12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Тахтаракова Валентина Анатольевна2162 Живу в небольшом городе Республики Хакасия. Стаж работы учителем математики более 30 лет. Россия, Хакасия респ., Сорск Материал размещён в группе ««ТРИЗ-удивляйся сам, удивляй других!»» |
Технологическая карта урока «Тропами уравнений», 7 класс
МБОУ «Сорская СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов» Республика Хакасия, г. Сорск Технологическая карта урока «Тропами уравнений» (с применением элементов технологий ТРИЗ-педагогики) Бродят по свету интересные случаи и душа иногда требует превратить их в интересные и занимательные вопросы. Так и появился этот урок. Выдающийся физик Альберт Эйнштейн – основоположник теории относительности - говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». Интересно? Интересно! Учитель: Тахтаракова В.А. Класс: 7. Предметная область: алгебра. Тема урока: «Решение уравнений» Цель: Развитие логического мышления, интуиции, внимания, математического, экологического, жизненного кругозора. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:формировать мотивацию к целенаправленной учебной деятельности;анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом; выражать положительное отношение к игровой и коллективной деятельности. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Познавательные: выявлять сущность, особенности объектов; обобщать по признакам. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи: планирование, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; предвосхищение результата и уровня усвоения.определять и формулировать цель учебной деятельности; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;оценивать результаты деятельности (чужой, своей). Коммуникативные: слушать и понимать речь других;применять навыки делового сотрудничества, работая в паре. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формировать навыки решения уравнений, коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля при самостоятельной работе и оценивании её результатов. План проведения урока. Самоопределение к деятельности - «Конкурс разведчиков». Мотивационная беседа. Приложение 1. Авторский опрос «Тарабарщина» - работа в паре. Приложение 2. Актуализация опорных знаний+экологическое просвещение: Приём «Разминка- интрига»: «Опасное» животное и «тарабарская» грамота. Динамическая пауза. Комплекс упражнений для глаз. Тест «Да-нетка»: решение уравнений + сообщения учащихся «Это многозначное слово «Корень» «Найди ошибку» в доказательстве. Работа двух вымышленных учащихся: Вити Верхоглядкина и Степы Смекалкина. Рефлексия деятельности-Метод «Бабочки» (АМО) Постановка домашнего задания. Приём «Необычная обычность» Заполнение листа самооценки. Приложение 3. Девиз урока: «Жизнь похожа на урок алгебры. Как только вы решите одну задачу, учитель задаёт следующую». Джеймс Дент. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока | Приём/метод | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. Самоопределение к деятельности-«Конкурс разведчиков» | Приём ТРИЗ «Отсроченная отгадка»: сегодня на уроке нас будет сопровождать «опасное» животное, шифры, в том числе «тарабарская грамота». | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на занятие. | Но сначала вы должны за 30 секунд прочитать тему урока, используя ключ.
Ответ:
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Выполняют элементы дыхательной гимнастики. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания+ рефлексия деятельности «лесенка успеха» | Интерактивная игра «Составь пару» | Рассказывает правила игры. | Задание. Соедините уравнения с результатом его решения | Выполняют задание на смартфонах, нетбуках. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание. Устная работа (работа в паре).
