12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Домаскина Екатерина Игоревна78
Россия, Ставропольский край, Ставрополь
3

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Способы образования сложных и сложносокращённых слов"

Технологическая карта урока русского языка

Домаскина Екатерина Игоревна

Тема урока: Способы образования сложных и сложносокращённых слов.

Класс: 6

УМК: Русский язык. 6 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Шмелёв А.Д., Флоренская  Э.А., Савчук Л.О. и др.  М.: Вертана-Граф, 2015.  288 с.

Тип урока: комбинированный.

Место урока в системе уроков: единственный урок в системе уроков.

Цели урока:

Воспитывающие:

  • способствовать ответственному отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  • способствовать развитию интереса к русскому языку у обучающихся;
  • создать условия для осознанного, уважительного отношения к родному языку, культуре, традициям;
  • воспитывать стремление к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю.

Обучающие:

  • способствовать расширению знаний обучающихся о способах образования сложных и сложносокращённых слов;
  • создать условия для понимания отличий между способами образования сложных, а также сложносокращенных слов;
  • способствовать формированию навыков проведения различных видов анализа слова (морфемного).

Развивающие:

  • развивать умения анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;
  • создать условия для возникновения у обучающихся умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;
  • создать условия для развития памяти, мышления, внимания;
  • способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;
  • способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы.


Планируемые результаты обучения:

Личностные  понимают ответственность за свою деятельность, эмоционально-положительное восприятие обучения, умеют осознавать русский язык как основную национально-культурную ценность русского народа.

Предметные – владеют понятиями «словообразование», «сложное слово», «сложносокращенное слово, или аббревиатура»; Умеют различать виды образования сложных слов и аббревиаций.

Метапредметные  развивают память, мышление, внимание; формулирую тему урока, определяют его цель;  владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка, применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; применяют полученные знания анализа языковых явлений на межпредметном уровне.


Методы: словесный метод (объяснение), беседа, метод проблемной ситуации, практические методы (письменное и устное выполнение упражнений).

Оборудование урока: учебник по русскому языку.

 


Этапы урока:

I. Организационный момент (4 мин.);

II. Мотивация учебной деятельности (8 мин.);

III. Актуализация знаний (6 мин);

IV. Первичное усвоение новых знаний (15 мин.);

V. Рефлексия (4 мин.);

VI. Домашнее задание (3 мин.).


 



Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Цель этапа: настроить обучающихся на работу.


Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Коммуникативные:

 взаимодействие с учителем и сверстниками;

Регулятивные:                       самоконтроль.

II. Мотивация учебной деятельности.

Цель этапа: подвести учеников к изучению новой темы, сформулировать тему и цель урока. 

Ребята, откройте тетради, запишите число (двадцать пятое ноября), классная работа. Тему сегодняшнего урока давайте попробуем сформулировать вместе.

Для начала вспомним, какие слова мы называем сложными?


Обратите внимание на доску:

Доска разделена на 3 части

1  сложение

2  сложение с суффиксацией

3  аббревиация.

Также записаны слова:

Зелено-карий, ВУЗ, разноцветный, звездолет, ООН, мореплаватель, старшеклассник, языкознание, ЦУМ.

Ваша задача распределить слова по 3 группам. Сложение, сложение с суффиксацией и аббревиация - это способы образования сложных слов. Можем ли мы с вами догадаться, какое слово каким способом образовано?


Вам удалось почти точно распределить слова по группам. Как вы считаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?


Верно. Давайте запишем в тетради тему урока: «Способы образования сложных и сложносокращённых слов».

Записывают число в тетради.








Слова, у которых в основе 2 и более корней.












Сложение: зелено-карий, звездолет, мореплаватель, языкознание.

Сложение с суффиксацией: разноцветный, старшеклассник.

Аббревиация: ВУЗ, ООН, ЦУМ.









Способы образования сложных слов.

Познавательные:

 поиск разнообразных способов решения задач;

Коммуникативные:

 взаимодействие с учителем и сверстниками;

 учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

 формулирование собственного мнения.



III. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала.

На прошлых уроках мы разбирали с вами другие способы словообразования русского языка.

Давайте вспомним эти способы.


Вы правы. Этими способами мы образовывали простые слова, в основе которых был 1 корень.

Для образования сложных слов мы используем другие способы, а именно сложение, сложение с суффиксацией и аббревиация. Подробнее рассмотрим каждый из них.





Ответы учеников: суффиксальный, приставочный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный.


Познавательные:

 осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

 структурирование знаний;

Коммуникативные:

 построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет;

 построение монологического высказывания;

Регулятивные:

 планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и к условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

Личностные:

 формирование границ собственного знания и «незнания».

