12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31872
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»
30

Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме «Сила тяжести. Явление тяготения».

Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме «Сила тяжести. Явление тяготения».

К статье «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения». 

https://урок.рф/library/statya_sovremennie_tehnologii_obucheniya_problemi_055153.html

Тема

«Сила тяжести. Явление тяготения».


Тип урока:

Урок открытия новых знаний.




Цель

расширение представления учащихся о силах посредством введения понятия «сила тяжести» и ознакомления с явлением тяготения.


Задачи

Образовательные:


1.используя занимательные задачи и демонстрационный эксперимент ввести понятие «сила тяжести», «сила всемирного тяготения»;

2.в ходе решения экспериментальной задачи определить связь между массой тела и силой тяжести;

3.в процессе работы на уроке, обучающиеся должны увидеть связь данной темы с ситуациями из жизни.


Развивающие:


1.используя занимательный материал и демонстрационный эксперимент продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;

2.развивать у обучающихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

3.продолжить развитие умений работать с физическим оборудованием.

Воспитательные:


1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;

3.работая в группах воспитывать коммуникативную культуру школьников.


Планируемый результат. Метапредметные результаты.

1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о видах сил;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.формирование понятий «сила тяжести» и «сила всемирного тяготения»;

2. владение экспериментальными методами исследования для определения зависимости силы тяжести тела от его массы;

3. понимание смысла закона всемирного тяготения;

4. владение способами выполнения расчетов при нахождении силы тяжести;

5.уметь объяснять задачи на основе полученных знаний о силах.


УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Основные понятия темы

Сила, вектор, модуль, сила тяжести, всемирное тяготение.


Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы Оборудование

1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

2.Работа с рисунками.

3.Наблюдение за демонстрациями учителя.

4.Постановка фронтальных опытов.

5.Решение текстовых качественных задач.


Технология педагогические Мастерские.


1.словесные;

2.наглядные;

3.практические

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая.

Ресурсы. Мультимедийный проектор, презентация, цветные стрелочки, магниты, листы бумаги фломастеры.

Оборудование.

Глобус, человечек, 28 листов бумаги, 28 визиток, бумажные кубики, 14динамометров, 28 грузов, шары разной массы, шарик, наклонный желоб, шарик на нити, штатив, магниты.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Ритуал приветствия. Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

3 мин.

2.

Этап мотивации.

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает обсудить отрывок из стихотворения, назвать тему урока, определить цель.

Слушают. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

4 мин.

Операционно – исполнительный компонент

3.

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.


Работают индивидуально, в парах и группах. Общеклассная работа.

Личностные, познавательные, регулятивные

28 мин.






.

Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает устный физический диктант «Плюс или минус».

Решают. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

7 мин.

5.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на слайде в презентации.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

6.

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Рефлексия «Как я работал на уроке»?

Выбирают.

Личностные, познавательные, регулятивные

2 мин.


Учитель.

1. Ритуал приветствия «Настроение».

Здравствуйте! Настроимся на совместное продуктивное общение.

Посмотрите на меня.

Если вы сейчас на что - то сердиты, то закройте глаза.

Если вы считаете что у вас сейчас хорошее настроение - подмигните.

Если вы сейчас чем-то недовольны, то покачайте головой.

Если вы рады встречи со мной, то улыбнитесь.

Я вижу улыбки на ваших лицах. Значит, вы готовы к работе и общению со мной. (3мин.)

2. Мотивационный этап. Целеполагание. (Слайд№1)

А еще я заметила, как дружно вы выполняли мои задания. Ведь совместными усилиями можно многого добиться, много сделать и узнать. Посмотрим, догадаетесь ли вы, какая физическая величина спряталась в стихотворении А.С. Пушкина.

«Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей.

Страшатся щуки крокодила,

От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.

Всегда имеет верх над слабостию сила» («Нравоучительные четверостишия» А.С. Пушкин).

Правильно. Молодцы! Так о чем сегодня нам предстоит узнать, что понять, чему научиться?

Ученики высказывают свои мысли по теме урока.

Учитель. Совершенно верно. Тема урока связана с понятием «сила». Попытаемся выяснить, что вы уже знаете о силах, а что для вас ещё остается неизвестным, непонятным.

То, что мы сейчас будем делать, немножко вас удивит. Я прошу вас нарисовать слово «сила». (4 мин)

Дальнейшие действия согласно технологическим этапам. (Таблица№1) (Слайд№2)

Таблица№1.


ЭтапыДействия учителяДействия ученика 

1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Нарисуйте слово «сила»; - Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком

Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют ассоциации

2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что вы знаете о силах.

Записывают все, что знают о познавательном объекте

3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".

Работают в парах по заданию учителя.

4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".

Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.

5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. "Разрыв" - внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
Организует работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия.

Показывает демонстрационный эксперимент

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
Работают с источниками информации, выполняют ФЭЗ.
Закрепляют и применяют полученные знания


Обсудим, что у вас получилось. Некоторые ваши умные мысли я буду фиксировать на доске. (14мин.) (Слайд№3)

Все тела во Вселенной (ВСЕ!) связаны невидимыми «нитями» тяготения. Всё притягивается! Всё стремится друг к другу! И вы тоже.

