третьей категории по Российской Федерации. К его сохранению прилагаются особые усилия.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.