12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
7

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Имя прилагательное"

Технологическая карта урока

по учебному предмету «Русский язык». Класс - 5. Составлена: Игнатьевой Ларисой Васильевной, учителем русского языка и литературы МКОУ Старощербаковской СОШ Барабинского района.

УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Бархударов С.Г. и др.

Тема урока

Имя прилагательное

Тип урока

Повторение изученного материала.

Цель урока

Показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении, правильно употреблять прилагательные в речи.

Основные термины и понятия

Имя прилагательное, эпитет, склонение имен прилагательных – изменение по числам, родам и падежам, синтаксис.

Информационно-образовательная среда:

Ресурсы

Межпредметные связи

Информационный материал УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Бархударов С.Г. и др.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, памятки, схемы.

Диагностический материал: страницы учебника, экспресс-тест, раздаточный материал.

Литература

Планируемы результаты

Предметные


Метапредметные

Личностные

знать, на какие вопросы отвечает прилагательное;

знать об изменении прилагательных по родам, падежам и  числам, о  согласовании прилагательных с  существительными;

знать способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу);

изменять прилагательные по родам, падежам и  числам; согласовывать прилагательные с  существительными;

пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного;

определять синтаксическую роль имен прилагательных в предложении;

Ученик получит возможность научиться (ПУ):

Анализировать и корректировать допущенные ошибки.


Владеть разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации, извлекать информацию из текста, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Познавательные УУД Ученик научится (БУ):

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

проводить сравнение, самостоятельно строить выводы на основе сравнения; проводить анализ и классификацию изучаемых объектов (по нескольким существенным признакам),

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Ученик получит возможность научиться (ПУ):

извлекать информацию, представленную в разных формах;

- расширять свои представления об изучаемых явлениях.

Регулятивные УУД Ученик научится (БУ):

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

Ученик получит возможность научиться (ПУ):

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД Ученик научится (БУ):

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении; – участвовать в учебном диалоге;

- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Ученик получит возможность научиться (ПУ):

оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации,

осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Будут созданы условия для формирования у ученика:

- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, учебно-познавательной мотивации;

- осознания смысла учения и личностной ответственности за будущий результат;

- готовности открыто выражать свою позицию на уроке;

- адекватного понимания причин успеха или неуспеха учебной деятельности;

- самостоятельности.


Этапы урока


Формируемые УУД, компоненты ФГ

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Мотивационно-ориентировочный этап

- Свой урок мы начнём как обычно с артикуляционной гимнастики: упражнение КАЧЕЛИ.

Сегодня мы должны подготовиться к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"


Компоненты языковой ФГ:

готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка (формирование точных языковых знаний);

- стремление к совершенствованию собственной языковой культуры. (Как результат - осознание богатства, красоты и выразительности русского языка).

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог). Познавательные УУД

- определять границы знания/незнания.

Регулятивные УУД

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность.

Коммуникативные УУД

- участвовать в учебном диалоге.

1.2 Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность: познавательный интерес, потребность в самоутверждении.

На доске записана загадка:

«Сам … кафтан …»

Почему вы её не поняли?

Помогли вам данные слова догадаться, о чём идёт речь?

Каких слов не хватает?

Послушайте ещё раз:

Сам – алый, сахарный; кафтан – зелёный, бархатный. (Арбуз)

Какие слова помогли отгадать загадку?

Что она обозначают? (Признак предмета.)

- Наблюдательными, сообразительными, старательными, любознательными – такими я вижу вас сегодня на уроке. Что за слова я назвала? (Имена прилагательные)

А какими вы видите себя на уроке? Продолжите этот ряд прилагательных.

- Сегодня мы продолжим изучать эту часть речи.

О каких словах пойдёт речь на уроке?

Сформулируйте тему урока.

По опорным фразам сформулируйте цель урока:
Опорные фразы:

Повторить изученное об … (имени прилагательном)

Учиться … речи (использовать прилагательные в устной и письменной речи)

Определить … в предложении. (синтаксическую функцию прилагательных)


1.3. Цель учащихся: повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении,  правильно употреблять прилагательные в речи, определять безударные окончания прилагательного.


1.4. Учебная задача: правильно определять морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении, правильно употреблять прилагательные в речи, определять безударные окончания прилагательного.


2. Поисковый этап

2.1. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей.

Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

“ ! ” — Я это знал.