| Прием авторского устного опроса «Тарабарщина»-ТРИЗ Приложение 2. | Предлагает раскодировать тему урока. Ведет опрос. |
Ответ. Умащпепие-уравнение. | Отвечают на вопросы, заполняют лист самооценки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний+экологическое просвещение
| Приём «Разминка- интрига»-ТРИЗ начинается с одного или нескольких небольших заданий, которые ученики могут решить, опираясь на ранее изученный материал. На экране нетбуков по очереди появляются задания. | Проводит краткий инструктаж. Решив эти уравнения, вы узнаете название очень «опасного» животного. «Кроличья проблема» в Австралии Классическим примером необдуманного вмешательства человека в уникальную экосистему и его грандиозных последствий. Обыкновенный европейский кролик стал настоящей катастрофой целого континента. Так почему же безобидный кролик-«опасное» животное для Австралии? | Решить уравнения: И) -5х= -14; Т) 8х-15=2(4-х); М) 5х+6х=55; О) ; И) х(3х-2)=3х(х+3)-11; С) 31=111-х-7х. Пример заполненной таблицы для учащихся
Пример заполненной таблицы для учителя
| Готовность класса, включение учащихся в деловой ритм работы. Размышления учащихся на экологические темы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза. | Приём «Минуты расслабления и динамические паузы на уроках математики» | Проводит комплекс упражнений для глаз. | Комплекс упражнений для глаз. 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза. | Выполняют комплекс упражнений для глаз. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка уровня усвоения учебного материала -тест по теме «Решение уравнений» (взаимопроверка с кодом ответа)+ задача с древнего папируса+ устная индивидуальная рефлексия. | Прием «Да-нет». Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
| Предлагает выполнить тест. Задаёт вопрос: как связано слово, полученное в качестве кода ответа и слово, отгаданное в задании. | 1.Является ли число 2 корнем уравнения -2х+4=-2х Р) да; Т) нет 2.Являются ли числа –4 и 4 корнями уравнения х2-16=0 У) да; Е) нет 3.Имеет ли корни уравнение: 0х=- 10. Г) Нет; М) Да. 4. Верно ли, что корнями уравнения 3х (х-4)=х(3х -12) являются любые числа? О) Нет; А) Да. В древнем папирусе, дошедшем до нас, есть такая задача. «Куча и её седьмая часть составляют 16. Найдите кучу». Вот это да!!! Куча и математика. Сформулируйте эту задачу на современном математическом языке. Интересно? Интересно!
Итак, задача сводится к решению уравнения х+1/7 х = 16 /1/8 х=16, х=128. Доп. вопрос. Что интересного вы знаете про число 128? / 128=64*2, 128=25, … | Выполняют тест с последующей взаимопроверкой с кодом ответа. Отвечают на вопросы + идут сообщения учащихся «Это многозначное слово «Корень» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка уровня усвоения учебного материала | Приём «Найди ошибку»- метод поиска решений с целью выявления пробелов в знаниях учащихся- методика активизации группового поиска идей, решения проблемы. | Предлагает посмотреть на работу двух вымышленных учащихся: Вити Верхоглядкина и Степы Смекалкина | Витя Верхоглядкин доказал, что 4=5. 8 + 12 - 20 = 10 + 15 - 25 Ответ: Стёпа Смекалкин доказал: Витя утверждает, что равенство достигается за счет деления на ноль (2+3-5) = 0, а на ноль делить нельзя !!! | Отыскивают ошибку в рассуждениях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия- навык, который заключается в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. | Прием «Рука на пульсе".-отзыв, отклик, ответная реакцию на какое-либо действие или событие. | Рефлексия деятельности «Поляна успеха». Оценить межличностное, групповое взаимодействие. | Перед вами яркая, солнечная поляна. Не хватает бабочек. - все сделал правильно-пусть прилетят бабочки зелёного цвета. - встретились трудности-пусть прилетят бабочки жёлтого, красного, оранжевого цвета. - было много ошибок-пусть прилетят бабочки синего, фиолетового цвета. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать берёзу листьями и т.д. | Заполняют личную «Поляну» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка домашнего задания. | Приём «Необычная обычность.» (Гин А.-стр 27) | Информирует о домашнем задании. Читать п. 16, выучить определения. Письменно №… | ТЕДУБЕН (читай с конца слова, это слово лучше писать по вертикали) -для тех, кто получил оценку «5», остальным № … , но его надо найти, решив задание: у=21х+257, если х=3.
| Записывают в дневники домашнее задание. |
Приложение 1. Мотивационная беседа. Очень часто многие школьники задаются вопросом: «Зачем мне тратить столько времени на математику, учиться решать какие-то сложные уравнения, если мне это в будущем не понадобится?». Согласитесь, что у Вас тоже возникал такой вопрос. Так вот, в будущем по меньшей мере 20% людей так или иначе сталкиваются с решением уравнений. Конечно, среди них больше представителей мужского пола, но и представительницы женского пола иногда сталкиваются с необходимостью решить какое-нибудь уравнение (особенно, если работа как-то связана с бухгалтерскими задачами).
