12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Судакова Любовь Ивановна87 Россия, Хабаровский край, п. Сулук |
Технологическая карта урока обществознание, 9 класс. Тема "Гражданские правоотношения"
Тема урока | ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ | ||
Тип урока | Изучение нового материала | ||
Дата урока | 29.02.2024 г. | ||
Образовательные | Презентация «Гражданские правоотношения» | ||
План урока | 1. Сущность гражданского права. 2. Особенности гражданских правоотношений. 3. Виды договоров . 4. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. 5. Права потребителей и защита прав потребителя | ||
Цель урока | Для учителя: сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений; умение решать практические задачи, связанные с гражданскими правоотношениями; учиться защищать права в сфере гражданских правоотношений и воспитание чувства ответственности по отношению к принятым обязательствам. Для учащихся: научатся определять суть гражданского права, особенности гражданских правоотношений; научатся объяснять сущность дееспособности несовершеннолетних, научатся характеризовать виды гражданско-правовых договоров, закрепят знания по гражданско – правовым отношениям на примере решения заданий в формате ОГЭ | ||
Методы и формы | Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая (парная) | ||
Основные понятия | Гражданское право, гражданские правоотношения, материальные блага, нематериальные блага, юридические и физические лица, сделка, дееспособность, деликтоспособность, правоспособность , потребитель, права потребителя | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Объем освоения и уровень владения | Компоненты культурно-компетентностного | ||
Научатся: определять суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений; объяснять, Получат возможность научиться: формулировать познавательные цели; осуществлять поиск нужной информации | Информационная компетенция Владеют: навыками работы с различными источниками информации: учебниками, схемами- таблицами. Умеют: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии | ||
| |
Этапы | Время | Деятельность | Деятельность | |||||||||
I. Орг.момент | 2 | Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствие гостей. Обращение учителя к учащимся: работайте активно, уверенно. | Запись даты, в рабочей тетради | |||||||||
II. Актуализация знаний | 10 | 1. Организация работы с иллюстративным материалом (слайд 1). Вопросы к иллюстрациям: 1.Что объединяет представленные иллюстрации? 2.Какие отношения иллюстрируют фотографии? 3. Нормами каких отраслей права будет регулироваться представленные отношения? (в помощь учебник стр.138) | Аргументированно высказывают свое мнение Предполагаемые ответы: Объединяет то, что все эти отношения регулируются нормами права Административные правоотношения, трудовые правоотношения, семейные правоотношения Нормами административного права, трудового, конституционного, семейного | |||||||||
2. Организация работы по группам для решения заданий по образцу ОГЭ . (Зад 16-18).Приложение 1) (Слайд 2). 1.Во сколько баллов оцениваются эти задания? Установка учителя: попробуем заработать по 3 балла. Учитель раздает задания по группам. 1гр - зад 16,2гр - зад 17, 3гр -зад 18 | Предполагаемый ответ: по одному баллу. Обучающиеся работают в группах( 1 мин), читают задание и формулируют , аргументируют ответ , - 1
| |||||||||||
| | 3.Организация работы индивидуальной по решению заданий по образцу ОГЭ ( зад 19. Приложение 2) (Слайд 3) Зад № 19. Выберите и назовите порядковые номера черт сходства, и порядковые номера черт различия. обязательность исполнения верховенство в правовой системе страны юридическая ответственность за нарушение 4)закрепление основ государственного строя | Обучающиеся работают индивидуально и озвучивают ответ. Ответ: 13 24
| |||||||||
| | 4. Организация работы в группа- парах по решению ситуаций(Приложение 3) (Слайд 4) 1.Гражданин Н., угрожая кассиру магазина, потребовал от него передать ему деньги из кассы, что тот и сделал 2. Гражданин М., потерял кошелек с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролеры потребовали заплатить штраф. 3.Дедушка подарил внучке в связи с ее вступлением в брак акции строительной компании 1.Укажите, нормами какой отрасли права регулируются данные правоотношения | Обучающиеся работают в группах( 1 мин), читают задание и формулируют , аргументируют ответ . Предполагаемый ответ: 1. Нормами уголовного права, т.к. это правонарушении – преступление) 2. . Нормами административного права, т.к. это правонарушение – проступок 3. Нормами - ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА , т.к.отрасль гражданского права регулирует сферу имущественных отношений.( учебник стр. 138) | |||||||||
