Технологическая карта урока русского языка на тему: "Способы образования сложных и сложносокращённых слов"
Технологическая карта урока русского языка
Домаскина Екатерина Игоревна
Тема урока: Способы образования сложных и сложносокращённых слов.
Класс: 6
УМК: Русский язык. 6 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О. и др. М.: Вертана-Граф, 2015. 288 с.
Тип урока: комбинированный.
Место урока в системе уроков: единственный урок в системе уроков.
Цели урока:
Воспитывающие:
способствовать ответственному отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
способствовать развитию интереса к русскому языку у обучающихся;
создать условия для осознанного, уважительного отношения к родному языку, культуре, традициям;
воспитывать стремление к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю.
Обучающие:
способствовать расширению знаний обучающихся о способах образования сложных и сложносокращённых слов;
создать условия для понимания отличий между способами образования сложных, а также сложносокращенных слов;
способствовать формированию навыков проведения различных видов анализа слова (морфемного).
Развивающие:
развивать умения анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;
создать условия для возникновения у обучающихся умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;
создать условия для развития памяти, мышления, внимания;
способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы.
Планируемые результаты обучения:
Личностные– понимают ответственность за свою деятельность, эмоционально-положительное восприятие обучения, умеют осознавать русский язык как основную национально-культурную ценность русского народа.
Предметные – владеют понятиями «словообразование», «сложное слово», «сложносокращенное слово, или аббревиатура»; Умеют различать виды образования сложных слов и аббревиаций.
Метапредметные развивают память, мышление, внимание; формулирую тему урока, определяют его цель; владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка, применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; применяют полученные знания анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Методы: словесный метод (объяснение), беседа, метод проблемной ситуации, практические методы (письменное и устное выполнение упражнений).
Оборудование урока: учебник по русскому языку.
Этапы урока:
I. Организационный момент (4 мин.);
II. Мотивация учебной деятельности (8 мин.);
III. Актуализация знаний(6 мин);
IV. Первичное усвоение новых знаний (15 мин.);
V. Рефлексия (4 мин.);
VI. Домашнее задание (3 мин.).
Ход урока:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I. Организационный момент
Цель этапа:настроить обучающихся на работу.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.
Коммуникативные:
взаимодействие с учителем и сверстниками;
Регулятивные: самоконтроль.
II. Мотивация учебной деятельности.
Цель этапа:подвести учеников к изучению новой темы, сформулировать тему и цель урока.
Ребята, откройте тетради, запишите число (двадцать пятое ноября), классная работа. Тему сегодняшнего урока давайте попробуем сформулировать вместе.
Для начала вспомним, какие слова мы называем сложными?
Ваша задача распределить слова по 3 группам. Сложение, сложение с суффиксацией и аббревиация - это способы образования сложных слов. Можем ли мы с вами догадаться, какое слово каким способом образовано?
Вам удалось почти точно распределить слова по группам. Как вы считаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?
Верно. Давайте запишем в тетради тему урока: «Способы образования сложных и сложносокращённых слов».
Сложение с суффиксацией: разноцветный, старшеклассник.
Аббревиация: ВУЗ, ООН, ЦУМ.
Способы образования сложных слов.
Познавательные:
поиск разнообразных способов решения задач;
Коммуникативные:
взаимодействие с учителем и сверстниками;
учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулирование собственного мнения.
III. Актуализация знаний.
Цель этапа: повторение изученного материала.
На прошлых уроках мы разбирали с вами другие способы словообразования русского языка.
Давайте вспомним эти способы.
Вы правы. Этими способами мы образовывали простые слова, в основе которых был 1 корень.
Для образования сложных слов мы используем другие способы, а именно сложение, сложение с суффиксацией и аббревиация. Подробнее рассмотрим каждый из них.
4 ученика работают у доски, а остальные работаю в тетрадях самостоятельно. (По окончании работы проводится взаимопроверка по партам.)
