12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мускатина Виктория Юрьевна125
Россия, Забайкальский край, Чита
1

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4

Учитель: Мускатина Виктория Юрьевна

УМК: Т. Г. Рамзаева Русский язык. 4 класс

Место урока в системе уроков данного раздела: Имя существительное (16 часов), 12-й урок в разделе.

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии

Цель урока: формировать умение различать и проверять безударные окончания имен существительных в косвенных падежах

Задачи урока: образовательные (предметные):

развивать умение определять склонение, падеж имен существительных;

на основе наблюдений подвести ученицу к выведению правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных с помощью подстановки проверочных слов того же склонения и падежа, но с ударным окончанием;

составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных, научить им пользоваться.

Развивающие (метапредметные):

развивать мышление, внимание, речь учащихся

Воспитательные (личностные):

воспитывать интерес к предмету;

воспитывать организованность и дисциплинированность на уроке;

воспитывать коммуникативные способности через умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем;

воспитывать культуру поведения.

Коррекционные:

работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений;

развивать диалогическую речь;

активизировать мыслительную деятельность.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

Личностных: умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Познавательных: использование специальной терминологии; развитие умения использовать приобретённые знания для решения поставленных задач.

Регулятивных: осознавать свою способность к преодолению проблемных зон в обучении, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Коммуникативных: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы обучения:

частично-поисковый;

объяснительно-иллюстративный: беседа, объяснение;

практические методы: упражнения

метод проблемного обучения

Формы обучения:

работа с наглядным материалом;

работа с научным текстом (правилом);

работа по алгоритму

Особенности урока: ученица обучается по адаптированной программе для слабовидящих детей; материал воспринимается в большей мере на слух в связи с особенностями здоровья, дидактический материал предоставляется в доступной для зрительного восприятия форме.

Средства обучения и оборудование:

базовое рабочее место ученика (системный блок mac-mini; клавиатура Apple Keyboard; мышка Arctic M111; монитор AOC 919Vwa+; наушники Gal SLR-650; микрофон VRN-MIC3; колонки TopDevice TDS-501 Wood; веб-камера Qumo WCQ-10);

дидактический материал;

аудиозапись для проведения физминутки

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап.

Организационный момент

(4 минуты)

Цель этапа: создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие ученицы (интересуемся самочувствием, настроением).

Здравствуй, Ася!
Все ли готово к уроку?

Как твоё настроение?

Что ожидаешь от урока?

Мои ожидания: ты будешь организованной, внимательной и позитивной.

«Мозговой штурм»: игра «Верите ли вы»

В русском языке 6 падежей

У предложного падежа всегда есть предлоги

Существительное в именительном падеже — всегда второстепенный член

Подлежащее всегда стоит в именительном падеже

Начальная форма существительного — это слово в ед. ч. и в В.п.

В русском языке 3 типа склонения

Выбирает эффективные способы организации рабочего пространства

Умение организовывать свою учебную деятельность, создание мотивации для включения в учебный процесс

Приветствует учителя, рассказывает о своём состоянии, настроении и ожиданиях

Умение выражать свои мысли, чувства

Включение в процесс обучения

Умение контролировать свою деятельность и поведение

2 этап. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения

(10 минут)

Цель этапа:

-организовать актуализацию полученных ранее знаний о склонениях имени существительного и словарного слова : ГОРИЗОНТ

организовать фиксацию преодоления трудностей

Какие примеры для каждого типа склонения ты придумала в домашней работе? (после каждого типа склонения повторяем приметы данного склонения)

А с каким словарным словом познакомилась на прошлом уроке?

Произнеси его орфографически.

Дома ты выполняла фонетический разбор этого слова, давай посмотрим, что у тебя получилось?

Какие звуки вызовут опасность при письме?

Как проверим?

Составим предложение со словом ГОРИЗОНТ - продолжи:

На горизонте …

В предложении чем является «горизонт»?

Докажем, найдем основу.

Итак, главные члены - …

Резерв: выложить схему предложения

В каком падеже стоит сущ. «горизонт»?

Как узнала?

Какие еще приметы предложного падежа знаешь? Чем он интересен?

Ученик начал писать «на горизонт_» и не смог выбрать букву в окончании. Помоги ученику. Произнеси орфографически, как напишешь? Почему?

Называет 2-3 примера для каждого типа склонения и его приметы.

Работает со словарным словом — проговаривая его орфографически и орфоэпически, повторяет орфограммы.

Повторяет члены предложения, определяет падеж, выявляет затруднение.

Актуализация изученных знаний, активизация мыслительных процессов

Отвечает на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущих уроках раздела

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами коммуникации; умение вступать в диалог

Отвечает на вопросы учителя, делает выводы, прогнозирует тему урока

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся

3 этап.

Самоопределение.

Постановка цели и задач урока.

(3 минуты)

Цель этапа:

сформулировать и согласовать тему и цели урока

организовать побуждающий диалог на дальнейшую работу

Ученик проверил так: показался на столе — показался на горизонте

Чем похожи эти существительные?

А чем отличаются?

В каком слове в окончании спорят гласные? Почему?

Может ли слово «на столе» помочь выбрать окончание для слова «на горизонт_»? Как?

Итак, какой способ проверки безударного гласного в окончании имени существительного предложил ученик?