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Цель этапа: изучение теоретического материала, усвоение темы при помощи решение типовых заданий.





1. Первичная проверка понимания.



























2. Первичное закрепление.




Откройте учебник на странице 171.  Прочитаем материал для запоминания.




Что служит главным средством образования при сложении?


Приведите свои примеры сложения.


Есть более сложный способ, когда к 2 корням присоединяется еще и суффикс.

Например, от каких слов образовано слово старшеклассник?

Корни в этом слове старш-, класс. Е  соединительная гласная и также есть суффикс –ник. Так, кроме сложения корней мы добавляем суффикс.

Можете придумать слова, которые образованны этим способом?


Хорошо, а помните ли вы, что такое аббревиатуры?

Аббревиатура  слово, образованное сокращением слова или словосочетания.

Как расшифруем Госдума, стенгазета, ГЭС,

Так 2 и более слов становятся 1 сложносокращенным словом.


Для закрепления выполним упражнение 75 на странице 173.




Нам необходимо определить значение слов, списать их и обозначить словообразовательные средства.

Во-первых,  прочитаем слова и определим значение слов. (Чтение слов по цепочке с объяснением значения.)



Видим, что это сложные слова, имеющие в основе 2 корня. Записываем и выделяем средства словообразования.

Первое слово  водонагреватель.

Выделяем корни вод-, -гре-(от слова греть), -на- приставка, -о-  соединительная гласная, суффиксы –ва-, -тель-, окончание нулевое.

4 ученика работают у доски, а остальные работаю в тетрадях самостоятельно. (По окончании работы проводится взаимопроверка по партам.)





Каким способом образованы эти сложные слова?

Верно, у каждого слова 2 корня в составе и суффикс.

Во всех этих словах была соединительная гласная -о- или -е-. Как вы думаете, есть только эти 2 соединительные гласные?


На самом деле, бывают случаи, когда соединение слов берет на себя гласная -у-, -и- и даже дефис. Прочитаем материал на страницах 174-175.


























Какие средства связи корней еще выделяют в словообразовании сложных слов?

 Верно, также при образовании сложных слов может происходить соединение усеченных основ слов. Такие производные слова  называются сложносокращенными словами или аббревиатурами. Таким способом образуются только существительные.

Наиболее распространены следующие разновидности аббревиации:

1. B пpoизвoднoм слoвe сoeдиняются названия начальных букв или начальные звуки каждого слова: МГУ (Московский государственный университет).

2.Производное сложносокращенное слово образуется путем соединения начальной части первого слова и целого второго слова: сбербанк (сберегательный банк).

3.Производное слово составляет из начала первого слова и конца последнего слова: мопед (мотоцикл-велосипед).


Как вы поняли, что такое аббревиация?



Перечислите разновидности аббревиации.




Выполним упражнение 81 для того, чтобыопределить виды образования аббревиаций. Разделим все слова на три группы в зависимости от образования:

1 группа: из начальных звуков или букв; 2  - из части первого и целого второго слова; 3 - из начала первого и конца второго слова.

Итак, читаем по цепочке слова, объясняем значение, распределяем по группам.

 Первая аббревиатура  СНГ. Как ее расшифруем? 

Это Сотрудничество Независимых Государств. Как образована?

Верно, запишем в 1 группу. Продолжаем по цепочке.














С помощью этого упражнения мы разобрали все разновидности образования сложносокращенных слов.

1 ученик читает теоретический материал: «Сложение  способ образования сложных слов, при котором в одно слово соединяются производящие основы двух или нескольких слов».


Соединение нескольких производящих основ в одно слово.


Сухоцвет, мореплаватель, звездопад и др.










Старший и класс.







Скалолаз (с нулевым суффиксом), газонокосилка, морозоустойчивый и др.



Варианты  учеников.





Государственная дума, стенная газета, гидроэлектростанция.


Ученик читает задание: «Устно объясните значение производных  слов с помощью производящих основ. Спишите сложные существительные, обозначьте все словообразовательные средства в слове.


Читают слова по цепочке:

Водонагреватель  нагревает воду,

 полководец  ведет полк, землепроходец  проходит земли, огнетушитель  тушит огонь, торпедоносец  «носит» торпеды (Торпедоносец  тип самолета, предназначенного для поражения торпедами боевых кораблей в море и на базах), громкоговоритель  громко говорит, броненосец  носит броню (Броненосец  броненосный артеллирийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море), долгожитель  долго живет, первооткрыватель  первый открыл, землеройка  роет землю, мореплаватель  плавает по морю, посудомойка  моет посуду, рукомойник моет руки, кофеварка  варит кофе, паросборник  собирает пыль, зубочистка  чистит зубы, водомерка  меряет воду (насекомое), трясогузка  от слов «трясти» и «гузка» (хвостовая часть птицы.