III. Мотивационный этап, постановка проблемы | 3 | 1. Организация работы с 3иллюстративным материалом (слайд 5,6,7). Вопросы к иллюстрациям: 1.Что объединяет представленные иллюстрации? Регулируются ли данные отношения нормами права? 2. По поводу чего возникли правоотношения? 3. Нормами какой отрасли права будут регулироваться эти отношения, обратимся к тексту УП стр. 138. 4. Сформулируйте и запишите в тетрадь тему урока 5. Подумайте, что нам предстоит выяснить? | Аргументированно высказывают свое мнение Предполагаемые ответы: 1. Объединяет то, что все эти отношения регулируются нормами права 2.Правоотношения возникли по поводу вещей, покупки продуктов, сданных в гардероб одежды (вещей) 3. Регулироваться эти отношения будут нормами ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. | |||||||||
2. Слово учителя и постановка проблемы: Наша тема затронет изучение права в сфере собственности, владения и распоряжению ею. А как часто вы вступаете в отношения с другими людьми по поводу собственности? Гражданское право называют сегодня « фундаментом делового мира». Попробуем выяснить ПОЧЕМУ: Учитель? По ходу урока будем заполнять кластер, который поможет вам при подготовке к ОГЭ.(приложение 4)(Слайд 8) | Предполагаемый ответ обучающихся: каждый день, оплачивая обеды в школьной столовой, сдавая верхнюю одежду в гардероб, покупая продукты в магазине…. | |||||||||||
IV.Изу- риала | 17 | Разбор вопросов. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений( слайд 8,9) 1. Организация работы с текстом учебного пособия. Работа над понятием «гражданское право», стр. 152 УП. 1. Найдите понятие гражданское право. 2. Сформулируйте, исходя из этого, понятие гражданские правоотношения. 2. Выделите в определении три особенности гражданского права и подчеркните их 3. Что означает равенство сторон и в чем выражается автономия воли сторон. Организация работы с текстом УП стр. 153. Вывод по особенности: обратите внимание, что нормами ГП, регулируются не все имущественные отношения, а только те, которые основаны на равенстве и автономии воли сторон. Равенстве сторон подразумевает отсутствие между сторонами властного подчинения, зависимости Автономия воли сторон выражается в том, что каждая сторона , будучи независимой, принимает решение свободно, по доброй воле. 4.Обратите внимание на то отношения по поводу чего регулируются( имущественных и личных неимущественных отношений.), что является объектом отношений. Вывод по 2. 3 особенности : (2)объекты отношений- им и личные неимущественные отношения и блага, (3) превалируют имущественные отношения над личными неимущественными. 5.Что такое имущественные отношения? Личные неимущественные отношения? | Обучающиеся работают с текстом УП стр 153-154 Гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые (1)регулируют на началах равенства и автономии воли сторон (2, 3)имущественные и личные неимущественные отношения. Гражданские правоотношения – это урегулированные нормами гражданского права имущественные и личные неимущественные общественные отношения (Уточнение на стр 154 ) Выделяют три особенности
Имущественные : по поводу материальных благ (имеют денежную оценку: вещи, услуги) Личные неимущественные, нематериальные блага (изобретения, творчество, честь, достоинство, изобретения, произведения литературы, искусства, право на неприкосновенность частной жизни) | |||||||||
| | Первичное закрепление понятия гражданского права. Решение логического задания на распознавание имущественных и личных неимущественных отношений ( приложение 5) Определите, в каких примерах идёт речь о имущественных, а в каких – о неимущественных отношениях: 1 Анатолий приобрёл в магазине «Эльдорадо» видеокамеру. 2 Игорь написал стихи и отнёс их в местную газету «Рабочее слово» для публикации. 3 Отдыхая на пляже, Ирина взяла на прокат 2 топчана. 4 Георгий месяц назад получил наследство от дедушки. 5 Светлана исполнила на школьном вечере песню собственного сочинения. 6 Сергей Иванович прочитал в местной газете, что он вор и не доплачивает зарплату своим сотрудникам. | Обучающиеся решают задание в парах . Ответ: имущественные отношения – 1,3,4. Личные неимущественные отношения- 2,5,6 | |||||||||
