Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
Статья «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения».
Я учитель физики, но очень люблю рисовать. Не удивляйтесь! На листке бумаги я могу изобразить что-то такое, чего вообще не существует или то на что мы совершенно не обращаем внимания в своей повседневной жизни. Например, скорость или плавание тел, звук или зрение, электрический ток или энергию. Конечно, вы сейчас скажите, что все эти понятия и процессы относятся к физике. Но я уверена в том что, читая эти слова, вы уже в уме рисуете картинки – ассоциации. И у каждого из вас свой рисунок, потому что вы индивидуальны и уникальны. А еще у вас есть «багаж» знаний по данному вопросу и вы готовы поделиться своими мыслями с окружающими. А если подобное задание предложить детям? «Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует всё, что его интересует» - замечательные строчки из стихотворения советского поэта Валентина Берестова. Для меня эти слова стали руководством к действию. Если рисунок, личный опыт и желание высказать свое мнение объединить на уроке, то можно получить хороший результат. Рисунок – это мотивация и активизация мыслительного процесса. Обсуждение рисунка – это работа в команде, желание показать свои знания одноклассникам, узнать что-то новое. А в целом получается активное изучение нового материала, силами самих учеников. Такую технологию обучения называют «Педагогическая мастерская» и узнала я про нее на курсах повышения квалификации более 10 лет назад. С тех пор периодически использую на уроках физики и могу назвать ее достоинства и недостатки. Наверное, самый главный плюс этой необычной технологии, в том, что сам процесс играет большую роль, чем результат. Она может быть использована на уроках по разным предметам и подходит для любого возраста. Дети с интересом работают и в старших и в младших классах. Я провожу уроки физики с помощью технологии «Педагогическая мастерская» с 7 по 11 класс.
Существуют различные «мастерские». Моя «мастерская» должна обязательно начинаться с рисунка того объекта, физического явления, процесса, который предстоит изучить. Поэтому после обязательного этапа мотивации я предлагаю подумать и нарисовать слово, означающее познавательный объект. Такое задание вызывает интерес и удивление. А мне это и надо! Начинается процесс творчества и познания. Рисунок лучше выполнять на отдельном листке, чтобы потом можно было показать его классу. Если ученик не хочет выставлять свое «произведение», то не стоит настаивать. Он имеет право оставить его у себя. Редко когда рисунки бывают одинаковые. Они отличаются своим исполнением и содержанием. Например, на фотографиях вы видите, как ученики 10 и 8 классов представили понятия «энергия» и «зрение».
Во время работы над рисунком у ребят возникают разные ассоциации с познавательным объектом. Они должны их записать рядом со своей картинкой. На этом первый технологический этап завершается. Называется он «Индукция». Время первого этапа не более 5 минут. Он предполагает создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Следующий этап - «Самоконструкция». Ученикам необходимо записать все, что они знают про данный изучаемый объект или вопросы, которые у них возникли в процессе рисования. Вот что написали некоторые ученики 7 и 8 классов про «механическое движение» и «электрическую энергию».
А вот так необычно слово «звук» представил себе ученик 9 класса. И он прав! Многие указанные им явления и тела связаны с этим понятием.
Бывает и такая ситуация, что дети ничего не знают про изучаемый объект и не могут написать ассоциации. Будьте к этому готовы, не переживайте. В этом нет ничего страшного. Возможно, ученик вспомнит какую-то информацию во время обсуждения. А картинку он в любом случае нарисует. Время второго этапа 3-5 минут.
Важнейшим элементом технологии «Педагогических Мастерских» является работа в парах постоянного состава и групповая. Следующие этапы - «Социоконструкция» и «Социализация» предполагает именно такие формы работы. Ученики сначала показывают свои рисунки и записи своему соседу по парте, а потом объединяются в группы. Обычно я предлагаю развернуться или подойти, тем, кто сидит рядом. В течение 7 - 10 минут они обсуждают свои рисунки, ассоциации, вопросы, факты и готовят одного выступающего. Выступающий должен кратко передать информацию по теме, которую получил от группы. В этот момент в классе возможен рабочий шум, так как дети с интересом знакомятся и обсуждают рисунки своих одноклассников.
В процессе всей творческой деятельности школьников учитель наблюдает, слушает и не задает вопросов. Он не торопится помогать и отвечать, но фиксирует то, что происходит в группах. В некоторых ситуациях «Мастер» может включиться в работу, но на равных условиях со всеми участниками «мастерской».
Помните, что творческая активность к ученикам приходит не сразу. Иногда, особенно на первых порах, дети чувствуют стеснение и неуверенность. Поэтому, чтобы работа в группе была эффективна, я предлагаю учащимся обсудить некоторые правила. Эти правила вы можете изменять, дополнять, но обязательно соблюдать во время работы на уроке. Предлагаю примерный список правил и принципов работы в «мастерской».
1. В «мастерской» все равны! Решение проблемы зависит от работы каждого члена группы.
2. Не перебивай, а внимательно слушай своих товарищей, тогда ты их поймешь.
3. Можно попросить повторить, если не понял.
4. Излагай свои мысли кратко и четко.
5. Не критикуй, не смейся. Каждый имеет право на ошибку и свое мнение.
6. Принимаем к обсуждению все факты и вопросы.
7. Не бойся ошибаться! Самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.
8. Мы не спорим, а ведем диалог!
На этапе «Афиширование» выступающие от каждой группы представляют рисунки и результаты совместной работы. Рисунки прикрепляем на магнитную доску.