Цель: будем учиться проверять безударные окончания существительных с помощью проверочных слов с ударными окончаниями

Проговаривает цель и задачи урока с помощью учителя, используя опыт предыдущих уроков

Учится самостоятельно формулировать цель урока; правильно выстраивает речевые высказывания в устной форме

Учится формулировать цели урока, пользуясь помощью учителя

Планирование учебного сотрудничества с учителем - определение цели, способов взаимодействия

По наводящим вопросам приходит к постановке цели и задач урока.


 

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; предвосхищение результата и уровня усвоения предыдущих знаний

4 этап.

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

(3 минуты)

Цель этапа:

- организовать выполнение задания, ранее вызвавшего затруднения

Послушаем, что говорят ученые и сравним с нашим выводом:

Чтобы проверить окончание существительного, можно вместо существительного с безударным окончанием подставить существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием

Итак, мы проверили: на столе — на горизонте

Какие проверочные слова-подсказки предложили ребята для кадого склонения?

Пробуем проверить: на плече — на горизонте

Выбирает эффективные способы организации деятельности

Закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Проверяет способы проверки, предлагаемые учеными и другими учениками, заочно общаясь с ними.

Закрепление чужого опыта в собственном сознании

Чередует речевую активность и практическую работу

Саморегуляция и умение организовывать свое эмоциональное состояние

5 этап.

Физминутка

(2 минуты)

Цель этапа:

- обеспечить отдых учащегося во избежании переутомления

Танцевальная пауза под музыку

Произвольные движения под музыку.

Ориентация в пространстве

Пропевание вместе с актером

Умение релаксировать под музыку

Умение слушать и подбирать движения

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

6 этап.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

(5 минут)

Цель этапа:

- отработка умений и применение полученных знаний по теме

- зафиксировать алгоритм выполнения задания

7 этап.

 

Этап включения в систему знаний и повторения.

 

(10 минут)

Цель этапа:

-тренировать способность к самоконтролю, и самооценке;

-организовать самостоятельную работу учащегося;

- организовать ситуацию успеха по результатам выполнения работы

Воспользуемся подсказками ребят для выполнения упражнений.

Ответим на вопросы викторины и подумаем, как написать безударные окончания:

Где восходит солнце?

На восток_ (определяем склонение, падеж, подставляем подсказку: на плечЕ)

А где заходит?

На запад_ (определяем склонение, падеж, подставляем подсказку: на плечЕ)

На чем весной висят сережки?

На берез_ (определяем склонение, падеж, подставляем подсказку: на рукЕ)

На каких кустах в июне сиреневые цветы?

На сирен_ (определяем склонение, падеж, подставляем подсказку: на грудИ)

Резерв: история слова «викторина»

(от лат. «виктория» - победа)

Только ли в предложном падеже в безударных окончаниях спорят гласные?

Ученик оставил записку для мамы:

Мама! Я пошел к Толи.

Исправь ошибку, докажи свое решение.

Проверь еще одну записку:

Мама! Я у Толи.

Итак, в каких падежах нужно быть внимательными к безударным окончаниям имен существительных?

Резерв: продолжи предложения, подставив имена (Таня, Дима, Антон)

Мы пойдем …

Мы спросили о …

Объясни написание безударных окончаний

Ученица орфографически проговривает существительные, приходит к выводу, что безударные окончания нуждаются в проверке

Постановка учебной задачи; выстраивание дальнейшей работы с материалом

1. определяю склонение и падеж у проверяемого слова

2.

подставляю проверочное слово того же склонения в том же падеже

3.

выбираю окончание

Использование знаний, полученных на предыдущих уроках

Решение поставленной задачи с помощью учителя

Умение ставить перед собой учебную задачу

Выстраивание учебного сотрудничества с учителем; умение слушать и вступать в диалог;

умение самоорганизовываться и применять полученные знания в формулировке ответа

Формулирует ответы

Формирование монологической речи, умение давать полный и развернутый ответ

Использует полученные ранее знания в новой ситуации.

Ставит задачу для дальнейших действий с учебным блоком.

Саморегуляция и самоорганизация, осознание качества и уровня знаний

Развитие самостоятельности и самоконтроля

8 этап.

Рефлексия (подведение итогов).

(3 минуты)

Цель этапа:


 

рганизовать проведение самооценки учеником работы на уроке

Какую цель ставили в начале урока?

Как проверить безударное окончание имени существительного в косвенном падеже?

Каким алгоритмом воспользуемся?

Информация о домашнем задании.

Оцени свою работу на уроке.

Знания какого предмета сегодня пригодились на уроке?

Что показалось трудным?

Было ли скучно?

Покажи смайлик-настроение.

Спасибо за урок.

До свидания!

Обобщает результаты своей деятельности по достижению цели, по общей работе на уроке, межредметной направленности и эмоциональному настрою

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Участвует в обсуждении урока;

выражает собственное мнение о работе и полученном результате.

Монологическая, диалогическая речь.

Контроль, коррекция, оценка действий.

Умение участвовать в обсуждении проблемы.

Умение выражать свои мысли.

Анализ правильности выполненных действий и уровень усвоения.

Самооценка, осознание качества и уровня знаний

Используемые источники:

Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко, И. А. Никольской. - М.: Национальный книжный центр, 2013. - 336 с.

Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т. Г. Рамзаевой. 4 класс. - М.: Вако, 2015. - 464 с.

Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2011. - 160 с.

Тихомирова Е. М. Проверочные работы по русскому языку. 4 класс: к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык». - М. : Издательство «Экзамен», 2014. - 111 с.

Холодова О. А. Юным умницам и умникам: Задания по развитию познавательных способностей (10 — 11 лет) – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 220 с.

Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Русский язык/Авт. В. В. Волина. - М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. - 544 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.