“ + ” — Новое для меня.

?” — Вопрос.

Информационный текст

Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы: какой, какая, какие.

Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Чаще всего имя прилагательное встречается в тексте-описании.
Оно даёт нам представление о том, как предмет выглядит по форме, цвету, вкусу, запаху.

Также прилагательное передает отношение говорящего к предмету разговора, характеризуя его.

Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

Начальная форма имени прилагательного- форма именительного падежа единственного числа мужского рода.

Окончание имени прилагательного можно узнать по существительному, от которого оно зависит. Нужно только задать вопрос.

Красив ого (как ого ?) сада

Больш ому (как ому ?) дому

В предложении прилагательное играет роль второстепенного члена предложения.

Лёгкий и чистый воздух проникал в каждую клеточку.

Чтобы максимально полно передать картинку, выраженную прилагательным, используют эпитеты. (красочные определения, употребленные в переносном значении).


- Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени прилагательном.

(Работа в парах)

I группа

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

2. Что обозначает прилагательное как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет прилагательное?

II группа

4. Как изменяется имя прилагательное?

5. Каким членом предложения обычно бывает?

6. С какой частью речи чаще всего связано имя прилагательное?


Компоненты языковой ФГ:

- готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка (формирование точных языковых знаний – фонетики на повышенном уровне, знаний о правописании словарных слов, о грамматических категориях имен прилагательных).

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли).

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания).

- проверка задания в парах.

Регулятивные УУД

- проверка результатов;

- адекватное восприятие указаний на ошибки и исправление найденных ошибок.


2.2. Составление учащимися (при участии педагога) плана.

- Какие же задачи мы поставим для себя на уроке?

План

Роль прилагательного в речи.

Общее значение имени прилагательного

Морфологические признаки имени прилагательного

Синтаксическая роль


Компоненты языковой ФГ:

Коммуникативная грамотность

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания).

Регулятивные УУД

осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей.

3. Практический этап

3.1. Определить роль прилагательного в речи.

Форма организации учебной деятельности

Использование проблемно-диалогического метода: деятельность учащихся организуется на основе самостоятельного поиска и открытия знаний в ходе наблюдения.

Содержание проводимой работы:

С помощью приёма «Соколиный глаз» находим прилагательные в тексте …

«Постой,-

Отвечает ветер буйный,-

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места;

В том гробу твоя невеста».

Учащиеся называют автора текста, название отрывка, находят прилагательные.

С помощью приёма «Следствие ведут знатоки» определяют прилагательные в прямом значении и прилагательные в переносном значении (эпитеты) (по парам, сверяют с эталоном на слайде)

Предполагаемый итог работы

Повторение ранее изученного материала, открытие нового знания.

Физкультминутка для глаз (видеоролик).


Компоненты языковой ФГ:

- готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.

Читательская грамотность (готовность к смысловому чтению).

Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге).

Познавательные УУД

- проводить сравнение, строить выводы на основе сравнения.

Коммуникативные УУД

- высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные УУД

осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей.


3.2. Общее значение имени прилагательного.

Форма организации учебной деятельности

А теперь каждый из вас будет заниматься индивидуально, или в паре, или в группе – решайте сами. (Разноуровневая самостоятельная работа)

Содержание проводимой работы:

1. Кто не боится сложных задач – ваша работа исследовательская. Перед вами статьи из детской энциклопедии о разных животных и карта исследования зеленого цвета. Необходимо ее заполнить.

2. Кто любит творчество, ваша работа творческая: на оранжевой карте написать объявление о пропаже собаки (кошки), употребив определенное количество прилагательных, чтобы как можно точнее описать животное.


Ребята самостоятельно делают вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, помогают нам описать предмет более точно, образно, указать на признаки предмета.


Компоненты языковой ФГ:

- обобщение и закрепление полученных знаний, организация работы по совершенствованию навыка проверять результаты своей деятельности, личная оценка прочитанного.

- готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка (формирование точных языковых знаний об особенностях склонения имен прилагательных во множественном числе).

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге). Познавательные УУД

- проводить сравнение, строить выводы на основе сравнения. Регулятивные УУД

- работать по плану, инструкции, с разными источниками информации.

Коммуникативные УУД - высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения.

Личностные: 

уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: 

уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: 

уметь проговаривать последовательность действий на уроке


3.3. Морфологические признаки имени прилагательного.