|
| Организация работы с текстом УП стр. 154. Слово учителя. Гражданское правоотношения как и все правоотношения обязательно должны иметь 3 элемента: 1.Какие? С объектом разобрались. Переходим к субъектам (равным сторонам), их согласно схеме, две. Кто это? Вывод: особенность ГО - в субъектах А кто может быть физическим лицом (Граждане, лица без гражданства, иностранные граждане - апатриды). А юридическим лицом? (коммерческие и некоммерческие организации, государство, субъекты, государственные органы, если они вступают в гражданско – правовые отношения на началах равенства) 2.В чем особенность содержания ГП? Организация работы с текстом УП стр. 154 Уточнение учителя: В гражданских правоотношениях каждая сторона обладает правами и обязанностями. Но бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а другая- только обязанности( Вы дали в долг, обязанность взявшего – вернуть.) | 1.Ответ учащихся: субъект, объект и содержание. Осуществляют поиск ответа в УП. Физические лица и юридические лица. К ЮЛ относятся также РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, если они вступают в гражданско – правовые отношения. Названы лицами, что подчеркивает равенство сторон. 2. содержание: взаимные права и обязанности участников правоотношений, | |||||||||
| | Первичное закрепление структуры правоотношений Определите элементы следующих правоотношений: А) Гражданин А. и гражданин Б. заключили договор купли-продажи , согласно которому гражданин А. продал гражданину Б принадлежавший ему холодильник. Б) По договору найма жилого помещения гражданин Трофимов К.И. предоставил дом, принадлежащий ему на праве личной собственности, в пользование гражданину Андрусову П.К. на определённый срок и за определённую плату.
| Обучающиеся решают задание: А) Субъекты: Гражданин А и Б ( физические лица) Объекты – материальное благо (холодильник) Содержание: Гражданин А: обязан продать в должном состоянии, имеет право получить деньги Гражданин Б: оплатить обязан, имеет право отказаться, если не соответствует условиям договора Б) Субъекты - Трофимов и Андрусов Объекты: дом Содержание: | |||||||||
| | Разбор 3 вопроса. Виды договоров. Организация работы по схеме- кластеру Учитель: Вступая в правоотношения, мы заключаем сделку . Сделки бывают разных видов.
Например: - получение внучкой наследства - установление права собственности на квартиру, Письменная, односторонняя, безвозмездная. - покупка машины – т.е. установление права собственности на машину и обязанности по её содержанию, уплате налогов и т.д; Двухсторонняя, в устном виде(чек в магазине), возмездная | Работают с текстом УП стр. 155. Идет работа по схеме . Сделка- действия физических или юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей | |||||||||
| | Первичное закрепление. Определите виды договоров: (не меньше 3-х позиций) А) Дедушка подарил внучке машину; Б) Семья приобрела стиральную машину в магазине; В) В школу на время летних каникул наняли бригаду строителей для проведения ремонта. | А) дарение, в устной форме, безвозмездный, односторонний Б) купли – продажи, двустронний, в устной форме В) письменной форме, договор подряда, многосторонний | |||||||||
| | Разбор 3 вопроса. Гражданская дееспособность несовершеннолетних 1.Вспомним понятие дееспособность, деликтоспособность, правоспособность. 2. организация работы по таблице «Гражданская дееспособность несовершеннолетних» Найдите , используя текст учебника и таблицу, уровень своей дееспособности(приложение 5 ) | Дееспособность - способность своими осознанными действиями осуществлять субъективные и юридические обязанности( УП стр143) Деликтоспособность– способность гражданина нести ответственность за причинённый вред за свои действия. Правоспособность - способность иметь права и обязанности согласно законам РФ | |||||||||
| | Выполнение заданий 1, 3 стр. 160 УП ИЛИ Первичное закрепление по гражданской дееспособности несовершеннолетних (задание в форме ОГЭ). Наполните, сколько баллов получим за правильный ответ(1 балл) Зад №19. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия. Виктору – 12 лет, Антону – 15 лет. Сравните объёмы дееспособности (правовые статусы) 12-летнего и 15-летнего подростков. 1)совершение мелких бытовых сделок | Обучающиеся решают задания Ответ: 13 24 | |||||||||