Группа может помогать своему выступающему, если у него возникли трудности. Ответы, представленные от каждой группы, фиксируем кратко, не повторяем то, что было сказано ранее. Записываем на доске только ключевые слова или словосочетания. Нельзя заранее знать, о чем будут говорить, и рисовать ученики. Поэтому «Мастеру» надо быть готовым к неожиданным вопросам и ответам. Он должен аккуратно направить диалог в нужное русло, не обижая и не ограничивая свободу выступления ученика. Общение должно быть открытым и доброжелательным.
На этапе «Разрыв» обучающиеся осознают возникшие познавательные противоречия. Они понимают, что не всё могут объяснить, так как недостаточно определенных знаний. Чтобы ликвидировать данный «Разрыв» я использую работу с различными источниками информации, включая фронтальные экспериментальные задания и демонстрационный эксперимент. Все зависит от того какую тему мы изучаем и какой уровень подготовки учеников. Имеет значение и материально - техническая база кабинета физики.
Рассмотрим еще один рисунок по теме «Звук». Если учесть какие ассоциации написала ученица, то можно предложить детям выполнить несколько экспериментальных заданий.
Например, как меняет высоту звука линейка при уменьшении своей длины, и послушать «пение» расчески. Обязательно показать демонстрационный эксперимент с камертоном и микрофоном. Изучить таблицы «Частотный диапазон голосов», «Уровень интенсивности различных звуков», а текстовую информацию можно взять из учебника или других источников.
После того как будет устранен «разрыв» необходимо провести закрепление материала, подвести итоги работы и рефлексию. При закреплении обычно использую качественные или ситуационные задачи, игру «Верю – не верю». При рефлексии можно предложить ученикам составить синквейн.
Таким образом, «Педагогическая мастерская» содержат 7 последовательных этапов:
Индукция;
Самоконструкция;
Социоконструкция;
Социолизация;
Афиширование;
Разрыв;
Рефлексия.
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Я наблюдаю, как со временем у детей пропадает страх, неуверенность в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению.
Я попыталась определить некоторые отрицательные и положительные стороны использования технологии «Педагогических мастерских». Они представлены в таблице №1.
Таблица №1
Отрицательные | Положительные |
1. Необходима большая и серьезная подготовка учителя к уроку. Требуется достаточное количество времени. | 1.Развитие рефлексивной культуры школьника. Укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма |
2. Данную технологию можно использовать только при изучении определенных тем. Кроме того, я не использую ее на уроках решения физических задач и лабораторных работах. | 2.Развитие коммуникативной культуры школьников. Позволяет усилить включенность детей в групповое обсуждение проблемы, развивает навыки участия в групповой работе, в совместном принятии решений. |
3. Могут возникнуть трудности из-за недостаточного уровня сформированности у школьников общеинтеллектуальных умений. | 3.Овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности. Школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, анализировать, сравнивать, доказывать и оспаривать другие точки зрения. |
4. Увлечение групповой работой. | 4. Технология подходит для любого возраста. |
5. Нельзя заранее знать, о чем будут говорить, и рисовать ученики. Надо быть готовым к неожиданным вопросам и аккуратно направить диалог в нужное русло. | 5. Благоприятные и комфортные условия для работы. Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний, диалог. |
6. Чаще всего ученики выступают долго, задают много вопросов, поэтому надо контролировать время, иначе можно не успеть ликвидировать «Разрыв». | 6. Содействует появлению чувства свободы, то есть причастности каждого ученика к выбору своего пути при наибольшей самостоятельности. |
Психологическое воздействие на ученика, которое оказывает работа в «мастерской» настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков.
В таблице №2 представлены ссылки, по которым вы найдете технологические карты проведенных уроков. Я думаю, если вы познакомитесь с их содержанием, то лучше поймете, как организовать работу по данной технологии.
Таблица №2
№ | Тема, класс | Ссылка |
1. | Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Свет. Источники света» | https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_fizike_v_8_klasse_p_164547.html |
2. | Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Внутренняя энергия» | https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_fizike_v_8_klasse_p_131715.html |
3. | Технологическая карта урока в 8 классе «Электрический ток. Источники тока» | https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_elektricheskij_tok_isto_142701.html |
4. | Технологическая карта вводного урока по физике в 7 классе по теме «Механическое движение». | https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_fizike_v_7_klasse_p_043757.html |
5. | Технологическая карта урока по физике для 9 класса «Механические колебания и волны. Звук». | https://урок.рф/library/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_fizike_v_9_klasse_t_183055.html |
6. | Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Глаз. Зрение». | |
7. | Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Лампа накаливания». | https://урок.рф/library/tema_uroka_«lampa_nakalivaniya»__8_klass_145407.html |
8. | Урок физики для 11 класса «Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний» | https://урок.рф/library/«svobodnie_i_vinuzhdennie_kolebaniya_usloviya_voznikn_171353.html |
9. | Урок физики для 7 класса «Механическая работа» | |
10. | Урок физики для 9 класса «Высота и тембр звука. Громкость» |
В своей статье я познакомила вас только с одной инновационной технологией. Я рассказала про нее, потому что успешно применяю и знаю, что такая оригинальная технология позволяет организовать урок интересно и продуктивно.
Источники.
https://ychitelfiziki.ucoz.ru/publ/tekhnologija_pedagogicheskikh_masterskikh/1-1-0-14
https://multiurok.ru/files/sbornik-piedaghoghichieskiie-mastierskiie-kak-inno.html
https://goaravetisyan.ru/tema-tvorcheskoi-masterskoi-dlya-uchitelei-tehnologii-tehnologiya/
Потамошнева Наталья Алексеевна
Забелина Маргарита Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Забелина Маргарита Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Забелина Маргарита Владимировна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Забелина Маргарита Владимировна
Белянина Светлана Николаевна
Забелина Маргарита Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Татьяна
Забелина Маргарита Владимировна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Забелина Маргарита Владимировна