Каким способом образованы эти сложные слова?
Верно, у каждого слова 2 корня в составе и суффикс.
Во всех этих словах была соединительная гласная -о- или -е-. Как вы думаете, есть только эти 2 соединительные гласные?
На самом деле, бывают случаи, когда соединение слов берет на себя гласная -у-, -и- и даже дефис. Прочитаем материал на страницах 174-175.
Какие средства связи корней еще выделяют в словообразовании сложных слов?
Верно, также при образовании сложных слов может происходить соединение усеченных основ слов. Такие производные слова называются сложносокращенными словами или аббревиатурами. Таким способом образуются только существительные.
Наиболее распространены следующие разновидности аббревиации:
1. B пpoизвoднoм слoвe сoeдиняются названия начальных букв или начальные звуки каждого слова: МГУ (Московский государственный университет).
2.Производное сложносокращенное слово образуется путем соединения начальной части первого слова и целого второго слова: сбербанк (сберегательный банк).
3.Производное слово составляет из начала первого слова и конца последнего слова: мопед (мотоцикл-велосипед).
Как вы поняли, что такое аббревиация?
Перечислите разновидности аббревиации.
Выполним упражнение 81 для того, чтобыопределить виды образования аббревиаций. Разделим все слова на три группы в зависимости от образования:
1 группа: из начальных звуков или букв; 2 - из части первого и целого второго слова; 3 - из начала первого и конца второго слова.
Итак, читаем по цепочке слова, объясняем значение, распределяем по группам.
Первая аббревиатура СНГ. Как ее расшифруем?
Это Сотрудничество Независимых Государств. Как образована?
Верно, запишем в 1 группу. Продолжаем по цепочке.
С помощью этого упражнения мы разобрали все разновидности образования сложносокращенных слов.
1 ученик читает теоретический материал: «Сложение способ образования сложных слов, при котором в одно слово соединяются производящие основы двух или нескольких слов».
Соединение нескольких производящих основ в одно слово.
Сухоцвет, мореплаватель, звездопад и др.
Старший и класс.
Скалолаз (с нулевым суффиксом), газонокосилка, морозоустойчивый и др.
Варианты учеников.
Государственная дума, стенная газета, гидроэлектростанция.
Ученик читает задание: «Устно объясните значение производных слов с помощью производящих основ. Спишите сложные существительные, обозначьте все словообразовательные средства в слове.
Читают слова по цепочке:
Водонагреватель нагревает воду,
полководец ведет полк, землепроходец проходит земли, огнетушитель тушит огонь, торпедоносец «носит» торпеды (Торпедоносец тип самолета, предназначенного для поражения торпедами боевых кораблей в море и на базах), громкоговоритель громко говорит, броненосец носит броню (Броненосец броненосный артеллирийскийкорабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море), долгожитель долго живет, первооткрыватель первый открыл, землеройка роет землю, мореплаватель плавает по морю, посудомойка моет посуду, рукомойник моет руки, кофеварка варит кофе, паросборник собирает пыль, зубочистка чистит зубы, водомерка меряет воду (насекомое), трясогузка от слов «трясти» и «гузка» (хвостовая часть птицы.
Записывают первый пример в тетради.
Далее к доске идут 4 человека и выполняют разбор слов:
«Bсeгдa ли пpизнaкoм слoжнoгo слoвa являются сoeдинительные гласные o или e? Нeт, инoй paз poль oбъeдинитeля
слoв бepёт нa сeбя у: двугорбый, пoлумeсяц.
B сoздaнии слoжoгo слoвa может участвовать дeфиc этoт opфoгpaфичeский знaк пopoю выстyпaeт в кaчeствe сoeдинитeльнoгo швa между двумя словами: жар-птица, цаpь-пушка.
Ho слoжнoe слoвo может oбoйтись кaк бeз сoeдинительных гласных тaк и бeз дeфисa: Kалининград, Hoвгород.