Записывают первый пример в тетради.











Далее к доске идут 4 человека и выполняют разбор слов:

полководец, землепроходец, огнетушитель, торпедоносец.

громкоговоритель, броненосец, долгожитель, первооткрыватель.

3  землеройка, мореплаватель, посудомойка, рукомойник, кофеварка.

паросборник, зубочистка, водомерка, трясогузка.


Сложение с суффиксацией.








Предположения учеников.






Чтение параграфа учебника:

«Bсeгдa ли пpизнaкoм слoжнoгo слoвa являются сoeдинительные гласные o или e? Нeт, инoй paз poль oбъeдинитeля

слoв бepёт нa сeбя у: двугорбый, пoлумeсяц.

B сoздaнии слoжoгo слoвa может участвовать дeфиc  этoт opфoгpaфичeский знaк пopoю выстyпaeт в кaчeствe сoeдинитeльнoгo швa между двумя словами: жар-птица, цаpь-пушка.

Ho слoжнoe слoвo может oбoйтись кaк бeз сoeдинительных гласных тaк и бeз дeфисa: Kалининград, Hoвгород.

Boт дpyгиe слoжные слoвa: сорвиголова, одиннадцатилетка.

Считать ли и сoeдинитeльнoй

глaснoй или пpинять кaк oкoнчaниe poдитeльного  пaдeжa?

Языковеды спopят.

Пoдoбныe спopы вoзникли и в отношении слoв типa сopвиголова, oбpазованных слoжением глaгoлa в повелительном наклонении и существительного.

Mнoгиe лингвисты считaют,

Что и в пoдoбныx сложных слoвax выпoлняeт фyнкцию соединительной

глaснoй: oбъeдиняeт основы, но при этом является значимой, в отличие от остальных словообразовательных морфем».


Соединение буквой у, и, дефисом.



































Способ образования сложносокращенных слов путем сложения усеченных основ.



1. Образование аббревиатуры из начальных букв или звуков слова.

2. Из начальной части первого слова и части второго.

3. Из начала первого и конца второго слова.
















Предположения учеников.



С помощью начальных букв слов.


Вуз (высшее учебное заведение)  1 группа, подлодка (подводная лодка) 2, ЦУМ (Центральный Универсальный Магазин)  1, стенгазета (стенная газета) 2, сантехника (санитарная техника) 2, физрук (физический руководитель)  3, ГЭС (ГидроЭлектроСтанция)  1, Госдума (Государственная дума) 2, Минобороны (Министерство обороны) 2,  зарплата (заработная плата) 2, химчистка (химическая чистка)  2, домработница (домашняя работница) 2, ЦСКА (Центральный спортивный клуб Армии)  1, военкомат (Военный Комиссариат)  3, РФ (Российская Федерация)  1 группа.



Познавательные:

 осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

 построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 структурирование знаний;

Коммуникативные:

 построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет;

 построение монологического высказывания;

 планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и к условиям ее реализации и, в том числе во внутреннем плане.

Регулятивные:

 планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и к условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

 осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

Личностные:

 формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека.

VI. Рефлексия. Итоги урока.

Цель этапа: подведение итогов урока, выставление оценок за урок.

Подведем итоги сегодняшнего урока:

На уроке мы изучали…



А именно…



Теперь мы умеем…


Урок мне очень…


Я похвалил бы себя за…


Я думаю, что за работу на уроке я получил оценку …, поточу что…


Выставление учителем оценок.



Способы образования сложных и сложносокращенных  слов.


Сложение, сложение с суффиксацией и аббревиация.


Отличать типы образования сложных слов.


Понравился.


Активную работу на уроке, за выполненное упражнение, за выученное правило и т.п.

Регулятивные:

 структурирование знаний;

 построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные:

 адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

Регулятивные:

 адекватное восприятие оценки учителя;

Личностные:

 формирование мотивов достижения и социального признания;

 формирование границ собственного знания и «незнания».

V. Домашнее задание.

Цель этапа: получение домашнего задания и инструктажа его выполнения.

Дома вам нужно выучить правило на страницах 173 и 172, выполнить упражнения 76 и 82. 

Записывают домашнее задание в дневниках.



Коммуникативные:

 взаимодействие с учителем и сверстниками;

Регулятивные:                       самоконтроль.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.