Конечно, нам рассказывают о решении уравнений не для бытовой жизни. В быту это вряд ли пригодится. Этому учат в качестве фундамента для дальнейших знаний в университете. И в зависимости от специальности это вам может и не понадобиться, однако если вы пойдёте учиться на прикладного или чистого математика, программиста, физика, инженера, химика. То есть, в общем, любая математическая, инженерная или естественнонаучная специальность, то это вам понадобится, более того, эти знания будут расширяться и обобщаться, и уже вот эти расширенные знания будут применяться в некоторой профессиональной области.
Уравнения нужны того, чтобы оптимизировать и механизировать труд того, кто делает вычисления. Представьте себе, что Вам необходимо производить одни и те же вычисления очень много раз, только с разными числами. С этим часто сталкиваются бухгалтеры, производя однотипные вычисления. Но если составить уравнение, взяв в нем ту величину, какую вы ищите за x, и, решив его в общем виде, вы значительно сократите время своих вычислений. Для этого как раз и существует окошко формул в Excel.. Поэтому я рекомендую Вам хороший сервис для решения уравнений в режиме онлайн:
Приложение 2. Прием авторского устной работы «Тарабарщина». Устные задания (без явной привязки к изучаемой теме), написаны на доске и в виде раздаточного материала-на каждой парте. Учащиеся работают в паре: на двоих выдаётся один шаблон- таблица с закодированным на «тарабарской грамоте» словом или словосочетанием, которое входит в название темы урока.
Комментарий. Одна из особенностей распространения письменности в Древней Руси – тайнопись. Как только письменность проникла в достаточно широкие круги населения, появилась необходимость в засекречивании написанного. Политические, военные, торговые, хозяйственные дела требовали сокрытых грамотиц. Возникло множество различных приемов криптограммы: одни из них не расшифрованы до сих пор, другие примитивны до наивности.
Пример, «тарабарская грамота» (простая литорея).
Простая литорея - шифр, широко использовавшийся в древнерусских рукописях. Представляет собой простейший шифр замены без ключа. Согласные в алфавите делят на две равные части, и первую пишут строкой в алфавитном порядке, а вторую под буквами первой в обратном порядке. Таким образом, получают таблицу. Употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, а гласные остаются без изменения.
Б | В | Г | Д | Ж | З | К | Л | М | Н |
Щ | Ш | Ч | Ц | Х | Ф | Т | С | Р | П |
Инструкции: Заполните таблицу. Решив всё правильно, вы получите слово. Расшифруйте его с применением «тарабарской» грамоты.
Буква | Задание | Ответ |
А | 0х=10,129 | хØ |
М | -5х= -1 | х= 0,2 |
Е | х2=49 | х= 7 |
Ш | 5х=5х | х |
И | (3-х)(3+х)=0 | х= 3 |
У | =0 | х=8 |
П | х:2=4:5 | х=1,6 |
Таблица для учащихся
Ответ | 8 | 0,2 | хØ | х | 1,6 | 7 | 1,6 | 3 | 7 |
Закодированное слово | |||||||||
Расшифрованное слово |
Таблица для учителя
Ответ | 8 | 0,2 | хØ | х | 1,6 | 7 | 1.6 | 3 | 7 |
Закодированное слово | у | м | а | ш | п | е | п | и | е |
Расшифрованное слово | у | р | а | в | н | е | н | и | е |
Приложение 3. Лист самооценки (сколько правильных ответов - столько и баллов)
Задание | Конкурс разведчиков | Самопроверка домашнего задания | Интерактивная игра | Устная работа «Тарабарщина» | «Опасное» животное | Задача с древнего папируса | Найди ошибку. | Итого |
Количество баллов |
Информационные источники
1. Сервис
2. Кабинет пользователя
3.
Комментарии (22)
сменить сортировкуНо можно было и не удалять ту публикацию, а редактировать.
А презентацию как лишнюю удалить? С уважением, В.А.