12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гвоздева Ирина Николаевна70
Россия, Мордовия респ., Саранск

Технологическая карта урока 

Ф.И.О: Гвоздева Ирина Николаевна

Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема

 Язык и общение

Цель

 формирование культуроведческой компетенции учащихся

Задачи

Образовательные: показать значение языка как важнейшего средства общения.
Развивающие: учить выделять главное, развивать мышление, способность мыслить и

сопереживать; стороить логически обоснованные рассуждения.

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку.

УУД

 Личностные УУД: уважение к учителю и сверстникам, самоопределение, самооценка готовности к уроку, положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, участвовать в творческом процессе, осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.

 Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдать правила речевого поведения; уметь высказать и обосновать собственную точку зрения, уметь слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД: выделять главное, стороить логически обоснованные рассуждения.

Планируемые

результаты

Предметные:

Знать виды и цели речевого общения.

Уметь строить аргументированный ответ на вопрос.

Личностные: адекватно оценивать себя и свои достижения, осознание чувства гордости за родной язык, свою этническую принадлежность.
Метапредметные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом;

умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;

способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;

готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;

умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основные понятия

 Язык, общение, виды общения

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

 основные

 дополнительные

 Мультимеийный проектор, раздаточный материал, учебник: Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2013.

Формы урока

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Дидактическая
структура 
урока

Ход урока

УУД

Организационный момент
Время: 2 мин.
Основные этапы: мотивация к учебной деятельности

 Учитель приветствует класс, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный фон.

Учащиеся определяют свою готовность к уроку, включаются в деловой ритм.

Уважение к учителю и сверстникам, самоопределение, самооценка готовности к уроку (Л)

Изучение нового материала
Время: 20 мин.
Этапы:
введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока. Поиск решения. Открытие новых знаний.

 Учитель: Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. От того мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех случаях используется язык. Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день – два. Что ожидает нас? Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей: остановятся фабрики, заводы, станет невозможной, да и совсем ненужной работа транспорта – все равно без языка не сделать ни одного общего дела. Мы не сможем совершить сами и добиться от других элементарных, казалось бы, действий: купить хлеб, выбрать одежду, найти нужный дом.… И уж, конечно, полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями.

Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?

Ответы учащихся (Язык, общение, человек).

Учитель: Как связаны между собой эти понятия? Найдите ответ в учебнике.

Учащиеся: Язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств и т. д. Пользуясь языком, люди общаются между собой, т.е. обмениваются информацией, мыслями, впечатлени­ями, чувствами; передают накопленный опыт в области науки, искусства, культуры и т. д.

Учитель: Что нужно, чтобы возникло речевое общение? Прежде всего – хотя бы два собеседника. Также необходимо, чтобы собеседники хотели общаться.

Препятствовать общению может незнание языка. Об этом говорит широко известное библейское сказание о Вавилонской башне, которую в глубокой древности решили построить люди, чтобы добраться до самого неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг горы строился и разрастался город Вавилон. Но когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю. Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побрели в разные концы, бросив работу. А башня стала разрушаться.

Собеседники, не знающие языка друг друга, могут общаться через переводчика.


 

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока (Р).

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения (П.Р).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию, соблюдать правила речевого поведения, слышать и слушать других (К).

Закрепление  нового материала
 Время: 15 мин.
Этапы:
Развитие учебно­языковых умений. Решение жизненной ситуации.

 Работа с учебником.

I. Прочитайте текст известного писателя Л.Успенского. Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Обратите внимание на выделенные в тексте слова.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его ЧИСТЫЙ слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в инсти­тут или в университет. Целое море слов, шумный оке­ан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъ­ятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узна­ёт о том, что ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза...

Всё, что люди совершают в мире действительно чело­веческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство — жизнь.

2. Какими примерами из своей жизни вы можете доказать, что язык — это средство общения?

Групповая работа. Представьте, что вы приехали на Всероссийский фестиваль народного творчества, в котором участвуют представители многих наций и народностей, живущих в Росссии. Продумайте всевозможные формы приветствия и прощания, используемые в контактном речевом общении.

Проблемная ситуация. Представьте, что в ваш дом переехала семья из другого региона. Помогите организовать досуг и продумать маршрут экскурсии на выходные дни. 

 

Строить логически обоснованные рассуждения, высказывать предположения на основе наблюдений (П.Р).

Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).

Контроль
Время: 5мин.
Этапы:

 Что такое общение?

Что нужно, чтобы возникло речевое общение?

 Что такое речевой этикет?

  Как связаны речевой этикет и народные обычаи?

Русские спрашивают: “Как здоровье?” А древние египтяне при встрече интересовались: “Как вы потеете?” Почему? Они полагали, что при мимолетном свидании некогда, да и незачем делать анализ своего здоровья, и спрашивали о конкретном состоянии человека.

В Монголии при встрече выясняют: “Как ваш скот? Как зимуете? Как кочуете?” Эти этикетные выражения используются до сих пор в разговоре людей, даже если они давно не кочуют и не держат скота.

Житель Вены говорит “целую руку”, не задумываясь над прямым смыслом этих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку.

Древние греки приветствовали друг друга: “Радуйся!”, а современные греки: “Будь здоровым!” Арабы говорят: “Мир с тобой!”, индейцы одного из племени: “Все хорошо!” Согласно речевому этикету Китая, после приветствия следует обмен репликами: “Ты ел?” - “Ел” (или “Еще нет”).

Уход из гостей без прощания оценивается русскими как невежливое поведение. Англичане относятся к этому иначе. Даже существует оборот “уйти по-английски”, то есть незаметно, и поэтому не прощаясь.

Строить логически обоснованные рассуждения

интерес и уважение к другим народам (Л)

Рефлексия 
Время: 3 мин.
Этапы:

Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили?

Чему научились на уроке? Что следует доработать?

Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки?

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

Домашнее задание

Прочитайте и озаглавьте текст. Напишите, что помогло и продолжает помогать людям передавать опыт.

Люди научились говорить, потому что они остро нуж­дались в общении. Им был просто необходим хороший способ хранить знания и передавать их друг другу.

Прошло немало времени, пока люди научились пере­давать словами, как надёжнее всего добывать еду, охо­титься на диких животных, договариваться о совместных делах и т. д.

При помощи слов они могли вместе вспоминать о про­шлом и строить планы на будущее. Слова помогали лю­дям объединяться, обмениваться разными сведениями.

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.