Тяготение властвует во Вселенной, в мире гигантских масс планет, звезд, галактик.

Взаимное притяжение всех тел называют всемирным тяготением, а силы притяжения гравитационными.

Первым доказал и установил закон всемирного тяготения Исаак Ньютон. Согласно этому закону, силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними. (3мин)

Учитель: Глобус – это макет Земли. А вот интересно, Земля круглая (ставит фигурку человечка на глобус), почему тогда мы с нее не падаем? Значит, есть какая-то невидимая сила, которая притягивает всех к Земле?! (Слайд№4-5)


Для всех живущих на Земле особое значение имеет сила притяжения тел к Земле.

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

Сила тяжести обозначается буквой F с индексом: Fтяж.

Сила тяжести измеряется в Ньютонах. Она всегда направлена вниз.

Физкультминутка. Давайте, попробуем подпрыгнуть, сможем ли мы улететь? (прыгают) Еще сильнее, сильнее… Мы падаем вниз. Нас притягивает к себе Земля. А предметы притягивает или нет? Проверим?

Проверим наше утверждение.

Д.Э. №1 падение металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити;

Д.Э. №2 движение шарика по наклонному желобу,

ФЭЗ. А теперь выясним на опыте, от чего зависит сила тяжести. Возьмем в руки пружину. Подвесим к нему один груз, что произошло? Подвесим два груза? Что можно сказать о зависимости силы тяжести от массы груза? (5мин.)

Вывод. Сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела. Во сколько раз масса одного тела больше массы другого тела, во столько же раз и сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести, действующей на второе.

А если мы разделим значение силы тяжести на массу, то, что у нас получится? 1Н/0,1кг=10; 2Н/0,2кг=10; 3Н/0,3кг=10. Итак, отношение силы тяжести к массе тела для всех тел постоянно. Эту величину мы обозначим буквой g и запишем: Fтяж. = m*g. Точные измерения в разных точках земного шара показали, что значение постоянной g зависят от широты местности. Так для полюса g = 9,832Н/кг, на экваторе g=9,780Н/кг, на географической широте 45градусов g =9,806 Н/кг. (2мин) (Слайд№6)

Закрепление.

1. Почему сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе? А на вершине горы несколько меньше, чем у ее подножия?

2. Почему тела, брошенные горизонтально, падают на землю?

3. Только ли к Земле притягиваются тела? Почему это незаметно?

4. Известно, что авторучка «отказывается» писать на вертикальной плоскости. Проверьте на опыте и объясните, почему так происходит. (Под действием силы притяжения Земли возникает зазор между пастой и пишущим шариком ручки).

5.Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п.

6. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

7.Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх.

8. Масса листика, сорвавшегося с березы, - 0,1 г, а масса кота Яшки, размечтавшегося о птичках и сорвавшегося с той же самой березы, 10 кг. Во сколько раз сила тяжести, действующая на планирующий листик, меньше силы тяжести, действующей на планирующего кота?

Ответ: в 10000 раз. Во столько же раз, во сколько масса листика меньше массы кота. Птички считают, что это справедливо.

9. Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается? (7мин.)

Проверка. Игра «Верю - не верю» (2мин.)

1. Сила определяет меру действия одного тела на другое. (Да.)

2. Сила измеряется в Джоулях. (Нет.)

3. Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела, называется силой тяжести. (Да.)

4. Чем больше массе тела, тем меньше его сила тяжести. (Нет.)

5. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. (Да.)

6. Итог. Подача домашнего задания. (Слайд№8) (3мин.)

Учитель: надеюсь, что урок показал вам, что «Знание – это тоже сила!» А домашнее задание будет следующим: прочитать параграф №25 и ответить на вопросы после параграфа.

Учитель: ребята, мне было очень приятно с вами сегодня поработать. Хочу вам открыть один секрет. Физики видят то, что видят все: предметы и явления. Они так же, как и все восхищаются красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой им открывается еще одна красота – красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.

7.Рефлексия «Стрелки»! (2мин.) (Слайд№15)


Литература.

А.В. Перышкин «Физика. 7класс»//М.: Дрофа, 2014.-224с.

https://urok.1sept.ru/articles/673848

https://libking.ru/books/humor-/humor/194235-grigoriy-oster-zadachnik.html




Презентация к уроку
PPTX / 4.56 Мб

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 31.07.22 в 09:05 2Ответить Пожаловаться
Всё продумано! Отличная работа! И лирикам всё понятно!!!!
Забелина Маргарита Владимировна, 31.07.22 в 10:05 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за внимание к работе и отзыв, уважаемый лирик!!!!
Медведева Татьяна Петровна, 31.07.22 в 19:25 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за ресурс высокого качества.
Забелина Маргарита Владимировна, 01.08.22 в 02:34 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Татьяна Петровна!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.