Форма организации учебной деятельности.

Работа в парах.


Содержание проводимой работы:

Согласуйте существительное с прилагательным.

В (темное) небе, за (густой) лесом, в (осеннее) небе, средь(стройные) берез, в (пахучая) хвое, у (высокое) дерева, после (жаркое) лета, (холодный) ветром, в (дальняя) дорогу.


-Выделите окончание прилагательного, определи падеж.

-Сделайте полный морфологический разбор прилагательного, пользуясь составленной схемой (таблицей), сверьтесь с порядком разбора прилагательного по учебнику.


Взаимопроверка.


Предполагаемый итог работы.

Актуализация освоенных ранее представлений об имени прилагательном.


Компоненты языковой ФГ:

- готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка (формирование точных языковых знаний об особенностях склонения имен прилагательные).

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге). Информационная грамотность (умение осуществлять поиск информации в учебнике).

Познавательные УУД

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса. Регулятивные УУД

- работать по таблице, схеме.

Коммуникативные УУД

- установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество в парах.

- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества в паре.

- осуществление взаимного контроля, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих, готовность слушать собеседника

3.4. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Форма организации учебной деятельности.

Индивидуальная работа с взаимопроверкой.


Содержание проводимой работы:

Еще одно испытание сегодня вас ждет, вам дан текст с пропусками слов. Вам нужно вставить слова, подходящие по смыслу и определить, каким членом предложения являются вставленные слова.

Живет у нас в лесу птица. Это черная птица с белыми пестринками, а на затылке у нее яркие красные перышки. У птицы прямой клюв.

Предполагаемый итог работы.

Актуализация освоенных ранее представлений об имени прилагательном.

Вывод:

Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого.


Компоненты языковой ФГ:

- готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка (формирование точных языковых знаний о синтаксической роли имени прилагательного).

- обобщение и закрепление полученных знаний, организация работы по совершенствованию навыка проверять результаты своей деятельности, личная оценка прочитанного.

- стремление к совершенствованию собственной языковой культуры.ю

Интегративные компоненты ФГ:

Коммуникативная грамотность (участие в учебном диалоге).

Регулятивные УУД

- проверка результатов;

- адекватное восприятие указаний на ошибки и исправление найденных ошибок.

Познавательные УУД

- делать выводы и личные умозаключения в результате совместной работы учителя и класса.

Коммуникативные УУД

- владеть монологической и диалогической формами речи,

- давать эмоциональную оценку полученной информации

- адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании.

4. Рефлексивно-оценочный этап

4.1. Проверим, насколько хорошо вы освоили имя прилагательное. Отвечайте только «да +» или «нет - ».

Экспресс – тест (на карточках)

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета. (+)

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Где? Чей? (-) 3. Имена прилагательные в ед. числе изменяются по родам и падежам. (+)

4. Имена прилагательные во мн.ч. изменяются по родам. (-)

5. Прилагательное всегда стоит в том же числе, роде и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.(+)

6. Безударное падежное окончание прилагательного определяй по вопросу от существительного, к которому оно относится. (+)

7. Ученик написал правильно: к шумной реке, за яркеми искрами, у синей ленты. (-)

8. Ученик определил грамматические признаки прилагательного правильно: между высокими деревьями – мн.ч., ср.р., Т.п. (-)

Самостоятельная проверка по эталону (на слайде) и оценивание согласно критериям: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», более 4 ошибок – «2».

Компоненты читательской ФГ:

анализ и обобщение полученной информации, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания).

Регулятивные УУД

- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД

- осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

4.2. Сегодня на уроке мы повторили… все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ______, _____ . Мои одноклассники были _________,_____.Они давали______, _____ответы. На уроке я узнал много __________ и ________. Результат выполненного мною задания ______. Своей работой на уроке я _______. И сейчас у меня _______ настроение.


Домашнее задание.


Компоненты языковой ФГ:

- личная оценка усвоенного материала, осмысление процесса и результата деятельности, проверка достижения собственной цели.

Интегративные компоненты ФГ:

Проведение самооценки по данной инструкции, пользуясь предложенным инструментарием.

Познавательные УУД

проводить анализ усвоенного, сравнение, строить выводы на основе сравнения.

Регулятивные УУД

- работать по инструкции.

Коммуникативные УУД

высказывать и обосновывать свою точку зрения; допускать существование различных точек зрения.





Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.