| | Разбор 4 вопроса. Права потребителя и защита прав потребителя. Организация работы по таблице – схеме и решение проблемного задания (приложение 5 ) Ситуация: Вы купили фирменные джинсы, а они оказались подделкой. 2. Вы купили мобильный телефон, а он после подключения на подзарядку загорелся, в результате чего в комнате возник пожар. Во всех этих случаях вы потребитель, права которого нарушены. Какие ваши права потребителя нарушены. Вывод: Так, возникает необходимость защиты наших потребительских прав. В этом у нас есть 2 пути: 1. – договориться с продавцом: о замене товара на равноценный, о ремонте за счёт продавца или производителя (если это брак), о возврате денег. Если договориться не получается – то 2. – разбирательство через суд. | Обучающиеся работают по схеме и осуществляют анализ ситуаций | |||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | 1.Поможет ли знание этой темы в жизни? В каких жизненных ситуациях? Какими источниками права будете руководствоваться (стр. 153) 2.Прием «Три момента»: отметьте те 3 момента, которые вы считаете самыми важными для вас на уроке | Обучающиеся высказывают сое мнение о важности темы, оценивают свою работу на уроке. | |||||||||
VI. Решение проблемы | | Гражданское право называют сегодня « фундаментом делового мира». Объясните, ПОЧЕМУ: | Обучающиеся аргументируют свою точку зрения ( в случае необходимости можно обратиться к тексту на стр. 152 УП . Введение к параграфу) | |||||||||
VII/ Домашнее задание | 2 | Параграф 19, ч, п, в. Зад из рубрики «В классе и дома» №№ 1,3,6 | Запись д/з |
Приложение 1.
16.Выберите правильный ответ.
К какой из представленных ситуаций применима правовая норма?
1) Гражданин С. вошёл в храм, не сняв головного убора;2) Будучи в гостях, гражданин С. испачкал скатерть соусом; 3) Гражданин С. проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора;4) Гражданин С. добровольно отказался от бесплатной путёвки в санаторий.
Ответ: 3
17.Выберите правильный ответ.
Что отличает право от других социальных норм?
1) регулирование поведения людей 2) опора на представления о добре и зле;3) непрерывное действие во времени; 4) установление государством
Ответ: 4
18. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Право представляет собой совокупность общеобязательных правил (норм). Б. Право регулируется только силой общественного мнения.
1) верно только А; 2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны
Ответ: 1
Приложение 2
Зад № 19. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
На уроке обществознания учитель рассказывал о нормативных правовых актах. Сравните Конституцию и любой другой нормативный правовой акт.
обязательность исполнения
верховенство в правовой системе страны
юридическая ответственность за нарушение
4)закрепление основ государственного строя
Ответ: 13 24
Приложение 3.
1.Гражданин Н., угрожая кассиру магазина, потребовал от него передать ему деньги из кассы, что тот и сделал
2. Гражданин М., потерял кошелек с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролеры потребовали заплатить штраф.
3.Дедушка подарил внучке в связи с ее вступлением в брак акции строительной компании
1.Разберите ситуации и определите три элемента правоотношений
2.Укажите, нормами какой отрасли права регулируются данные правоотношения
Гражданское право-
Приложение 4.
Гражданский правоотношения-
Источники права
Правосубъективность
Структура правоотношений
Приложение 5
Приложение 6.
Выполнение заданий 1, 3 стр. 160 УП
Или Зад №19 Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
Виктору – 12 лет, Антону – 15 лет. Сравните объёмы дееспособности (правовые статусы) 12-летнего и 15-летнего подростков.
1) совершение мелких бытовых сделок
2) распоряжение своим заработком, стипендией и иными доходами
3) совершение не требующих нотариального удостоверения сделок, направленных на безвозмездное получение выгоды
4) внесение вкладов в кредитные учреждения и распоряжение ими
Ответ:
13 24
Приложение 7.
Право на необходимую и достоверную информацию о товаре (срок годности, срок службы, гарантийный срок), включая инструкцию, которая должна быть на русском языке
.
Права потребителей
Право на качество товара(соответствие требованиям стандарта, условиям договора, соответствие качественному знаку)
Право на безопасность товара (услуги) для жизни, имущества и окружающей среды
Право на возмещение ущерба (материального и морального)
Право на просвещение ( знание своих прав потребителя)
Литература и интернет – ресурсы
1.
2. https://soc7-
3.
4.